Т. А. Булатников. Тевтонский орден на Ближнем Востоке в XII-XIII вв. Часть 2

Фридрих, стремясь укрепить свои позиции на Святой Земле, способствовал укреплению положения своего единственного верного союзника - Тевтонского ордена. С этой целью император стал одаривать орден различного рода пожалованиями. Еще ранее, в период правления иерусалимских королей Амальриха I (1161 - 1173 гг.) и Гвидо Лузиньяна (1186 - 1194 гг.), тевтонские рыцари получили ряд пожалований: Гостеприимный дом армянских паломников в Акре (1190 г.) с частью фортификационных сооружений города, а летом 1191 г. тевтонцы купили у Гвидо Лузиньяна часть города Акры. Но эти пожалования и приобретения представляли лишь малую часть того богатства, которым орден стал обладать в период правления Фридриха Гогенштауфена. Орден получил часть территорий, расположенных к северо-востоку от г. Акры. На этих землях в 1228 г. во время императорского крестового похода была построена крепость ордена - замок Монфор (Штаркенберг) или Франк Шато, ставший резиденцией Тевтонского ордена в Сирии. После этого последовали другие пожалования императора: Шато-дю-Руа, резиденция в Иерусалиме и Торон.

При императоре Фридрихе II Тевтонский орден достиг больших вершин. Императором ордену были дарованы важные привилегии и права: строить корабли, вести императорскую курьерскую службу; в 1226 г. тевтонцев освободили от налогов и, что особенно важно, от рыночных платежей; в 1229 г. к ордену перешел старый королевский дворец в Иерусалиме, а один рыцарь-тевтонец управлял Эльзасом, где орден располагал внушительным земельным фондом. Даже в далекой Саксонии около 1230- 1233 гг. рыцари обладали комтурством в Бремене. Кроме крупных земельных пожалований в Иерусалимском королевстве орден располагал обширными владениями в Греции, Испании, Германии (в немецких землях рыцари обладали обширными земельными наделами, которые следует рассматривать в общем масштабе церковных ленов, принадлежавших германским императорам и связанных со значительными повинностями).

В 1220 г. Фридрих отказался от большей части своих прав на эти земли в пользу рыцарей. Еще более тевтонцы выиграли, когда император разрешил им распоряжаться коронными ленами. В свою очередь, благодаря папским привилегиям, орден освободился от надзора епископата, подчиняясь отныне напрямую папе Римскому. В Европе рыцари стремились получить право патроната над церковными приходами, как например, в Майнце над собором Св. Марии в 1218 г., в котором майнцские архиепископы короновали германских королей. Ряд пожалований орден [150] получил еще от отца Фридриха II Генриха VI, который в 1197 г. передал тевтонцам монастырь Св. Троицы в Палермо. Фридрих II увеличил владения ордена в Сицилийском королевстве, передав братству стратегически важные пункты: города Палермо и Бриндизи8.

Орден не остался равнодушным к таким знакам внимания со стороны императора. Тевтонцы открыто поддерживали Фридриха в его политике на Ближнем Востоке, помогая ему в конфликтах с гвельфами в конце 20-х - начале 30-х годов XIII в. и оказывая ему поддержку в Европе: в 1233 г. подавили восстание в Сицилийском королевстве; выступали посредниками между императором и его мятежным сыном, королем германским, Генрихом VII и т.д.

Это еще раз подтверждает тезис о том, что Тевтонский орден был ближайшим соратником императора. Благосклонность же Рима к ордену удавалось сохранить благодаря, во-первых, в острой борьбе между папством и империей, когда папство стремилось заручиться поддержкой ордена или хотя бы его нейтралитетом; во-вторых, Тевтонский орден был одной из важных военно-политических организаций на Святой Земле, с которой римским понтификам было необходимо считаться, проводя свою ближневосточную политику; в-третьих, отсутствие единства внутри ордена. По мнению современного немецкого исследователя орденской истории К. Милитцера, орден был расколот на две партии: проимперскую и пропапскую, что вынуждало великого магистра соблюдать равновесие между Римом и империей9. Это позволило гроссмейстеру сохранить организацию, как таковую, и возвести орден на пьедестал европейского политического Олимпа. Долгое время бытовавшее в отечественной историографии мнение о том, что орден был инструментом давления императора на папу, не представляется верным10. Такая позиция обрекала бы орден на ликвидацию, что не входило в планы руководства Тевтонского дома. К тому же римский понтифик оставался единственным сувереном ордена.

Во второй половине XIII в. ситуация на Латинском Ближнем Востоке продолжала ухудшаться. Позиции христиан слабели с каждым днем, что было результатом непрекращающейся борьбы между знатью, отсутствия какой - либо власти, способной объединить франков, и всеобщего ее обнищания. Но даже в этой ситуации Тевтонский орден, впрочем, как и храмовники с иоаннитами, активно продолжает скупать земельную собственность знати. В 1261 г. тевтонцы приобрели фьеф (поместье) д'Ибеленов, Казаль-Юмбер, а несколькими годами ранее - земли Шуфа и Гедена с крепостью Грот Тирон и еще три поместья в округе Сидона.

С этого времени Тевтонский орден, наравне с тамплиерами и иоаннитами, превратился в одного из крупнейших землевладельцев. В немецкой историографии 50-х годов XX в. существовала точка зрения, что руководство ордена намеревалось при поддержке императора Фридриха II создать самостоятельную государственную организацию в 1229 г. на острове Кипр. Такое утверждение не лишено основания, что подтверждают последние исследования11, но в связи с активным противодействием франкской знати, тевтонцам не удалось осуществить задуманное.

Таким образом, Тевтонский орден, вышедший из второго немецкого госпиталя при Акконе, не является прямым продолжением Иерусалимского немецкого странноприимного дома. Позднее признание своей преемственности по отношению к первому госпиталю руководством ордена обусловлено благоприятной политической обстановкой и укреплением позиций самой военно-монашеской организации. Завершение процесса оформления и утверждения ордена на политической арене Ближнего Востока и Западной Европы приходится на время правления гроссмейстера Германа фон Зальца и императора Фридриха II Гогенштауфена.

Тевтонский орден был неразрывно связан с империей и Гогенштауфенами и, в особенности, с императором Фридрихом II, который многим был обязан гроссмейстеру тевтонцев Герману фон Зальца, одному из самых талантливых людей во франкских колониях того времени.

Кроме того, новый орден примечателен тем, что с самого момента своего основания стал немецкой организацией. Это отличало его от старших орденов тамплиеров и госпитальеров, которые стояли на принципе интернационализма. Такой мононациональный характер ордена объясняется тем, что своим основанием он обязан Гогенштауфенам, стремившимся через братство усилить свое политическое влияние на Святой Земле. Не последнюю роль сыграла и политика Фридриха II, стремившегося к германизации Иерусалимского королевства. С этой целью он передавал фьефы немецким феодалам, а ордену отводил роль ударной силы в борьбе с пропапской партией гвельфов, для чего осыпал братство милостями. В силу указанных причин членами ордена могли быть лишь немецкие рыцари. Поэтому Тевтонский орден, как немецкая организация, находился вне крестоносного воинства Иерусалимского королевства [151], не делившегося по "языкам". Это позволяет говорить о Тевтонском ордене, как о первом сигнале распада единой "иерусалимской франкской нации".

Благодаря императорскому патронату и немецкому характеру Тевтонский орден получил широкое распространение в империи, что помогло ему окрепнуть. С другой стороны, именно это стало причиной острого конфликта, разгоревшегося на Святой Земле между тевтонцами и тамплиерами, сторонниками гвельфов, которых поддержала франкская знать. Это политическое противостояние, наравне с неудачами в крестоносном движении, сделало невозможным создание орденского государства в регионе, а в дальнейшем привело к свертыванию деятельности Тевтонского ордена в Ближневосточном регионе.


Примечания

8. Ibid., N 2; PETTENEGG E.G. Die Urkunden des Detsch - Ordens - Centralarchives zu Wien. Bd. I. (1170 - 1809). Prag., Leipzig. 1887, S. 2; ROCHRICHT. Regesta Regni Hierosolymitani, 1097 - 1291. Insbruck. 1904, N 701, 716, 743, 746, 810, 899, 1002 - 1003, 1010 - 1011, 1119 - 1120; Tabulae Ordiuis Theutonici. N 66.

9. MILITZER K. Anmerkungen zu einem neuen Werk uber die Anfange der Verwaltung in Preussen durch den Deutschen Orden. - Preusseland. Jg. 38, 2000, N 1, S. 1 - 12.

10. ПОРШНЕВ Б. Ф. Ледовое побоище и всемирная история. Доклады и сообщения исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М. 1947, с. 29 - 44.

11. KLUGER H. Hochmeister Hermann von Salza und Kaiser Friedrich II. Ein Beitrag zur Fruhgeschichte des Deutschen Ordens (QSGDO. Bd. 37). Marburg. 1987, S. 191 - 192; HUBATSCH W. Der Deutsche Orden und die Reichslehnschaft iiber Cypern. - Nachrichten der Akademien der Wissenschaft in Gottingen. 1955, S. 245 - 303.


Булатников Тимур Александрович - аспирант Московского педагогического государственного университета.

Рубрика: Статьи.