В.П. Богданов, А.В. Рукавишников. Взаимоотношения полоцких и смоленских князей в XII - первой трети XIII века. Часть 2
В 1146 - 1157 гг. (с небольшими перерывами) Русь стала ареной борьбы двух коалиций: первую возглавляли Изяслав и Ростислав Мстиславичи, вторую - Юрий Долгорукий и Святослав Ольгович. При помощи князя Юрия Святослав Ольгович получил в 1149 г. "Случек, и Клечск, и вси Дреговичи". Таким образом, он стал южным соседом Полоцкой земли. Благодаря положению своих новых владений, ему было удобно влиять на положение дел в Полоцке. События 1151 г. в Полоцке, очевидно, были согласованы со Святославом: полочане схватили своего князя Рогволда-Василия (зятя Изяслава Мстиславича) и выдали его Глебовичам Минским, посадив на полоцкий стол Ростислава Глебовича и заключив союз со Святославом Ольговичем как с верховным сюзереном: "Прислаша полотьчане к Святославу Олговичу с любовью, яко имети отцом собе и ходити в послушаньи его, и на том целоваша хрест его" 14 . Таким образом, Мстиславичи потерпели временное поражение в Полоцке.
После смерти Юрия Долгорукого в 1157 г. обстановка изменилась. Святослав Ольгович примирился с Ростиславом Смоленским. Одним из знаков примирения стал возврат полоцкого стола князю Рогволду-Василию в 1158 г.: "Том же лете иде Рогъволд Борисович от Святослава от Олговича искать собе волости, поем полк Святославль" 15 . С помощью "полка Святославля" князь, проведший семь лет в заточении, возвратил свою "отчину" - Друцк, а затем взял и Полоцк. На полоцкий стол вернулся родственник Ростислава Смоленского (муж племянницы). [21] Это свидетельствует о восстановлении влияния Мстиславичей в Полоцкой земле.
Оценку характера этого влияния затрудняет скудость источников по истории Полоцка за 1130-е - 1150-е годы. Однако известие о "договоре" 1137 года между Всеволодом Мстиславичем и Васильком Святославичем, а также родственные узы, связывавшие Рогволда-Василия Борисовича и Изяслава Мстиславича, свидетельствуют о том, что между Мстиславичами и Друцкой, а также Витебской линиями полоцких князей существовали союзнические отношения. Но наибольшим авторитетом в Полоцке в 1150-е годы обладал Святослав Ольгович, поддерживавший Минскую ветвь Всеславичей.
Усиление влияния смоленских князей на полоцких (1160- 1170-е годы). Отсутствие в летописях упоминаний Ольговичей в связи с событиями в Полоцке с конца 1150-х по конец 1170-х годов позволяет предполагать, что на время они перестали участвовать во внутриполитических коллизиях в Полоцкой земле. Это сказалось на взаимоотношениях полоцких и смоленских князей.
Сразу после захвата Полоцка в 1158 г. Рогволд-Василий организовал поход на минских Глебовичей с помощью Ростислава Мстиславича Смоленского: "И потом Рогъволодъ съвъкупи вое многы, Полочаны, и Ростислав Мстиславич пусти ему два сына в помочь: Романа и Рюрика, и Внезда, и смолняны, и новгородцы, и плесковичи, и сам бяше пошел, но вороти и (его. - Авт.) Аркад, епископ Новгородьский, идя (идущий. - Авт.) ис Киева". То, что сам Ростислав собирался участвовать в походе, говорит о значимости совершаемого предприятия. Одной из целей похода было возвратить Изяславль некоему Брячиславу: "Рогъволд же въда Изяславль Брячиславу, того бо бяше отцина". Возможно, это был Брячислав, упомянутый в русских летописях под 1127 г, как князь логожский и изяславльский, муж сестры Ростислава Смоленского и, вероятно, сын полоцкого князя Давыда Всеславича, изгнанного полочанами в том же году. Интересно сообщение летописи о том, что изяславльский князь Всеволод (сын Глеба Минского) добровольно уступил город, "имя великую любовь к Рогволду". Последний же "Всеволоду да Стрежев" и оттуда пошел к Минску, где находился Ростислав Глебович. После десятидневного стояния у города Рогволд заключил мир с Ростиславом 16 . В сообщении 1158 года важно то, что Всеволод Глебович становился союзником, если не вассалом, Рогволда-Василия (к сожалению, дальнейших сведений об их взаимоотношениях нет).
Итак, к началу 1160-х годов в Полоцкой земле сложилась следующая ситуация: Рогволд-Басили и вынужден был опираться на помощь смоленских князей, защищавших его как от вероятных внешних (например, Ольговичей), так и от внутренних (Глебовичей) врагов. Именно поэтому полоцкий князь регулярно выступал союзником Ростислава Мстиславича (с 1159 г. - киевского князя). Вот их совместные предприятия:
В 1160 г. Рогволд-Василий напал на Минск, чтобы освободить из плена Брячислава Изяславльского и некоего Володшу (видимо, его брата), незадолго до этого захваченных Глебовичами, и "посла же Ростислав... ис Киева помочь Рогволду с Жирославом с Нажировичем Торк 600". В том же году Всеслав (отчество летописи не упоминают) "ис Полоцка" участвовал в походе на князя Святослава Владимировича Вщижского в коалиции с сыновьями Ростислава Киевского (Романом Смоленским и Рюриком) и Ольговичами, бывшими в мире с Мстиславичами: "Поиде Святослав Ольгович ко Вщижю на Святослава на Володимирича, и Всеволодича с ним оба ходиста, и Рюрик с киевским полком, и Олег Святославич, Роман из Смоленска, и Всеслав ис Полоцка, Константин Серославич с Галичаны". Указание "ис Полоцка" означает участие Всеслава в походе с полоцкими силами, очевидно, с согласия Рогволда-Василия. Возможно, это был сын Василька Святославича, занимавший полоцкий стол в 1160-е - 1170-е годы и женатый на дочери Ростислава Мстиславича. О последнем факте свидетельствует известие Ипатьевской летописи под 1178 г., в котором Всеслава называют своим "зятем" (то есть мужем сестры) и Мстислав и Роман Ростиславичи. В следующем году [22] Рогволд-Василий проводил Святослава Ростиславича, бежавшего из Ладоги, до Смоленска 17 .
Центральным во взаимоотношениях смоленских и полоцких князей во второй половине XII в. являлся вопрос о владении Витебском: положение Витебска по отношению к устьям Усвячи, Каспли (через пороги) и Лучесы позволяли контролировать переправы из Днепра в Двину 18 . Под 1165 г. в Ипатьевской летописи имеется запись: "Том же лете Давыд Ростиславич седе Витебьски, а (и. - Авт.) Романови, Вячеславлю внуку, да (дал. - Авт.) Ростислав Васильев и Краен" 19 . Таким образом, в это время Витебск рассматривался смоленскими князьями как часть собственной территории. Вопрос состоит в Том, когда Витебск перешел к Смоленску?
По мнению ряда авторов, Витебск был передан полоцкими князьями смоленским в 1165 г. или около этого времени 20 . Однако ряд фактов указывает на более раннюю дату. После 1021 г. летописи долгое время не упоминают о Витебске. Не упомянут этот город и в Известий 1127 г. о походе коалиции русских князей в Полоцкую землю, хотя остальные крупные города Полотчины названы все. В сообщении 1127 г. также не упомянут Минск, захваченный в 1119 г. киевским князем Владимиром Мономахом ("В лето 6627 Володимер взя Менеск у Глеба у Всеславича, самого приведе к Киеву"), а в 1132 г. входивший во владения его внука Изяслава Мстиславича. Неупоминание Витебска в Известий 1127 г. признак того, что уже до 1127 г. он вышел из состава Полоцкого княжества. Когда это могло произойти? В Густынской летописи есть следующее описание похода коалиции русских князей на Глеба Минского в 1116 г.: "Поиде же Володымерь противу ему ко Смоленску со сынами своими, и Давыдом Святославичем, и Олговичи, и взя Вячеслав Володымерич Оршу, Копыль, а Давыд с Ярополком взяша Витепск, а Володымерь прииде к Смоленску". В Ипатьевской же летописи вместо Витебска назван Друцк 21 . В любом случае, в летописи под 1165 г. говорится не о присоединении Витебска к Смоленскому княжеству, а об ординарном слулае занятия князем своего стола. Факт владения Ростиславичей Витебском подтверждается записью в Ипатьевской летописи под 1195 г.: речь идет о передаче Витебского стола Рюриком Киевским - с согласия его брата Давыда Смоленского - Ольговичам: "Рюрикъ же рече емоу (Ярославу Всеволодовичу Черниговскому. - Авт.): "Азъ Витебьска стоупилъ тобе и посолъ былъ свои послалъ есмь ко братоу Давыдови, и поведая емоу, ажь есмь состоупилъся Витебьска тобе" 22 . В то же самое время (в 70 - 90-е годы) в Витебске сидят Васильковичи - Всеслав в 1175 г., Брячислав в 1180 г. и неизвестный князь, "зять" Давыда Смоленского, в 1195 г. (возможно, тот же Всеслав, упоминаемый под 1178 г, как "зять" Ростиславичей или сын Брячислава Василько, известный под 1180 г., а под 1209 г. названный "князем Витибьским") 23 . Это говорит о том, что фактически Васильковичи находились в вассальной зависимости от смоленских князей. Этому имеются следующие подтверждения в летописи.
В 1175 г. "тоя же зимы оженися Ярополк Ростиславич князь володимерьский, послав Смоленску (подчеркнуто нами. - Авт.), поя за ся княгыню Всеславлю дщерь князя витепьскаго и венчабя с нею в Володимери". Похожий эпизод мы встречаем и в 1239 г., когда "оженися князь Александр, сын Ярославль, в Новегороде, и поя в Полочске у Брячислава дщерь, и венчася в Торопие (подчеркнуто нами. - Авт.); и ту кашю чини, а в Новегороде другую" 24 . Торопец был одним из удельных центров Смоленского княжества. Таким образом, данные летописей о брачных союзах Васильковичей с представителями других ветвей династии Рюриковичей подтверждают зависимость Витебской линии от князей смоленских.
В 1162 г. Рогволд-Василий совершил очередной поход на Глебовичей - на этот раз на Городецкого князя Володаря (местоположение Городца, одного из уделов Полоцкой земли, до сих пор не установлено 25 ). Однако он потерпел сокрушительное поражение: "Рогволд же вбеже в Случьск и, ту быв три дни, иде в Дрютеск, а Полотьску не сме ити, зане же множьство погибе [23] Полотчан". Полочане же пригласили на свой стол Всеслава Васильковича. Это означало, что влияние смоленских князей расширилось от Васильковичей Витебских до масштабов всей Полоцкой земли. У смоленских князей появилась возможность влиять на внутренние дела соседей через своего ставленника. Например, в том же году организуется поход на Слуцк, в котором участвуют Рюрик Ростиславич, Ольговичи, туровский князь Святослав и "кривьские князья" (очевидно, союзные Ростиславу Васильковичи) 26 .
В конце 1160-х годов Ростиславичи Смоленские и Васильковичи выступили в составе большой коалиции южнорусских князей под эгидой Андрея Боголюбского против Новгорода. История взаимоотношений Полоцка и Новгорода в X - XI вв. характеризуется рядом драматичных эпизодов, таких, как захват Полоцка новгородским князем Владимиром Святославичем; разграбление Новгорода Всеславом в 1066/1067 (мартовском) году и т.д., однако в конце 1160-х годов роль полоцких князей в войне суздальского и смоленских князей против Новгорода была сугубо вспомогательной. В 1167 г. полочане перекрыли южные границы новгородской земли, не давая новгородцам связаться с их союзником Мстиславом Изяславичем Киевским, а затем ходили под началом князя Святослава Ростиславича на Русу. В 1168 г. Полоцк подвергся нападению новгородцев и псковичей: "В то же лето ходиша новгородцы со плесковици к Полтеску, и пожгоша волость, и воротишася от города за 30 верст". Можно сказать, что полочане поплатились за свое участие в походе 1167 года. В 1168 г. они участвовали на стороне Ростиславичей и Андрея Боголюбского в походе на Киев, а на следующий год снова вошли в антиновгородскую коалицию во главе с сыном Андрея Боголюбского Мстиславом 27 .
Примечания
14. ПСРЛ. Т. 2, стб. 445, 446.
15. Там же, стб. 494.
16. Там же, стб. 496, 292, 293.
17. Там же. Т. 7, с. 71; т. 2, с. 608, 609, 505, 509, 511.
18. См. НАСОНОВ А. Н. "Русская земля" и образование территории древнерусского государства. М. 1951, с. 151; БУЛКИН В. А. Историко- географические данные к проблеме возникновения городов Днепро-Двинского междуречья. В кн.: V Международный конгресс славянской археологии. Т. 1. Вып. 2а. М. 1987, с. 39.
19. ПСРЛ. Т. 2, стб. 525.
20. ДОВНАР-ЗАПОЛЬСКИЙ М. В. ук. соч., с. 154; ДАНИЛЕВИЧ В. Е. ук. соч., с. 93; АЛЕКСЕЕВ Л. В. Полоцкая земля, с. 278; ЕРМАЛОВIЧ М. I. ук. соч., с. 224.
21. ПСРЛ. Т. 2, стб. 285, 282, 283; т. 1, стб. 302; т. 2. Спб. 1843, с. 291.
22. Там же. Т. 2. М. 1998, стб. 693.
23. Там же, стб. 598, 609, 620, 621; т. 24. М. 1921, с. 85.
24. Там же, т. 1, с. 374; НПЛ, с. 289.
25. См. подробнее: АЛЕКСЕЕВ Л. В. Полоцкая земля, с. 184.
26. ПСРЛ. Т. 2, стб. 519, 521.
27. НПЛ, с. 32, 33, 220, 221.
Рубрика: Статьи.