Е. В. Казбекова. Вклад Иннокентия IV в развитие канонического права XIII в. (на материале новелл). Часть 4
Третьей крупной темой в Новеллах являются церковные наказания (censurae ecclesiasticae). Им посвящены 40 установлений в 24 Новеллах. Это самая многочисленная группа, однако она не столь внутренне компактна и уступает по значению для развития права по сравнению с первыми двумя.
Новеллы вносят немалый вклад в разработку правил применения церковных наказаний, но затрагивают лишь незначительную часть тем, связанных с церковными наказаниями в Декрете и Liber Extra. Так, в них содержится только одно постановление на такую важную для церковного права в целом тему, как защита духовенства и церковного имущества (С 9 - Statuimus, ut conservatores. c.l.VI.1.14). Зато в трех Новеллах (С 10 - Officii nostri, с. 1 .VI. 15; С 17, [122] 29) рассматривается защита церковного имущества от самих клириков, и здесь Новеллы выходят на не менее важную для церковной реформы тему пресечения злоупотреблений со стороны духовенства. В Новеллах практически нет упоминаний о таких актуальны: темах, как преследование преступлений против веры и культа в среде мирян и духовенства, а также о церковной дисциплине, т.е. о ереси, апостазии, святотатстве, симонии, целибате, испорченных нравах духовенства, процентах, колдовстве 55.
Самое большое число упоминаний об отлучении и интердикте приходится на Новеллы о распределении судебной юрисдикции в провинциях и диоцезах в связи с правом отмены приговоров по основному делу апелляционным судьей (СП, 13, 27, 39.1-2). Но наиболее существенные положения по этим вопросам содержат следующие группы Новелл: 1) об определении отлучения, его свойств, прав отлученного и формы вынесения приговора (С 35.36, 38,39.3); 2) об ограничении применения отлучения в отношении определенных правонарушений (С 31, 38, 39.4-5,41).
В центре внимания Иннокентия IV в Новеллах находится необоснованное вынесение церковными судьями отлучений, интердиктов и суспенсии. Для пресечения этой практики и предусмотрены строгие правила оформления и вынесения приговоров 56 и расширение возможностей для апелляции отлученных после несправедливых судебных решений. Так, Новелла С 35 вводит обязательное письменное оформление приговоров, предписывая судье указывать в составляемой грамоте причину отлучения, интердикта или суспенсии. По требованию отлученного, оформленному как публичный акт (publicum instrumentum) или заверенная свидетелями грамота (litteras testimoniales), в течение месяца судья был обязан также выдать ему копию приговора. Вводились также особые правила для оформления приговоров отлучения, интердикта и суспенсии против архиепископов и епископов: в письменном приговоре они обязательно должны были указываться поименно (С 38).
Той же цели борьбы с злоупотреблением отлучениями и интердиктами служило и ограничение применения этих церковных наказаний в отношении некоторых правонарушений и определенных категорий лиц: запрет архиепископу применять церковное наказание для принуждения официалов и подчиненных его суффраганов [123] выступать в качестве ответчиков в его суде, минуя суд епископа (С 13); запрет отлучать за будущие преступления или с условием, если виновные не искупят свою вину в срок (С 39.4); запрет отлучать корпорацию целиком (можно только отдельных виновников (С 39.5)). Сюда же можно отнести и привилегии об экземпции, подразумевающие наложение на ее обладателя отлучения, интердикта или суспенсии только папой или его делегированным судьей (С 41).
Как наказание за преступления отлучение вводится только в одном новом случае: в отношении арбитров, затягивающих решение дела (С 26). Оставшиеся три Новеллы об отлучении посвящены таким широко представленным в Декрете и Liber Extra темам как общение с отлученными (С 8, 37) и снятие отлучения под клятвенную гарантию (С 36 - Solet a nonnullis, C.2.VI.5.11) и носят подтверждающий характер 57. Постановления Новелл о вынесении и оформлении приговоров интердикта и суспенсии идентичны приговорам отлучения 58.
Низложение, как уже говорилось, упоминается только в двух Новеллах: С 23 59 о праве папы низлагать императора по законным причинам 60 и С 31 (Pro humani, с. 1 .VI.5.4) о низложении (в сочетании с отлучением) ipso facto с должности и бенефиция для заказчиков и укрывателей наемных убийц.
Эта Новелла Иннокентия IV восходит к декреталии "Sicut (lignum" 1174 г. Александра III (с.6.Х.5.12) против виновных в убийстве Томаса Бекета (1170 г.), в которой с небольшими оговорками уравнивается вина и соответственно наказание подстрекателей, помощников, укрывателей убийц и самих убийц. Иннокентий IV в С 31 подтверждает этот принцип и придерживается проводимого в Liber Extra приравнивания намерения к действию; то обстоятельство, что покушение не увенчалось смертью жертвы, не рассматривается в Новелле как смягчающее (ср. С.20.Х.5.12; C.3.VI.5.4).
Было ли обращение Иннокентия IV к разработке правовой проблемы убийства, совершенного руками других, обусловлено ситуацией в каком-либо из регионов Европы 61 или здесь сыграло роль в первую очередь сложное положение, в котором оказался папа? [124] В конце 1244 г. он бежал от Фридриха II и его сторонников из Италии в Лион и опасался физической расправы, о чем и говорил (намекая на Томаса Бекета?) императорскому посланцу Фаддею из Свессы на I Лионском соборе 1245 г.: "...если он (т.е. император. -Е.К.] приедет, я тотчас удалюсь... я не чувствую себя пригодным или готовым к мученичеству" 62.
Рассмотрение постановлений Новелл о церковных наказаниях позволяет поставить проблему о соответствии намерений законодателя и практики его собственных действий, о причинах их вынужденного (?) расхождения. Основной пафос и основное внимание Новелл по этой тематике, как уже отмечалось, направлено против необоснованного вынесения отлучений и интердиктов, т.е., очевидно, против их использования для расправы с неугодными нижестоящими клириками и мирянами или как средств политической борьбы со светскими властями. Между тем Новелла С 40 (Dilecto filio, C.6.VI.5.11) провозглашает допустимость и даже необходимость действовать духовным мечом против притеснителей Церкви и применять против светских владык, преследующих духовных лиц, отлучение и интердикт 63.
Исследование перипетий политической истории XIII в. показывает, что Иннокентий IV на практике очень активно использовал различные церковные наказания против своих противников. В историографии сложилось устойчивое мнение о серьезном даже для эпохи борьбы империи и папства '"обесценивании" отлучения и интердикта, превращения их в средство политической борьбы именно в период понтификата Иннокентия IV. Наиболее яркий пример подобного "политического отлучения" (термин историографии) даже вошел в Новеллы и в Liber Sextus - это булла об отлучении и низложении Фридриха II "Ad apostolicae" (С 23 - C.2.VI.2.I4).
Другие меры судебного воздействия, упоминаемые в Новеллах 64, заимствованы из римского права и активно употребляются в [125] каноническом. Их применение в Новеллах дает материал для изучения рецепции римского права через папское законодательство в середине XIII в.
Только одна Новелла (С 4 - Statuimus, [ut] si quis electionem, с. 1 .VI. 1.6) посвящена столь актуальной для Liber Extra теме как церковные выборы 65. Содержащееся в ней предписание подавать только однозначные голоса и запрет "альтернативных" (vota alternativa) и "неопределенных" (vota incerta) голосов имели важное значение для регламентации процедуры всех видов церковных выборов.
И, наконец, две Новеллы, содержащие притязания папского престола на юрисдикцию над светскими государями (С 7 - Grandi, C.2.VI.1.8 и С 23), дают пример использования правовых норм в политических целях. В них Иннокентий IV развивает провозглашенное и проводившееся на практике его предшественником Иннокентием III право пап утверждать (апробировать) избираемых Римских королей, будущих императоров и судить светских владык ratione peccati. В свою очередь он провозглашает право Церкви в лице папы вмешиваться в случае недобросовестного исполнения светским государем своих обязанностей или злоупотребления им своей властью во вред его подданным и Церкви и отстранять его от власти ratione criminis. В Новелле С 7 для этого предусматривается назначение ему "помощника" (coadiutor) 66, которому передается реальная власть в королевстве, как португальскому королю Саншу I, а в Новелле С 23 - низложение государя и призыв к электорам выбрать нового императора, как в случае с Фридрихом II.
* * *
В заключение несколько замечаний о ценности Новелл как источника и перспективах их изучения. Исследование истории передачи Новелл в рукописях и анализ содержащихся в них положений позволяет осветить многие проблемы становления папской власти в Церкви в XIII в., воплощения на практике одного из аспектов доктрины о папском примате - представлений о папе как о верховном законодателе. Она дает материал для изучения развития декретального права, путей рецепции римского права в каноническом праве и о доле этой рецепции в папском законодательстве.
Значительная часть Новелл не случайно посвящена процессуальному праву. Именно в этой области рецепция римского права [126] проводилась церковными и светскими властями особенно интенсивно, так как эта сфера легче всего была доступна их контролю 67. Соотнесение Новелл с Декретом, Liber Extra и Liber Sextus показывает, что Новеллы, предназначавшиеся для включения в Liber Extra, ориентированы не только и зачастую не столько на ius novum, декретальное право, содержащееся в ней, но на Декрет Грациана и в основном на положения римского права (Кодексы Феодосия и Юстиниана, Дигесты), включенные в Декрет. Это еще раз подтверждает известный факт, что на протяжении ХIII в. Декрет продолжал считаться основным сводом общецерковного права, и позволяет поставить вопрос о соотношении в развитии папского декретального права таких факторов, как традиция (в данном случае, прежде всего, в изучении канонического права in scholis) и потребности практики, так как в папском судопроизводстве ХIII в. использовался больше свод Liber Extra. Собственно отсутствие необходимых норм в Декрете и привело к созданию многочисленных сборников папских декреталий в конце XII - начале ХIII в., и в конце концов, и Liber Extra.
Исследование Новелл показывает, что Иннокентий IV, сам известный декреталист, следовал в немалой степени "школьной" (от schola) традиции, отводя при создании своего сборника декретального права приоритет Декрету Грациана, главному своду церковного права, пользовавшемуся непререкаемым авторитетом in scholis, и ориентируясь на тематику Liber Extra, второго свода права, - на этот раз "нового" (ius novum), декретального, изучавшегося в университетах.
Комментарии
55. Кроме упоминания ереси и святотатства в числе обвинений против императора Фридриха II в С 23 и подтверждения в С 37 (Statuimus. ut nullus judicium, C.3.VI.5.11) наложения малого отлучения за несоблюдение церковного запрета на общение с отлученными.
56. Новеллы С 37, 39.3 предписывают обязательное троекратное увещевание перед вынесением приговора - ср. c.15.C.24.q.3; c.26. 61.X.2.28; С.48.Х.5.39.
57. С 8, 37 - ср. C.I I.q.3: c.IOX.5.27; с.З.Х.5.33; с.4. 18, 19. 30. 31, 34. 38. 40. 43. 46. 52X5.39. Для С 36 см. 16.Х.2.28; с.3.Х.3.23.
58. Ср. C.8.X.I.14; C.8.X.2.14; C.2.X.3.23; с.З.Х.4.3; с.З. 10.Х.5.27; C.2.V1.3.9; C.20.V1.5.I I.
59. С 23 Ad apostolicae c.2.V1.2.14.
60. Ср. со знаменитой декреталией Иннокентия III "Venerabilem" C.34.X.1.6 с обоснованием права папы утверждать или отвергать избранных германских императоров.
61. Эта Новелла входит в группу постановлений редакции А, зачитанных на последней сессии I Лионского собора. Сведения об их адресате и казусах, вызвавших их появление, у А. Поттхаста и Э. Берже отсутствуют.
62. Matthaeus Parisiensis. Chronica Majora / Ed. H.R. Luard. Rerum Britannicarum Scripiores (Rolls Series. Vol. 57). L., 1877. T. 4. P. 437.
63. О постановлении о низложении и отлучении императора Фридриха II уже говорилось выше.
64. Меры, направленные против тяжущихся сторон: аннулирование рескриптов (С 3. 39.3) и результатов проведенного по ним процесса, производство дела в отсутствие одной из сторон (С 4), запрет обжалования приговора (С 4). ввод во владение имуществом ответчика (С 13), аннулирование эксцепций (С IS, 21.2) и апелляций (С 25), лишение права вызывать в суд ответчика (С 16 - Actor qui venire, С-1 VI 2.6), возвращение дела к прежнему судье (С 25), а также такие судебные вы платы как laxatio (С 15, 21.2). Равно как и меры, направленные против судей: право сторон безнаказанно не повиноваться судье (С 2), лишение юрисдикции и переход ее вышестоящему судье (С 6), судебные выплаты в виде aestimatio litis (С 22 - Cum aetemi tribunal, c.l.VI.2.14).
65. В Liber Extra это второй по объему титул (61 глава) после титула об апелляции (73 главы): следом за ним идет титул об отлучении (60 глав).
66. Определение coadiutor заимствовано из церковного права и означает помощника, назначаемого епископу по старости или по болезни, который впоследствии становится его преемником, ср. c.l7-18.C.7.q.l; C.37.X.1.29; с.3.Х.3.6; cun.VI.3.5.
67. Автор благодарит О. И. Варьяш за указание на эту особенность рецепции римского права.
Рубрика: Статьи.