М. М. Волощук. Венгерское присутствие в Галиции в 1214-1219 годах. Часть 1

Галицко-владимирские земли в конце XII - первой половине XIII вв. неоднократно вовлекались в конфликт между различными странами Центрально-Восточной Европы, в том числе - Венгерского королевства, польских и русских княжеств, кочевых образований Северного Причерноморья и Приазовья. Последним представителем и наследником местной династии Ростиславовичей был Владимир Ярославич (1187 - 1199 гг. с перерывами). Вместе с тем существовали и другие претенденты на галицкий престол - из соседних стран. Ситуация влекла за собой изменение международно-правового статуса региона. Так, например, в 1188 - 1189 гг. сын венгерского короля Белы III (1172 - 1196 гг.) Эндрэ считался наместником монарха в Галиции. Сам представитель династии Арпадов титуловался как rex Galitiae1 . Но присутствие венгров было недолгим, поскольку в 1189 г. они, в силу различных обстоятельств, покинули восточнославянские земли, и в качестве местного князя был восстановлен Владимир Ярославич.

Одним из первых после смерти последнего Ростиславовича воспользовался по-новому сложившейся ситуацией волынский князь Роман Мстиславович (1152 - 1205 гг.). В 1199 г., вопреки желанию местного нобилитета, он завладел Поднестровьем. Однако с его гибелью в июне 1205 г. Галичское княжество снова начало активно включаться в сферы административно-политического, династического и религиозного влияния Венгерского королевства и Краковско-Сандомирского княжества. Неоднократно в качестве их прямых или косвенных вассалов на этих землях правили представители династии Ольговичей из Чернигова, Романовичей (Даниила и Василька) с матерью Анной, или венгерские баны. Такая структурная зависимость постепенно способствовала интеграции венгерских торговых институтов в систему экономических отношений Восточной Европы, одновременно активизируя в Галиции деятельность католических миссионеров. Это соответствовало государственным интересам не только Короны, но и верховных понтификов. Соответственно менялся и статус края, поскольку вхождение на различных условиях в состав Венгрии превращало Галицию в наместничество.

Проанализировав все просчеты прошлого (то есть событий 1188 - 1189 гг.), венгерский правитель Эндрэ II (1204/1205 - 1235 гг.) решил действовать с качественно иных позиций. Так, систематически протежируя и привлекая к [97] себе на службу представителей местного боярства, король вместе с тем использовал их в своих целях. Именно так, после драматического 1213 года, на галичском престоле оказался один из лидеров местной общины - Владислав Кормильчич. Это событие вызвало волну недовольства среди русских князей. "...Данило ...оуиде с матерью своею в Ляхи оупросився оу короля" 2 . Романова вдова понимала, что условия Саноцкого соглашения, заключенного с венгерским правителем летом 1205 г. на паритетных началах, сам Эндрэ II понимает по-своему, а потому рассчитывала в будущем получить более реальную поддержку от приближенных к краковско-сандомирскому правителю Лешеку Белому (1198 - 1227 гг. с перерывами) феодалов (Василько благодаря протекции последнего и при поддержке местного боярства продолжительное время уже княжил в Белзе и Каменце). Она осознавала и то, что польская знать может занять враждебную венграм позицию, так как за последние годы, не без влияния Короны, сама утратила собственные сферы военно-политического влияния в Галиции. Анна догадывалась, что Лешек, хотя и не был еще достаточно опытным монархом в силу своего малолетства, продолжает искать возможности возвратить себе отдельные галичские земли.

Ее просьба не осталась без внимания польского властителя, который сразу же начал готовиться к военной кампании. Активно с ним сотрудничал и пересопницкий князь Мстислав Немой (в конце 1212 - начале 1213 гг. он занимал галичский престол и был одним из легитимных претендентов на Поднестровье), который стремился теперь, за счет союза с Пястами, возвратить некоторые утраченные владения 3 . В качестве полувассалов Лешека к коалиционным силам присоединились также Александр Всеволодович, который княжил во Владимире-Волынском, и Всеволод Всеволодович из Белза. При благоприятном исходе событий они могли рассчитывать на определенные территориальные приобретения и известную покорность галичской общины 4 . Впрочем польский историк Б. Влодарский убедительно доказывал: "...главной целью похода (несмотря на внутриполитические недоразумения, которые имели место в польских землях. - М. В.) было устранение венгерской оккупации и утверждение в Галиче Даниила, под протекцией Лешека" 5 .

Однако, военная кампания весны 1214 г. не оправдала ожиданий союзников. Хотя краковско-сандомирский князь и одержал победу над "уграми и чехами" Владислава, который, "...собрався с Галичаны и приде на реку Бобр'ккоу", так и не сумел взять Галича, обороной которого руководили бояре Ярополк и Яволод. Осада города тоже не дала желательных результатов, а потому Лешек, опустошив окраины Теребовли и Моклекова, "и взя пленъ великъ и воротися в Ляхи" 6 .

Это событие вызвало недовольство Эндрэ II, который хотя и занимался разрешением внутриполитических недоразумений 7 , все таки "поиде на Лестька" 8 , поскольку, по словам закарпатского историка середины XX в. И. Гарайды, галицкое правление Владислава не перекрещивало планы Андрея (Эндрэ II. - М. В.) 9 (он на протяжении 1214 г. дарил боярину дорогие вина 10 ), король решил наказать краковско-сандомирского князя за вмешательство по существу в дела Короны. Тем не менее, Лешко, своевременно отправив в Венгрию своих дипломатов, сумел уберечь собственные земли от наступавших мадьяр. Он "...посла посла свое Лесътича и Пакослава воеводоу рекыи не лепо бояриноу княжити в Галичи, но пойми дщерь мою за сына своего Коломана и посади и в Галичи"11 .


Примечания

1. Codex diplomaticus Hungariae ecclesiastucus ас civilis. Budae. 1829. Т. 2, v. 1, s. 247.

2. Ипатьевская летопись. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). М. 1962. Т. 2., стб. 729; БУЗЕСКУЛ В. Князь Торопецкш Мстислав Мстиславичь. - Журнал Министерства народного просвещения (ЖМНП). СПб. 1869. Ч. 3, с. 193.

3. Ипатьевская летопись, стб. 729.

4. МАЙОРОВ В. А. Галицко-Волынская Русь. СПб. 2001, с. 416 - 418.

5. WLODARSKI В. Polska i Rus. Warszawa. 1966, s. 54; ejusd. Polityka Ruska Leszka Bialego. Archiwum Towarzystwa Naukowego we Lwowie. Dzial II. T. 3. Zeszyt 3. 1925, s. 51.

6. Ипатьевская летопись, стб. 729.

7. KALTI M. Kepes kronika. Bp. 1959, o. 188; ЗУБРИЦКИЙ Д. Исторія древняго Галичско-Русскаго княжества. В 2 ч. Львов. 1852. Ч. 2, с. 54.

8. Ипатьевская летопись, стб. 729.

9. ГАРАЙДА И. Галицька политика угорскихь королевь Бейлы III-го и Андрiя II-го. - Зоря. 1943, N 1 - 4, с. 146.

10. Codex diplomaticus Hungariae ecclesiasticus ac civilis. Т. 3, v. 1, s. 257.

11. Ипатьевская летопись, стб. 729.

 

Рубрика: Статьи.