"Упадок Византии к концу XII в. и неудача четвертого крестового похода позволили султанату Сельджуков расширить свои владения. В первой половине XIII в. сельджукские султаны Рума, как их обычно называли, поскольку их государство находилось в центре бывших римских и византийских (ромейских) территорий, были уважаемыми и могущественными фигурами мусульманского мира.
Синд, левый берег. 26 декабря 1221 г. Маленький костерок на берегу реки, мокрая одежда развешанная на палках у огня, понуро повесивший голову конь - такое зрелище представилось бы случайному наблюдателю, заглянувшему в эту пограничную область Индии. Владелец коня и вещей сидел тут же и при первом же взгляде на него любой определил бы человека знатного. Немногие, смогли бы однако предположить насколько высоко положение измокшего и израненого человека - он был правителем величайшего государства мусульман - шахом Хорезма, Джелаль ад-Дином Манкбурны.
К началу 13 столетия Северная Сирия и прилегающие к ней районы представляли из себя пеструю мозаику крупных и мелких княжеств, эмиратов и прочих территориальных образований. На нее накладывались контуры более крупных государств, включавших упомянутую политическую мелочь в качестве вассалов.
К началу XIII столетия Средняя Азия была поделена между тремя крупными державами: султанатом Гуридов, государством кара-китаев и царством шахов Хорезма. Положение дел визуально напоминало ситуацию в Китае с его "треножником государств".
Возрастающие бедствия Святой Земли, просьбы сирийских франков о помощи и воззвания пап произвели, наконец, еще одно значительное движение христианства против ислама. Во главе этого движения стоял Святой Людовик, который после своего несчастного крестового похода не переставал с молитвенным чувством думать о Иерусалиме и для удовлетворения своего благочестивого стремления уже давно собирался во второе паломничество.
Успех четвертого крестового похода и, в частности, появление в Европе множества его участников, обогатившихся самым фантастическим образом побуждал массы к новым предприятиям, что полностью отвечало интересам церкви. Именно поэтому уже весной 1213 г. папа Иннокентий III, возобновил свои призывы к священной войне и разослал послания ко всем мало-мальски значимым монархам Европы.