Н. Т. Абдимомынов. Кипчакский фактор в истории Золотой Орды и Египта. Часть 2

Кипчаки стали главным податным населением степи, только у них вместо своих кипчакских феодалов появились новые - монгольские11. Кроме этого, кипчакский фактор был решающим в этнополитической истории Золотой Орды. Об этом арабский автор аль-Умари сообщает: "В древности это государство было страною кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар) и все они стали точно кипчаки, как будто одного с ними рода, оттого, что монголы и татары поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их (кипчаков). Таким образом долгое пребывание в какой-либо земле заставляет натуру человеческую уподобляться ей и изменяет прирожденные черты согласно ее природе..."12. Тем не менее, влияние кипчаков продолжало расти, монголы с первых же десятилетий своего пребывания в кипчакской степи начали активно ассимилироваться. К середине XIV в. этот процесс был фактически завершен и потому монгольское государство "Золотая Орда", в персидских и арабских исторических сочинениях нередко именовалось как Кипчакское ханство.

Таким образом, элемент "кипчак" постоянно присутствовал в названии державы Джучидов. Более того, по прошествии достаточно короткого периода времени тюркский язык, на котором говорили кипчаки, стал основным языком общения в Улусе Джучи13.

Вместе с тем, огромное количество взятых в плен кипчаков обращалось монголами в рабство. Восточные рынки были наполнены рабами побежденных монголами народов, среди которых в наибольшем количестве были половцы (кипчаки)14. В плен - в рабство на продажу и для себя брались те воины и их семьи, которые оказывали сопротивление или участвовали в борьбе того или иного феодала против монголов. Судьба их была, несомненно, тяжкой, но даже эти несчастные участвовали в общем процессе этногенеза. Арабский автор аль-Айни писал: "Взятые в плен из этих народов были отвезены в земли Сирийские и Египетское. От них-то и произошли мамлюки 'Адилийские, Камилийские, Ашрафийские, Му'аззамийские, Насирийские да 'Азизийские [155], оставившие прекрасные следы в государствах мусульманских"15. Особенно отважные и энергичные кипчакские воины в Египетском султанате стали гвардией султанов - мамлюками. В конце концов, мамлюки захватили власть в султанате и поставили своих султанов из кипчакских знатных родов. В числе этих пленных тюрков и был Бейбарыс, родоначальник династии мамлюкских султанов, и правивший позднее Калаун. Оба они происходили, если верить сообщению ал-Айни, из тюркского племени бурджоглы16. По словам ал-Умари, тюрки, вывезенные из кипчакской степи, отличались добросовестностью, храбростью, совершенством своих станов, красотой своих фигур и благородством характеров. Большая часть египетского войска состояла из мамлюков, из среды которых выдвигались и весьма искусные военачальники. Кроме этого, ал-Умари подчеркивает, что египетские султаны из мамлюков "чувствовали склонность к своим родичам" и стремились как можно больше заселить ими Египет17. Й. Хаммер-Пургшталь в своем труде о Золотой Орде неоднократно упоминает о происхождении Бейбарыса, которое следовало из сообщений восточных авторов, и подчеркивает кровную заинтересованность его в добрых отношениях со своими родичами18.

Византийский историк и современник Георгий Пахимер сообщает что, "...египтяне по-прежнему ценили скифское племя (команов), покупая в рабство людей из этого народа, особенно набирая из них войско, а теперь, когда скиф стал во главе верховной власти, скифское племя особенно начало цениться в Египте как основа военной силы. ...Вследствие постоянного притока с севера пленников и за деньги купленных юношей росла военная сила египтян, а вместе с тем увеличивалась их смелость, так что они начали выступать с определенных границ и позволяли себе нападать на соседей и наносить вред христианам19.

Другой византийский историк Никифор Григор не дает кипчакам другого имени, как команы, и говорит о них как о скифах, сообщая что: "Проходя с одним или двумя судами в год в страны европейских скифов, обитающих у Азовского моря и на Дону, и то набирая у них добровольных перебежчиков, то покупая рабов у господ и детей у родителей, эти суда возвращались в египетский Вавилон и Александрию, доставляя таким образом египтянам скифскую военную силу. Ибо египтяне не пригодны к военному делу, будучи весьма трусливы и лишены мужества; посему принуждены набирать на военную службу иноземцев и допускать наемников, так сказать, к господству над собой, сняв с них заботу о делах, от которых зависит человеческая жизнь. Но прошло не так много времени и египетские арабы, под указанным предлогом составили такое войско, что стали не только грозным врагом не только западным, но и восточным народам. Они поработили Африку и всю Ливию до Геркулесовых столбов (Гибралтарский пролив. - Н. А.), затем Финикию и Сирию и всю приморскую страну до Киликии, погубив бывшее там население. Так же поступили с другими и особенно с галатами и кельтами, прибывшими с запада и давно уже владевшими лучшими здесь местами и городами"20.

Египетские султаны стремились иметь как можно больше рабов с Золотой Орды. У них были тысячи мамлюков. По одной из версий султан Калаун имел 12 тыс. мамлюков. Его сын ан-Насир, судя по хроникам, тоже купил 12 тыс. мамлюков. А когда мамлюк возвышался и становился эмиром, он сам покупал невольников. Кроме этого, число мамлюков в Египте постоянно возрастало еще и потому, что преуспевающие мамлюки вызывали к себе родных и близких, по мере сил выдвигали их, помогали получить высокие посты. Мамлюки-кипчаки представляли собой наиболее значительную силу Египта, где были как рабы-кипчаки, так и свободные люди из государства кипчаков. Последних было так много, что их пребывание в стране оставило заметный след в истории Египта. Вся эта масса кипчаков, влиявших на все слои египетского общества, довольно быстро растворилось в нем. Некоторые следы их пребывания и относительной самостоятельности сохранились, в частности, в наименовании одного из каирских кварталов - Орду21.

Таким образом, кипчаки в XIII-XIV вв. переживали сложные исторические коллизии, связанные, прежде всего, с нашествием монгольских племен. Часть их продолжала жить в пост-монгольских государствах. Более того, они сыграли важнейшую роль в этнополитических процессах, происходивших в Евразии, и даже в Северной Африке (Египте).


Примечания

11. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М. 1973, с. 39 - 42.

12. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I, с. 174.

13. ПОЧЕКАЕВ Р. Ю. Батый. Хан, который не был ханом. СПб; 2007, с. 106.

14. ПЛЕТНЕВА С. А. Половцы. М. 1990, с. 182.

15. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I, с. 350.

16. LANE-POOLES. A History of Egypt. L. 2010, p. 278.

17. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I, с. 172.

18. HAMMER-PURGSTALL J. von. Geschichte der goldenen Horde in Kiptschak, das ist: der Mongolen in Russland. 1840, S. 170, 181.

19. УСПЕНСКИЙ Ф. И. Византийские историки о монголах и египетских мамлюк. Византийский временник. М. 1926. Т. XXIV, с. 2 - 3.

20. Там же, с. 5 - 6.

21. АМИН аль-ХОЛИ. Связи между Нилом и Волгой в XIII-XIV вв. М. 1962, с. 11 - 12.


Абдимомынов Нуртас Талгатжанович - кандидат наук, Казахский национальный университет им. аль-Фараби. Республика Казахстан, Алматы.

Рубрика: Статьи.