Н.С. Калашникова. Право и правосудие в шведском городе XIII века. Часть 1
Формирование особой правовой системы в шведских городах в XIII-XIV вв. неразрывно связано с историей развития собственно городского строя Швеции. Традиционное хронологическое деление было выстроено А. Шюком в 1926 г. и уточнено А.А. Сванидзе1 в конце 80-х годов.
Первый этап (IV-VIII вв.) - возникновение редких протогородских «ядер» или «концентратов» - так можно обозначит пункт, где концентрировалась хотя бы одна урбанистическая функция или признак.
Второй этап (VIII-XI вв.) - развитие в эпоху викингов первых единичных так называемых «ранних городов» с относительной концентрацией ремесла и торговли и одновременно выполняющих функции политического или сакрального центра. По всей видимости, к этому времени следует относить истоки зарождения городского права как такового. О наличии специфического права рыночных местечек, выделявшихся среди прочих населенных пунктов, можно говорить с известной долей уверенности. В сочинении Римберта «Житие Ансгария» (ок. 875—888 гг.) упоминается о городском тинге, существовавшем в то время в знаменитой торговой эмпории - Бирке, на нем обсуждались и выносились решения по тем или иным вопросам, касавшимся городской жизни. Существовавшие там органы власти и торговые традиции не исчезли вместе с ее упадком и гибелью, а получили дальнейшее развитие в других городах, окончательное оформление которых происходит на следующем этапе урбанизации процесса.
Третий этап (1050-1250 гг.) - складывание многих средневековых городов и, одновременно, основных феодальных институтов: единого государства, монархии, вотчинной организации, упорядочивание налоговой системы и т.д. Основные функции городов того времени осуществлялись как в экономической, так и в административной сферах. В экономическом отношении они являлись центрами, где прежде всего были сконцентрированы торговля и ремесло. Однако в правовом отношении они все еще подпадают под действие областных законов, хотя, и играют доминирующую роль в округе.
Четвертый этап (1250-1350 гг.) - складывание системы средневековых городов с полным оформлением характерных городских [80] институтов, городским правом и т.д. на фоне завершения окончательного формирования феодально-сословной системы.
Впервые общегородское право Швеции было закреплено в Бьёркёарэттен (bjrkoearaetten; далее: БР) - правовом документе, регламентирующем практически все сферы жизнедеятельности города и горожан. В нем были зафиксированы как положения обычного права, так и вопросы, касающиеся муниципального управления, торговых операций, собственности в городе и т.д.
Судя по содержанию, Бьёркёарэттен представляется нам синтезом древних морского, торгово-купеческого, муниципального права и областных правовых обычаев. Построенный на казусной системе, как и областные законы, БР является феноменом особого рода - редким для Европы образцом раннего общегородского права.
Происхождение древнейшего городского права Швеции вызвало обширную дискуссию, которая ведется уже на протяжении нескольких столетий. Большинство ученых согласны в том, что первоначально запись БР была специально сделана для Стокгольма и, что сам БР не был связан с Биркой, как предполагал первый его издатель - Юхан Хадорп, озаглавивший текст следующим образом: «Право Бирки, т.е. древнейший городской закон в Шведском государстве, впервые примененный в Бирке много сотен лет назад, но затем Биргером Ярлом данный Стокгольму в 1254 г...»2 В вопросе о записи БР следует, по всей вероятности, ориентироваться на сведения знаменитой «Хроники Эрика», записанной в первой трети XIV в., автор которой пишет об "основании" Стокгольма при королях Эрике Шепелявом и Вольдемаре (первом «Фолькунге»), то есть в середине XIII в. По предположению А.А. Сванидзе, БР мог быть записан тогда же или вскоре после этого события, возможно, еще при ярле Биргере, который построил в Стокгольме первый замок, или королях новой династии, видимо, желавших создать себе опору против «столицы» мятежной знати – старинной Упсалы.
Со временем стокгольмским, как его принято называть в шведской историографии, БР получают право пользоваться и другие города. Подтверждением этому служит оригинальный текст БР, где упоминается о жителях Лёдёсе. Очевидно, при переписывании стокгольмского БР для Лёдёсе писец просто-напросто поменял везде название Стокгольм на Лёдёсе, сохранив при этом все стокгольмские топонимы, так как не знал, чем их заменить.
БР формально действовал в шведских городах до середины XIV в., когда благодаря законодательной инициативе короля Магиуса Эрикссонса был кодифицирован не только первый общешведский свод [81] законов - Ландслаг, которой касался вопросов городской жизни лишь поверхностно, но и специально посвященный городам и их проблемам Стадслаг («Закон городов»). Стадслаг был принят между 1350 и 1375 гг., но ссылки на БР встречаются и после этого, до XVI в.3
БР не был систематизирован. Только второй издатель закона К.Ю. Шлютер поделил БР на 41 раздел, каждому из которых дал название, исходя из смысла текста4. БР отличается также от всех прочих шведских законов краткостью и отсутствием определенной системы составления. Так, уголовные дела в нем разбираются чересчур подробно, в то время как имущественному праву, особенно наследному, уделяется на удивление мало внимания, что, вероятно, указывает на роль областных законов. Также нет и четкой последовательности в изложении законов: подчас одному и тому же разделу права посвящены сразу несколько различных глав. Это объясняется архаичностью правовой системы БР, которая строится не на аналитическом, а на казуистическом подходе к праву. Здесь, однако уже встречаются полностью сложившиеся юридические термины, например, «кража», «несчастныймслучай». Характерно, что язык БР кажется более официальным по сравнению с областными законами. Таким образом, первый городской закон значительно отличается от областных шведских законов этого времени не только характером содержания, но и рядом формальных признаков.
Приступая к анализу шведского городского права XIII в., прежде всего необходимо выявить границы действия этого права. В тексте встречается выражение «в границах города»5, по которым, без сомнения подразумевается не сам город, окруженный крепостной стеной, а все территории, на которые распространялось право конкретного города. Опираясь на положение гл. 13 (§2): «За все правонарушения, совершаемые между Лёдёсе и Конунгсхамн [или] в Конунгсхамн, штраф накладывается по праву Лёдёсе. За все преступления, совершаемые на Осё, штраф также выплачивается по закону города", можно предположить, что право Стокгольма начинало действовать уже в окрестностях Конунгсхамна6. Многие исследователи отмечали при этом не совсем ясное значение этого положения, предлагая свои толкования. Так, Шлютер, обращая внимание на это место в тексте, [82] полагает, что здесь речь идет о преступлениях, совершенных по соседству, во время морского путешествия в или из города. Именно из этого он сделал вывод о том, что первоначально вместо «Лёдёсе» в тексте стояло «Стокгольм», а «право Стокгольма» было заменено переписчиком на «право Лёдёсе», когда этот правовой документ был приспособлен для Лёдёсе. Таким образом, по мнению Шлютера, текст следует читать так: «За все правонарушения, совершаемые между Стокгольмом и Конунгсхамн [или] в Конунгсхамн, штраф налагается по праву Стокгольма. За все преступления, совершаемые на Осё, штраф также выплачивается по закону города». Другое мнение высказывает Г. Булин. Он пишет: «Основная мысль [этого положения] ясна: преступления или проступки, совершаемые во время путешествия из Лёдёсе в Конунгсхамн, где начиналась область юрисдикции Стокгольма, наказываются по праву Лёдёсе, - а в продолжении путешествия до Стокгольма по «городскому», т.е. праву Стокгольма, которое подразумевалось»7. Свое предположение он строит на основе буквального прочтения текста. В любом случае, все исследователи согласны в одном: юрисдикция Стокгольма простиралась до Конунгсхамн.
Житель города, чаще всего в тексте именуется byaman (поселянин), но в то же время этот термин не являлся единственным. Несколько раз встречается также слово stadsbo, которое употреблялось в сходном значении. На основании БР трудно судить, каким образом формировалось употребление понятий с одним и тем же значением: являлись ли они полностью идентичными или имели различия в нюансах. Такой поселянин или горожанин обладал правом судиться лишь в родном городе и разбирательство преступления, совершенного в ином месте, не производилось, пока человек не прибывал в родной город или в область, которая находится под юрисдикцией данного города8. БР предписывает судить все правонарушения, имевшие место в городе, лишь по городскому праву. Полагалось наказывать каждого, кто, не удовлетворившись решением суда в том городе, где разбиралось дело, пытается добиться его пересмотра в другом городе9. Однако одновременно в БР было зафиксировано также право городского жителя апеллировать к «епископскому своду законов или другому записанному праву»10. По всей вероятности, под «епископским сводом законов» едва [83] ли может иметься в виду что-либо иное, нежели каноническое право, а под общим выражением «к другому записанному праву» следует, повидимому, понимать или областные законы, уже записанные к этому времени, или, что менее вероятно, какое-либо немецкое городское право. Постановление гл. 7 Хольмбек и Вессен считают относящимся ко времени, когда городское право еще не было зафиксировано письменно. В этом случае создавалась возможность обратиться от устного законоговорения и обычного права к кодифицированному областному праву11. Такие письменные сборники областных законов составляли наряду с недостаточно полным БР правовую базу, служившую основой для разбирательства дел, решение по которым не могло быть принято на основании только БР. Именно этим, по всей видимости, можно объяснить и то, что в БР абсолютно нет глав, посвященных церковному праву, так как при необходимости можно было обратиться к уже существующим правовым нормам в областных законах и другим документам.
Анализ текста БР позволяет провести достаточно полную реконструкцию порядка судопроизводства в средневековом шведском городе. Необходимо сразу подчеркнуть, что органы судопроизводства в шведских городах были тесно сращены с органами городского управления в целом. Решающая роль во всех городских делах в XIII в. принадлежала королевскому фогду (fogde), который в числе прочих дел принимал участие в судебных разбирательствах и утверждал все решения городских властей. Кроме того в пределах города и его округи судебной властью обладал и выборный городской совет (rad), во главе с бургомистрами. На заседаниях городского совета разбирались тяжбы различного рода. В тексте неоднократно предписывается рассматривать вопрос "перед сидящим советом"12, т.е. на заседании совета, что можно сравнить с предписанием Городского закона Висбю о том, что «фогды всегда сидят, когда они судят, и фогды всегда должны иметь двух сидящих родманов»13. Интересны, но не вполне ясны и судебные полномочия городского тинга (byamot, byating). Судя по ряду предписаний БР, он имел главным образом именно судебные функции14. На нем разбирались прежде всего дела, связанные с кредитными и долговыми обязательствами, торговыми операциями, которые касались наследственной земли и другими хозяйственными и коммерческими делами частных лиц (но не города в целом). [84]
Торгово-купеческому праву, связанному с внешней морской торговлей, посвящены многие главы БР. Прежде всего в гл. 8 (§3) регламентируются время и место торговли: «Все покупается так долго, как осуществляется торговля (marknad)15, это происходит от пасхи до мессы Мортена, повсюду между самыми крайними сооружениями, которые город выстроил с юга на север». Как справедливо указывает А. Шюк, в этой главе речь идет о времени, когда было возможным судоходство на оз. Мэларен и вообще на Балтике: этот сезон начинался на пасху и заканчивался 11 ноября. В это время иностранные купцы имели право покупать товары в городе и продавать привезенные с собой товары городским жителям16. Что же касается места торговли «между самыми крайними сооружениями, которые город построил с юга на север», то здесь надо понимать, без сомнения, наиболее древнюю часть города Стокгольма, ограниченную с разных сторон мостами. Основание для такого вывода заключается в положении Стадслага Магнуса Эрикссона, в котором особое внимание уделяется двум Северным мостам (Norrabro) и Южному мосту (Soedrabro) как местам где происходила торговля17.
Положения гл. 8 (§1, 2) БР регламентируют торговлю товарами, ввозимыми в город на корабле. Прибывая в порт на своем корабле, его владелец должен был прежде всего перевезти все свои товары на берег, «в дом». Под выражением «в дом», вероятно, следует понимать некое сооружение, например, склад, находившийся на берегу, либо в доме местного жителя. За хранение товаров в этом помещении город, видимо, взымал с владельцев товаров пошлину. Именно этим было обусловлено, скорее всего, и другое положение главы: «Затем он должен поставить в известность фогда и предложить ему купить товар, который он привез, в течение трех дней. Фогд должен помогать ему и оказывать содействие. До этого времени он (т.е. купец) ничего не продает». Такое право фогда на первоочередную покупку, вероятно, являлось традиционным и показывает особую роль королевского представителя в городе, но не исключено также и то, что такая вынужденная задержка товаров на складах города являлась источником дополнительного дохода в городскую казну.
Комментарии
1. Сванидзе А.А. Генезис феодального города в раннесредневековой Европе: проблемы и типология // Городская жизнь в средневековой Европе. М., 1987.
2. "Bjaerkoea Raetten. Then aer: Then aeldsta stadz lag i Sveriges Ryke. Foerst brukat i Bioerkoeoe maenga Hundra de Agr sedan, Men af Byrger Jarl sedermera naegot tiloekt Ahr 1254 och Stockholms Stadgifwen...".
3. Сванидзе А.А. Городские хартии и распространение муниципальных привилегий в шведских городах с середины XIII пo XV в. // СВ. 1972. Вып. 35.
4. Bjaerkoearaetten // Samling af Sweriges Gamla Lagar. Utg. af C.J. Schlyter. Lund. 1844. V. VI. (Далее: Bjr.) Это деление было полностью повторено и последними издателями закона Хольмбеком и Вессеиом.
5. Bjr. В. 19 (§1). Необходимо обратить внимание на нюанс в переводе данного места в тексте. Так, здесь употребляется выражение не innaen mur, т.е. в пределах городской стены, a innaen stadsins mark, т.е. в пределах города.
6. Конунгсхами, современный Кюнгсхамн, располагался на северо-восточном окончании Сиклаёи, при входе в гавань Скюрюсунд. Упоминаемый в тексте Осё - остров, на котором располагается Сёдермальм (ныне в черте города).
7. Bolin G. Stockholms uppkomst. Stockholm, 1933. S. 303-304.
8. Bjr. B. 13 (§2): "Если человек виновен в преступлении, совершенном в других землях или других городах, не будет это разбираться ранее, чем он прибудет в Конунгсхамн, и тогда он будет платить все штрафы согласно праву города".
9. Bjr. В. 4: "Если кто-либо привлекает другого к суду перед фогдом и родманами и этот другой платит штраф и [выполняет] все по закону, а тот, кто жаловался, не удовлетворившись судом фогда и родманов, привлекает его (т.е. ответчика) по тому же самому делу в другом городе и будет законно в этом уличен, он платит штраф в марок серебром”.
10. Bjr. В. 7.
11. Sveriges landskapslagar tolkade och foerklarade for maidens svenskar / Utg. av A. Holmback och E. Wesson. Stockholm: Uppsala. 1946. Ser. IV. S. 474.
12. Bjr. B. 21 (§2): "Тот, кто перед сидящим советом говорит дурно о фогде или родмане, платит штраф в тринадцать марок серебром".
13. Visby stadslag. В. II: 12.
14. Сванидзе А.А. Из истории городского строя Швеции XIII в. // СВ. 1965. Вып. 28. С. 85- 86.
15. Под встречающимся здесь слово marknad (ярмарка), по мнению А. Шюка, следует понимать fri handel, т.е. свободную торговлю.
16. Schueck A. Studier roerande det svenska stadsvaesendets uppkomst och aeldsta utveckling. Upplsala, 1926. S. 268.
17. Stadslag. Km. В. XVII.
Рубрика: Статьи.