В.Т. Пашуто. Даниил Галицкий. Часть 2
II
Летом 1205 г., во время польского похода, погиб галицко-волынский князь Роман Мстиславич. Этот князь много сделал для укрепления мощи Галицко-Волынской земли: он объединил её в своих руках и пользовался решающим влиянием в Киеве; он гордо отверг все попытки Венгрии и папы Иннокентия III подчинить его край католической церкви. Непокорные бояре, долго противившиеся княжеской власти, вынуждены были при нём притихнуть. Одна группа бояр, руководимая Володиславом Кормиличичем, Судиславом Бернатовичем, Ильёй Щепановичем, Юрием Витановичем, была особенно опасна, ибо ориентировалась преимущественно на Венгрию.
Король Андрей II - жалкая игрушка в руках венгерских магнатов - поставил целью своей внешней политики захват Галицко-Волынского края. Он воспользовался тем, что вдова князя Романа, оставшаяся с двумя малолетними княжичами - Даниилом и Василько, - плохо разбиралась в сложной политике, и взял её под своё покровительство, двинув ей на "помощь" свои войска. [38]
Маркс в "Хронологических выписках" по этому поводу отмечал, что король Андрей II "вмешивается в ссору русских великих князей"1 . Король был настолько уверен в успехе, что присвоил себе титул "правителя Галиции и Лодомерии (Волыни)". С другой стороны, польский краковский князь Лешко Белый захватил к этому времени часть Волыни.
Не желая допустить перехода Галицко-Волынского края в руки иноземцев, в борьбу за Галичину выступили поддержанные частью галицкого боярства сыновья знаменитого Игоря Северского - Владимир, Роман и Святослав. Тесня венгерские и польские войска, они овладели Галицко-Волынской землёй. Княгиня с Василько уехала в Польшу, а Даниила с послами отправила в 1207 г. в Венгрию, где он и пробыл при дворе короля до 1211 года.
После занятия Галицко-Волынской земли Игоревнами началась их упорная и продолжительная борьба против галицкого боярства, той части его, которая связана была с Венгрией и Польшей, Командующему венгерско-боярскими войсками палатину Бенедикту Бору Лысому, дворскому короля Поту, боярину Володиславу удавалось в течение двух больших походов захватывать тот или иной город, но борьба народа за независимость заставляла их быстро очищать занятые русские земли. В 1211 г. Игоревичи перебили более 500 попавших в их руки провенгерских бояр.
Народ русский, помня правление Романа, обуздавшего бояр, всё решительней требовал передачи галицко-волынских земель Романовичам. Симпатиями народа к Романовичам пытались пользоваться и враги; например в 1222 г. бояре Володислав, Судислав, Филипп и другие, уцелевшие от побоища, устроенного Игоревичами, бежав в Венгрию, обратились к королю: "Дай нам отцича Галичю Данила, ат с ним приимем и от Игоревичев". Им действительно удалось, прикрывшись защитой прав Даниила и с помощью венгерско-польских полков, овладеть Галичем. При захвате Галича бояре пленили князей Игоревичей а "мьсти ради" повесили их. Это свидетельствует о большой силе галицкого боярства.
Иначе развивались события на Волыни. Если галицкое боярство, располагавшее значительными силами и такими опорными пунктами, как Перемышль, Звенигород и др., отличалось упорством борьбы с Романовичами, то волынское боярство, которое приобрело большие выгоды при князе Романе, почти единодушно решило встать под знамёна княжичей и не допускать расхищения своих земель иноплеменниками. Здешнее боярство, сплотившись вокруг князя Василько, не только противилось неумеренным требованиям Лешко Белого, но и отобрало у него ряд городов (Берестье, Белз, Кременец). Когда же Даниил перебрался на Волынь к брату, то, по словам летописца, "бе бо вой Данилов больший и креплейши, бяху бояре велиции отца его вси у него". Это ещё более усложнило положение Лешко, и он должен был уступить Даниилу города Тихомль и Перемиль. Не надеясь прочно удержать Югозападную Русь своими силами, польский князь всё больше склонялся к мысли о том, чтобы договориться с Венгрией и поделить Галицко-Волынскую Русь.
Положение короля Андрея было тоже незавидным, так как ему не только приходилось силой оружия удерживать каждый кусок земли русской, но и бороться о попытками галицких бояр, представлявших собой большую силу, сесть вполне независимыми князьями в Галичине. Кроме того и население упорно противилось всяким попыткам ввести режим военной оккупации под предлогом защиты прав Романовичей - и это предопределило крах всех пяти походов венгро-поляков.
Поэтому, когда Лешко предложил Андрею, встретившись с ним в городе Опиши, открыто поделить Галицко-Волынскую землю, король охотно на это согласился. Был заключён договор, по которому королевич венгерский Коломан, обручённый с дочерью Лешко, Соломеей, силой венгерско-польских полков был водворён в 1214 г. в Галиче в качестве короля. Западная Галичина, а равно преобладающая часть Волыни должны были перейти к Польше.
Однако результат этого, откровенно грабительского раздела был столь же плачевным, как и предыдущий. Даниил настолько окреп на Волыни, что Лешко был вынужден передать ему столицу края - Владимир. За краковским князем остались только города Берестье, Угровеск, Верещин, Столпье, Комов.
Не увенчались успехом и военные планы короля Андрея, хотя он поторопился написать пале Иннокентию III, что скоро присоединит Галицию к католическому престолу, и просил прислать ему епископов и корону для Коломна. Венгры не только грабили население, они ещё и надругались над русской верой и церквами, изгнав православное духовенство из Галича. Терпение народа в результате трёхлетнего хозяйничания оккупантов истощилось. Ещё в 1214 - 1215 гг. народное движение приняло такой размах, что Андрей II не решился отпустить в Галич папскою епископа, который прибыл, чтобы вводить католицизм. Объясняя своё решение, Андрей II писал папе, что галицкий народ, "забыв присягу (sic!), выступил против собственного (?) короля". Король просил папу заставить Лешко помочь венграм подавить восстание русских. Но Андрей II и сам не надеялся на польскую помощь, так как незадолго до того, вопреки спишийскому договору, отнял у польского князя города Перемышль и Любачёв (Западная Галичина).
1 Архив Маркса и Энгельса. Том V, стр. 224. Госполитиздат. 1938.
[39] Лешко Белый действительно меньше всего думал о помощи королю. Наоборот, он предложил князю Мстиславу Торопецкому (Удалому) воспользоваться удобным моментом и занять галицкий стол. Лешко рассчитывал, что Удалой, отменно храбрый воин, но плохой политик, заняв Галич, будет искать опоры в нём, в Лешко, и уж, конечно, не будет мешать ему владеть значительной частью Волыни и Западной Галичиной.
Узнав о выступлении Удалого, венгры и союзные с ними бояре направили послов к Даниилу и пригласили его в Галич, надеясь с его помощью привлечь народ к обороне столицы. Но Даниил, который знай сваю силу, "не утяже ехати"; это был первый самостоятельный шаг Даниила. Увидев, что сопротивляться бессмысленно, Бенедикт Лысый с венграми и Судислав с боярами покинули Галич. В начале 1219 г. в Галиче вокняжился Мстислав Удалой.
Рубрика: Статьи.