Ю. Л. Бессмертный. Изменение структуры межсеньориальных отношений в Восточной Франции XIII в. Часть 2

Система внутриклассовых отношений феодалов складывалась в XIII в. в рассматриваемом нами районе из отношений нескольких типов. Первым из них следует назвать традиционный вид межфеодальных связей, выражавшийся в вассальной зависимости владельца земельного феода от вышестоящего сеньора-землевладельца. Широкое распространение этих наследственных вассальных отношений относится здесь, как и в большинстве районов Северной Франции, к X-XI вв6. Общеизвестность их сущности и формы избавляет нас от необходимости их характеристики. Мы ограничимся лишь кратким описанием тех особенностей традиционных вассальных отношений в данном районе, которые могли оказать влияние на дальнейшую эволюцию системы межсеньориальных связей.

Блок подчеркивал в свое время, что на территории между Рейном и Луарой, которая, по общепризнанному мнению, была областью наиболее [54]раннего и полного развития феодализма в Европе, существовали, по меньшей мере, три района, отличавшиеся между собой по темпу и интенсивности феодализации. Максимальный ее уровень был раньше всего достигнут между Сеной и Маасом; земли же к востоку и западу от междуречья Сены и Мааса феодализировались несколько менее интенсивно7. И хотя крестьянский аллод исчез здесь довольно рано, еще и в XIII в. в рассматриваемом нами районе сохранилось известное число вотчин аллодиального типа, т. е. таких, которые не являлись чьими бы то ни было феодами8. С точки зрения вотчинников, это были аллоды, «земли без сеньора»; обладание ими не накладывало на их собственника никаких феодальных обязательств. Существование у мелких и средних сеньоров фонда подобных владений укрепляло их экономическую и политическую автономию и в известном смысле осложняло централизаторские устремления местных князей. Однако сохранение сеньориальных аллодов было важно еще и по другой причине. Оно свидетельствовало о существовании известных ресурсов для новых «феодализационных волн», в ходе которых должны были возникать новые межфеодальные контракты и устанавливаться новые межсеньориальные связи. Форма этих последних не обязательно должна была копировать формы X-XI вв. Она могла быть и иной, более соответствующей изменившейся обстановке. Стало быть, уже исходный уровень распространения традиционных вассальных связей, достигнутый к началу изучаемого периода, создавал предпосылки для особенного многообразия форм межсеньориальных отношений в Северо-Восточной Франции и для появления среди них таких, которые были бы непосредственно связаны со специфическими условиями XII-XIII в.

Другая особенность вассальных связей в нашем районе определялась особой ролью церковного землевладения, которое на протяжении всего XIII в. охватывало здесь очень значительную часть территории9. Процесс дробления феодов, характерный для светской сеньории, в пределах церковных вотчин был менее заметен. Крупновотчинные комплексы аббатств и епископств были одним из главных устоев того «окаменения» вотчины, которое характерно для ряда прирейнских областей10. Эта распространенность церковного землевладения в известной степени сужала возможности возникновения новых земельных феодов. Распоряжение церковными землями было, как известно, стеснено в гораздо большей мере, чем светскими. Любая сделка требовала тут санкции соборных или монастырских капитулов; превращение же церковной земли в частновладельческую формально было совершенно невозможно. В результате ограничивались пределы расширения светского землевладения, сдерживался рост числа церковных вассалов, наделенных земельными феодами. Широкое [55]развитие церковного землевладения, затрудняя возникновение новых вассальных договоров традиционного типа, толкало, таким образом, к поискам иных форм установления межсеньориальных связей.

Известное значение для специфики межфеодальных отношений имели и политико-географические особенности рассматриваемого района. С начала X в. он целиком входил в пределы Империи. В XII в. ее влияние постепенно падает, а после смерти Фридриха I Барбароссы (при котором в рассматриваемой нами области вновь оживилась борьба имперской и папской партий) и вовсе сходит на нет. Вассальные связи германских императоров уже в начале XIII в. охватывали здесь лишь нескольких крупных князей (таких, как граф Бара, герцог Лотарингии или Трирский архиепископ) и практически не затрагивали основной массы светских и церковных феодалов. С первых лет XIII в. в междуречьи Мааса и Рейна (не говоря уже о землях к западу от среднего течения Мааса) усиливается французское влияние. Уже в 1207 г., во время войны Вара с Верхней Лотарингией, французский король Филипп II Август вмешивается в события на стороне графа Вара и, добившись его победы, создает предпосылки для своего дальнейшего проникновения. В последующие годы лотарингские герцоги, потерпев поражение от шампанских графов, вынуждены были признать себя их вассалами, а через них — и вассалами французского короля. Еще более нарастает французский нажим после 1270 г. и прихода к власти Филиппа IV Красивого, который добивается покорности ряда крупных князей11. Однако, несмотря на эти успехи, французские короли ни в XIII, ни даже в первой половине XIV в. не добились в этих областях власти, даже отдаленно напоминавшей ту, какой они обладали в основных своих доменах. Число их непосредственных вассалов было здесь очень малым, особенно среди мелких и средних феодалов. Что же касается крупных князей, то они при всяком удобном случае стремились воспользоваться выгодами пограничного положения для расширения своей независимости.

Как видим, короли обоих крупнейших западноевропейских государств, на стыке которых располагался рассматриваемый нами район, не обладали в нем в XIII в. властью, которую они имели в своих центральных владениях. Понятно поэтому, что вассальные связи феодалов непосредственно с королем (или императором) были здесь развиты относительно меньше, чем в более западных или в более восточных районах. Следовательно, и вновь возникавшие межсеньориальные связи должны были быть ориентированы на местных сюзеренов гораздо в большей степени, чем на представителей центральной власти.

В целом ознакомление со спецификой традиционных вассальных отношений, построенных на передаче земельного феода, обнаруживает лишь потенции тех или иных изменении в системе межфеодальных связей. В отличие от этого, другой вид вассальных связей, характерный для восточно-французских и западногерманских районов XIII в.,— так называемые фьеф-рентные отношения — представляет непосредственное проявление эволюции этой системы как таковой.


Комментарии

6. R. Boutruche. .Seigneurie et feodalite. Paris, 1959, p. 197.

7. М. Bloch. Op. cit.. II, p. 51.

8. N. Didier. Le droit des fiefs dans la coutume de Haiuaut au Moyen ege. Paris, 1945, p. 8,9 (далее—Le droit des fiefs...); L. Оeniсоt. L'economie rurale namuroise..., t. I, p. 61—63, 66--72; H. Parisоt. Histoire dp Lorraine, t. I. Paris, 1919, p. 237; B. Boutruche- Une societe provinciale en lutte contre le regime feodal. L'alleuen Borde-lais et en Bаzadais du XI-e au XVIII-e siecle. Rodez, 1947, p. 2 (далее — Une societe provinciale en lutte contre 1e regime feodal).

9. Ж. Шнейдер, специально изучавший распределение крупной земельной собственности и области Меца, констатирует, что именно крупные церковные сеньории были здесь в XIII-XIV вв. наиболее жизнеспособными и развивающимися. Светские вотчины, как крупные, так и мелкие, все более дробились, что отражало процесс перераспределения земельной собственности в пользу церкви (J. Schneider. La ville de Metz aux XIII-е et XIV-е siiecle. Nancy, 1950, p. 328). Очень большую роль церковного землевладения в областях вокруг Меца, Туля, Вердена и Трира отмечает также Р. Паризо (Н. Pаrisоt. Op. cit., t. I, p. 488).

10. H. Dub1ed. Les grandes tendances de l'exploitation au sein de la seigneurie rurale en Alsace du XIII-е au XIV-е siecle. — «Vierteljahrschrift fur Sozial-und Wirtschafts-geschichte», 1962, H. 1, S. 94.

11. Показательно, что уже в первых битвах Столетней войны на стороне Франции сражались и герцоги Верхней Лотарингии Ферри IV и Рауль, и графы Бapa—Эдуард I и Генрих IV, и граф Люксембургский Иоанн; Иоанн и Рауль были убиты в сражении при Креси.

Рубрика: Статьи.