П.Ш. Габдрахманов. Имя, семья и familia во Фландрии XII-XIII веков. Часть 3
Не влияли, видимо, различия в их правовом статусе и на круг выбираемых ими имен при имянаречении своих детей. Сравнив отдельно для каждого монастыря именники родословных у свободных и у сервов, можно заметить, что они по совокупности являются практически одинаковыми у зависимых разного статуса. Однако, они оказываются не вполне одинаковыми, если сопоставлять генеалогии одной и той же социальной подгруппы (например, сервов), но из разных монастырей. Выясняется в этом случае, что степень распространения некоторых германских мужских (см., например. Walterus, Willelmus) и женских (Ava, Avina, Heila) имен среди членов генеалогий зависела в гораздо большей мере от их принадлежности к той или иной конкретной сеньории, а не от правового статуса (см. графики 3а и 3б).
Это обстоятельство заставляет с большим вниманием отнестись к тем антропонимическим различиям, которые все же имели место в генеалогии церковных зависимых из обеих сеньорий. Прежде всего, бросается в глаза некоторое сокращение доли германских и увеличение доли христианских имен и у мужчин, и у женщин из сеньории Гентского [129] монастыря при одновременном усилении у них (особенно явственно у женщин) концентрации имен (см. графики 2а и 2б). Более детальный анализ именников полностью подтверждает эти наблюдения. Число наиболее распространенных имен явно сокращается в сеньории Генгского монастыря. Если в генеалогиях из Энама, встречается лишь одно мужское германское имя (Amulphus), которое носят свыше 10% мужчин с германскими именами, зависимых от этого монастыря, то в родословных из Гента таких имен уже три: к Amulphus добавляются Walterus и Willelmus (см. график 3а). В общей совокупности эти три имени носят уже свыше половины мужчин с германскими именами из этой сеньории. Постепенно концентрируются и женские имена. Среди женских германских имен получают особое распространение два имени: Heila и Ava (Avina), а среди негерманских - Margareta (Greta) (см. графики 3б и 4б).
Однако, вряд ли эти различия в именниках из обеих сеньорий напрямую связаны с их принадлежностью к церковным зависимым из разных сеньорий. Вероятнее всего, они лишь отражают общий процесс концентрации и христианизации имен, шедший в течение XII-XIII вв. и просто лучше проявившийся в более поздних в основной своей массе генеалогиях Гентского монастыря (см. табл. 1). Что же касается некоторых других антропонимических особенностей генеалогий зависимых монастырей Энама и Гента, то они, видимо, имеют чисто региональный характер, поскольку (как выяснилось) в средневековой Фландрии не всегда были абсолютно одинаковыми даже именники жителей соседних деревень 24.
Таким образом, исходя из полученных результатов, существенные различия генеалогического, демографического и антропонимического характера в родословных sainteurs из Энама и tributaires из Гента мной не прослеживаются. Свидетельствует ли это о полном отсутствии влияния монастырской сеньориальной familiae на некоторые проявления частной жизни ее членов, в частности на их семейно-родовое самосознание, демографическое поведение и систему имянаречения?
Казалось бы, вовсе нет. В ряде случаев, напротив, это влияние представляется совершенно очевидным. Например, легко выявляется связь между одинаковыми в обеих сеньориях порядком наследования статуса по материнской линии и женскими по типу генеалогиями sainteurs. Вероятно, это означает, что и в сознании самих церковных зависимых родству по материнской линии также придавалось по крайней мере не меньшее значение, чем родству но отцовской линии. Ведь именно от статуса матери зависело определение и сохранение их правового положения в сеньории. Однако, определяющую роль здесь вряд ли играли сеньориальные обычаи наследования статуса и соответствующего [130] им порядка описания генеалогий зависимых в конкретной сеньории, ибо они были идентичными у всех церковных сеньорий данного региона (причем не только самого графства Фландрии, но и некоторых сопредельных с ним территорий). Соответственно, речь должна идти о влиянии на семейно-родовое самосознание sainteurs не обычаев конкретной сеньории, а региональных сеньориальных обычаев. Значение же той или иной конкретной сеньории в этом случае ограничивалось, видимо, ролью простого передаточного звена в механизме такого влияния.
Кроме порядка наследования статуса оказывал влияние на структуру их генеалогий и сам правовой статус отдельных категорий sainteurs в сеньории. Выясняется, что в генеалогиях церковных зависимых, происходящих из сервов, мужские родичи были представлены в гораздо большем числе, нежели в генеалогиях зависимых из свободных. При этом и у тех, и у других статус наследовался, а родство в генеалогиях велось везде одинаково по материнской линии. И хотя пока не понятно, что же заставляло с таким вниманием описывать мужчин в генеалогиях бывших сервов по сравнению с генеалогиями свободных, и что же скрыто за всем этим, ясно другое: полная идентичность самих различий в генеалогиях sainteurs различного происхождения в разных сеньориях говорит о том, что здесь все же решающее значение имела не связь зависимых с той или иной конкретной сеньориальной familia, а их принадлежность к определенной социально-правовой подгруппе внутри всего слоя sainteurs.
Практически никакого влияния не оказывала монастырская сеньория на антропонимическое поведение своих зависимых. К уже сказанному выше добавлю еще одно наблюдение: имена особо почитаемых в той или иной монастырской обители святых (Petrus, Maria, Amalberga etc.) отнюдь не входили в круг наиболее и излюбленных и часто избираемых sainteurs имен. Имя Petrus отмечено среди них лишь единожды: несколько чаще встречается имя Maria, но имя Amalberga вообще не зафиксировано ни разу. И все это кажется весьма странным: ведь sainteurs. посвящая себя и свое потомство святому того или иного монастыря, признавая свою зависимость от него и вступая под его покровительство, тем самым как бы выражали ему свое почитание! Тем не менее, выясняется, что это почитание «антропонимически» никак у них не проявляется.
Вот, к примеру, среди богатого собрания грамот аббатства Святого Петра в Генте сохранилась и такая, где некая свободная женщина по имени Gerlendis совершает между 941 и 955 годами акт самодарения себя и потомства с тем, чтобы стать трибутарией из familiae Святой Амальберги (Gerlendis bene libera tributariam se constitua cum omni posteritate ex se processura ad locum Blandinium ut esset de familia sancte Amalberge virginis) 25. Спустя примерно два столетия данный акт был [131] подтвержден другим актом, в котором рассматривалась судебная тяжба, возникшая в это время между аббатом монастыря и графом Фландрским по поводу статуса потомков Gerlendis. Здесь же была дана и ее генеалогия, из которой явствует, что ни одна из ее дочерей, внучек или правнучек так ни разу и не была наречена именем своей святой патронессы Amalberge. Самым же «популярным» женским именем в семье Gerlendis почему-то оказалось совершенно другое женское имя, Lutta, трижды в ней встречающееся: Нес Gerlendis genuit filiam nomine Luttam, cuius filiae fuerunt Hildegardis, Ennengardis, Imma et Heleuuit; Hildegardis genuit Luttam et Margaretam; Imma genuit Sigerum, Huboudum, Heleuuit et Luttam 26.
Приведенный пример лишний раз свидетельствует о том, что антропонимическое поведение церковных зависимых во Фландрии XII—XIII веков определялось вовсе не их принадлежностью к той или иной церковной сеньории (и даже не к familia того или иного святого патрона), а какими-то совершенно иными резонами. Какими же именно, еще предстоит выяснить.
График №1
Демографическая характеристика генеалогией
График №1а
Демографическая характеристика генеалогий свободных
График №1б [133]
Демографическая характеристика генеалогий сервов
График №2а
Концентрация мужских имен
График №2б [134]
Концентрация женских имен
График №3а
Распределение мужских германских имен
График №3б [135]
Распределение женских германских имен
График №4б
Распределение женских негерманских имен
Комментарии
24. См. об этом подробнее в моей гл.: Что в имени тебе моем?...: Семья и имя во Фландриии XII-XIII веков в новом коллективном труде: Человек в мире чувств: Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 2000. С. 78-84, особ. С. 78-79.
25. Van Lokeren. N 3l9. P. 180 (a. 1170).
26. Ibid.
Рубрика: Статьи.