Р. М. Валеев. Торговля и товарно-денежные отношения Золотой Орды. Часть 1

В середине XIII в. на территории Поволжья складывается одно из крупнейших государственных образований Восточной Европы периода средневековья - Улус Джучи, называемое также Ак-Орда, или Золотая Орда. Это государство сыграло важную роль в жизни народов огромной территории, охватывающей почти половину Европы и Азии - от Иртыша на востоке до Днестра и Дуная на западе; на юге оно доходило до Аральского, Каспийского, Азовского и Черного морей и включало территорию нынешнего Казахстана, Средней Азии, Крыма, Кавказа, а на севере - русские, булгарские, марийские и удмуртские земли. Русские княжества в состав Улус Джучи не вошли, но получали ярлыки на великое княжение и были вынуждены платить дань. Государство включало различные этнические группы населения кочевых степей и развитых в экономическом и культурном отношении оседлых районов Хорезма, Крыма, Кавказа и Волжской Булгарии. Население после монгольского нашествия медленно, но последовательно начало восстанавливать города, развивать сельское хозяйство, ремесло и торговлю. Монголы после своих походов не остались в Поволжье, а реорганизовали политическую и экономическую жизнь региона в соответствии с традициями нового государства.

Золотая Орда представляла собой государство с достаточно развитой экономикой, основу которой составляли скотоводство, земледелие, городское ремесло (металлургическое, гончарное, ювелирное, кожевенное, косторезное, строительное и др.), а также торговля. Экономика Золотой Орды была основана на симбиозе оседло-земледельческого и кочевого компонентов, и это явилось тем фактором, который длительное время определял экономическое благосостояние Улуса Джучи 1. Общественные системы, которые существовали в Волжской Булгарии, Хорезме, Крыму, мордовских землях и других областях с оседлым населением, испытав огромное потрясение в момент монгольского нашествия, сохранились в своих основных чертах и в условиях созданной империи развились и достигли зрелых форм 2. [97]

Торговля в экономике Золотой Орды играла значительную роль. Причем она начала возрождаться уже в 40-е годы XIII века. Плано Карпини, побывавший на территории Улуса Джучи в 1246- 1247 гг. сообщает о западноевропейских купцах из Генуи, Венеции, Акры, Пизы и других городов, приезжавших "через землю татар" в Киев из Константинопаля 3. А. Джувейни в своей книге "История завоевателя мира" ("Тарих-и-джехангуша" - 1252 - 1260 гг.) пишет о Бату хане: "Торговцы с (разных) сторон привозили ему различные товары; все это, чтобы оно ни было, он брал и за каждую вещь давал цену, в несколько раз превышавшую ее стоимость"4. Начало чеканки джучидских дирхемов в Булгаре в 40 - 50-е годы XIII в.5свидетельствует о потребности в серебряных и разменных медных монетах для организации купли-продажи. По сравнению с домонгольским периодом вначале Среднее Поволжье, а затем и Нижнее стало центром империи, где силой государственной власти гарантировалась безопасность спокойной торговли, внутренней и внешней, без таможенных сборов, без борьбы с ордами кочевников, окружавших мелкие государства, и разбойниками. Это определяло коренное отличие торговли домонгольского периода от золотоордынского в истории Волжской Булгарии и в целом Среднего Поволжья, а также расцвет развития внутренней торговли и внешнеторговых связей.

В 1266 - 1272 гг. золотоордынский хан Менгу-Тимур направляет ярлык-послание великому князю Владимирскому Ярославу, в котором просит дать путь немецкому гостю в свою волость 6, по всей видимости, для обеспечения безопасности передвижания рижских купцов из Прибалтики через Владимиро-Суздальскую Русь в Поволжье для активизации торговли с Балтикой и Западной Европой. Расположение государства в благоприятном в географическом отношении районе Евразии, где находились Волга, Кама и Вятка - три крупнейшие водные магистрали - и стык торговых путей Запада и Востока, а также соединение традиционного пути из Причерноморья и Прикаспия с торговой магистралью из Балтийского региона и включение в огромную и сложную систему Великого шелкового, Волжского и пушного путей определило значение и роль Золотой Орды в истории Евразии, и резко усилило социально- экономические и цивилизованные процессы.

Высокий уровень развития торговли в Волжской Булгарии и других оседлых районах в домонгольский период определил преемственность и дальнейшее развитие товарно-денежных отношений в XIII - начале XV века. Развивающаяся внутренняя торговля, налаженная денежно-монетная система, обширная внешняя торговля - все эти черты экономики Золотой Орды отразились и в социальной сфере. В Золотой Орде активно развивался слой купечества, который можно рассматривать как особую социальную группу.

Купечество пользовалось большим влиянием и участвовало в государственных делах. Шло и организационное оформление купечества. Г. А. Федоров-Давыдов отмечает создание торговых "товариществ" (уртачеств) 7, куда активно вступала и джучидская знать, которая принимала участие в деловых предприятиях купцов, и им давались соответствующие широкие полномочия. При этом она сама не занималась торговыми и финансовыми операциями, а просто передоверяла их своим доверенным лицам. В книге "Краткие сведения о черных татарах" сообщается: "Если [говорить] об их торговле и купле-продаже, то [они] все, начиная от владетеля татар до незаконных царевичей, незаконных князей, незаконных принцесс и прочих, отдают мусульманам [в оборот] серебро. [Те же] или дают его взаймы народу и [имеют на] нем огромные проценты - на один вложенный динар накручиваются за 10 лет проценты в [размере] 1024 динаров, или покупают всяческие товары и перевозят для торговли [в дальних местах], или требуют с народа возмещения убытков, ссылаясь на [якобы] ночное воровство" 8[98]

В кыпчакском словаре XIV в. есть итальянское слово "ломбард" как название учреждения для выдачи ссуд под залог движимого имущества. Большую часть монет, которую выпускали монетные дворы, заказывали торговцы. Любой человек, имевший запас серебра в виде слитков, мог заказывать чеканку монет, при этом часть из них шла на уплату за работу и в доход монетного двора 9.

В развитии торговли были заинтересованы государство и сами купцы, причем не только местные, но и приезжие, поскольку они нуждались в централизованном государстве, которое гарантировало бы им безопасность торговли, торговых путей и развития товарно-денежных отношений. А государство получало от развития торговли прямую выгоду в виде торговых пошлин и, естественно, регламентировало организацию торговли и чеканку монет.

Рашид ад-Дин писал: "Купцы стали меньше покупать товаров, потому что, когда они переводили звонкую монету какой-нибудь местности, выходило больше, и от одной только разницы в весе для них получалась нажива. Товары же в некоторых областях нельзя было достать" 10. Государство регламентировало деятельность торговцев, которые из-за разницы в цене драгоценных металлов в различных регионах страны могли сделать серебряную монету товаром. Поэтому запрещался вывоз монеты из одного города в другой, если такая разница существовала.

Развитие торговли и товарно-денежных отношений Золотой Орды, в первую очередь, связывается с развитием ремесла и городов. Это вообще характерное явление для феодализма. В XIII в., спустя некоторое время после монгольского нашествия, были восстановлены многие города Среднего Поволжья - Булгар, Джукетау, Кокрятьское, Балымерское и ряд других городищ. Именно в Булгаре начали чеканить первые джучидские монеты и в 1240 - 1260-е годы он стал главным политическим и экономическим центром Золотой Орды. В 70 - 80-е годы XIII в. при золотоордынском хане Менгу-Тимуре монеты чеканились и в Биляре. После 1292 - 1293 гг. чеканка монет прекращается, а мастера-чеканщики переводятся в Булгар. Значение ордынского Биляра подчеркивается тем, что билярские монеты обращались не только в самом Биляре, но и в Булгаре и в других районах Булгарии 11. Анализ чекана джучидских монет середины XIII в. показывает, что основными городами Улуса Джучи были старые центры ремесла и торговли, известные еще с домонгольского времени 12. Монеты XIII в. крымской чеканки не выходили за границу Крыма и северо-западного Причерноморья. Клады монет Среднего Поволжья XIII в. не содержат крымских и сарайских монет, а клады того же времени из северо-западного Поволжья не содержат монет булгарских городов и Сарая. В Нижнем Поволжье почти нет находок булгарских монет XIII в. и совсем нет крымских монет того же времени 13. Все это свидетельствует о том, что во второй половине XIII в. существовало определенное обособление в денежном обращении экономических районов Золотой Орды, бывших до монгольского нашествия разными государствами. Но именно в это время крепнут политические и экономические предпосылки для расцвета первой половины XIV века.

Расцвет городской культуры в Булгаре и других центрах Среднего Поволжья приходится на первую половину XIV в, как и перенесение политического центра из Среднего Поволжья в Нижнее и экономическое усиление этого района. Здесь возвысились такие города, как Сарай ал-Махруса, Сарай ал-Джедид, Сарайчук, Хаджи-Тархан, Бельджамен, Увек(Укек) и др.

Арабский путешественник Ибн Баттута в 1333 г. писал: "Город Сарай из красивейших городов, достигших чрезвычайной величины на ровной земле, переполненной людьми, с красивыми базарами и широкими улицами" 14[99]

При археологических раскопках этих городов найден значительный материал, свидетельствующий о том, что они были центрами развития ремесла, внутренней и внешней торговли. Городское ремесло развивалось как мелкое производство и было основано на собственности самого работника производства и являлось товарным.

Вывозились из городов самые различные товары - меха из Булгара, которые, по словам Ибн Баттуты, отправлялись в Индию, Китай, Иран, где оценивались очень высоко 15. Хлеб, мед, лес, воск, соль, рыба, ковры, ткани, серебро, кони и крупный рогатый скот, рабы, шелка и многие другие товары - главные статьи экспорта, в том числе поступавшие в результате караванной торговли 16. Из внешнеполитических партнеров надо отметить также города Италии, Египта, Венеции, Средней Азии и др. Товары татарских купцов ценились за рубежом. Ибн Дукмак сообщает, что хан Узбек отправил египетскому султану наряду с другими подарками кольчугу, булатный шлем и меч. Никто из царей прежде не присылал ничего подобного 17. Наиболее ярким примером внешнеторговых связей Булгар является тот факт, что название юфть в виде "ал-булгари" вошло в монгольский, венгерский, румынский, тибетский и другие языки 18.

Торговля осуществлялась не только с другими странами, но и между различными географическими регионами страны. Согласно преданиям, плотовщики (салчы) во времена Джанибека и Бердибека доставляли плоты с товарами из Булгар до Хаджи Тархана 19. Среднее Поволжье обеспечивало Нижнее Поволжье хлебом, медом, лесом, предметами сельского хозяйства, ремесленной продукцией и пушниной.


Примечания

1. ЕГОРОВ В. Л. Развитие ценробежных устремлений в Золотой Орде. - Вопросы истории. 1974, N 8, с. 37.

2. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М. 1973, с. 26.

3. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М. 1957, с. 82.

4. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. М. -Л. 1941, с. 22.

5. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Денежное дело Золотой Орды. М. 2003, с. 10; МУХАМАДИ-ЕВ А. Г. Древние монеты Казани. Казань. 2005, с. 102 - 103.

6. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М. - Л. 1949, с. 57.

7. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Общественный строй Золотой Орды, с. 81 - 82.

8. ХРАПАЧЕВСКИЙ Р. П. Эволюция государственного аппарата в государстве Чингизхана и ее влияние на экономическую политику в Монгольской империи (по китайским источникам). В кн.: Труды Международной нумизматической конференции "Монеты и денежное обращение в монгольских государствах XIII - XV вв.". III МНК. Старый Крым. М. 2005, с. 82.

9. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Денежно-весовые единицы Таны в начале XIV в. (по данным Франческо Пеголотти). - Советская археология. 1958, N 3.

10. РАШИД АД-ДИН. Сборник летописей. Т. 3. М. - Л. 1946, с. 273.

11. СИНГАТУЛЛИНА А. З. Джучидские монеты поволжских городов XIII века. Казань. 2003, с. 48; МУХАМЕДШИН Д. Г. Топонимы Биляр и Сувар на материалах нумизматики и эпиграфика. В кн.: Биляр и Волжская Булгария. Изучение и охрана археологических памятников. Казань. 1997, с. 60.

12. ЯНИНА С. А. Джучидские монеты из раскопок и сборов Куйбышевской экспедиции в Болгарах в 1946 - 1950 гг. - Материалы и исследования по археологии (МИА). 1954, N 42.

13. ФЕДОРОВ-ДАВЫДОВ Г. А. Денежное дело Золотой Орды, с. 10 - 14, 45 - 46.

14. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. СПб. 1884, с. 241.

15. Там же, с. 298.

16. САФАРГАЛИЕВ М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск. 1960, с. 90 - 92.

17. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, с. 298.

18. ХАКИМЗЯНОВ Ф. С. Язык памятников Волжской Булгарии на материале эпитафий XIII - XIV. Автореф. канд. дисс. М. 1976, с. 11.

19. Татарская хрестоматия, составленная Салих Джаном Кукляшевым. Казань. 1959, с. 45 - 50.

 

Рубрика: Статьи.