Т. А. Булатников. Тевтонский орден на Ближнем Востоке в XII-XIII вв. Часть 1

Среди духовно-рыцарских орденов, созданных в ходе крестовых походов, особое место занимал Тевтонский орден Св. Девы Марии, основанный немецкими купцами и рыцарями в XII веке.

Начало Тевтонскому ордену, как и Ордену госпитальеров Св. Иоанна, положил один из двух немецких госпиталей для паломников и увечных рыцарей в Палестине. Однако о каком именно госпитале идет речь, сказать трудно. Первый был создан в Иерусалиме около 1128 г. немцем для нужд немецких пилигримов (поломников). Членами нового госпиталя были рыцари и монахи, взявшие на себя обязанности по уходу за страждущими. Вскоре немецкий госпиталь попал в сферу интересов госпитальеров Св. Иоанна, руководство которых стремилось к объединению всех госпитальных организаций под своей властью не только на Святой Земле, но и в Западной Европе. Этим претензиям иоаннитов на гегемонию способствовало то обстоятельство, что на стороне госпитальеров Св. Иоанна выступила римская курия. В этой ситуации первый немецкий госпиталь стал на пути иоаннитов в их стремлении распространить свое влияние на немецкие земли. Каков итог этого противостояния, не известно. Известно лишь, что согласно папскому распоряжению 1143 г. немецкие госпитальеры обязаны были подчиняться руководству иоаннитов1, что ими постоянно игнорировалось. В 1187 г. ближневосточная история первого немецкого госпиталя прерывается по причине захвата Иерусалима войсками египетского правителя Саладина и потери братством своей штаб-квартиры и владений. Однако это не означало краха самого братства. Согласно все той же папской булле от 1143 г. госпиталь продолжал действовать на территории Священной Римской империи германской нации.

Дальнейшую историю Иерусалимского немецкого госпиталя можно проследить, приняв во внимание появление второго немецкого странноприимного дома около 1190 г., в период третьего крестового похода, при осаде г. Акры2. Однако остается неясной его связь с Иерусалимским госпиталем, исчезнувшим в 1187 году. Не проясняют ситуацию и письменные источники по истории ордена. Летописцы братства, описывая раннюю историю духовно-рыцарской организации, часто не имели даже представлений о событиях того периода. Например, сочинение, созданное в середине XIII в. и повествующее о начале деятельности Тевтонского ордена3, появилось в период ожесточенного противостояния тевтонцев с иоаннитами, в связи с чем информация, содержащаяся в труде, до такой степени отфильтрована автором, что не дает возможности отыскать какие-либо факты, проливающие свет на истинное положение дел в вопросе взаимоотношений Акконского и Иерусалимского госпиталей. В противоположность указанному сочинению грамота венгерского короля Андрея II 1211 г., обращенная к ордену, дает понять, что Тевтонский орден, вышедший из [148] Акконского госпиталя, есть ни что иное, как прямое продолжение первого немецкого госпиталя, основанного в Иерусалиме около 1128 года4.

Двоякая позиция ордена на начальном этапе своего существования в вопросе признания своей преемственности по отношению к первому Иерусалимскому госпиталю объясняется боязнью потерять самостоятельность, попав под контроль Ордена госпитальеров. Изменение позиции руководства Тевтонского ордена связано со стремлением руководства ордена захватить владения Иерусалимского госпиталя на территории Германии; утверждением ордена папой и получением соответствующих привилегий, ликвидировавших опасность слияния с иоаннитами5. Руководство ордена стало поддерживать факт преемственности для усиления престижа организации, указывая на давность участия ордена в крестоносном движении. Это должно было подтвердить и название ордена - Ordo hospitalis Sanctae Mariae Theutonicorum (Орден тевтонского госпиталя Св. Марии), Госпитальеры черного креста Св. Марии Тевтонской.

Одеяние тевтонцев также символизировало их двойственное происхождение: длинная белая мантия и обычная для госпитальеров Св. Иоанна черная туника. Для отличия от тамплиеров на левом плече белого плаща был утвержден простой латинский черный крест. К этой одежде, еще в самом начале становления ордена, было прибавлено несколько почетных отличий для степеней: гоф- (великого магистра, гроссмейстера), дойчмейстера (магистра, ландмейстера Германии) и для временно исполняющего его должность. С 1219 г. на черном орденском кресте, по периметру которого шла серебряная окантовка, на груди у великого магистра стали помещать золотой крест, концами которого были изображения лилии, а с 1226 г. в середине этого креста на золотом щите появился черный императорский орел. На плаще рыцари носили простые кресты, а более роскошные, символизирующие их положение, нашивались на груди туники или на панцирь. Кроме того, великому магистру в знак его духовной и судейской власти был присвоен перстень.

При очередном великом магистре Германе фон Зальце духовно-рыцарская организация завершила свой короткий период оформления.

Герман фон Зальца, избранный в 1210 г. четвертым великим магистром, не имел высокого аристократического происхождения, зато обладал редкими организаторскими способностями, был прекрасным дипломатом, о чем свидетельствует усиление ордена в годы его правления. Первоначально Тевтонский орден занимал незначительное место в жизни Иерусалимского королевства, поэтому первые десять лет своей магистерской деятельности гроссмейстер стремился поставить Тевтонский орден наравне с тамплиерами и госпитальерами. Сфера внешнеполитических интересов ордена и его главы в то время простиралась на Восточное Средиземноморье и в Италию.

После первой встречи фон Зальца с молодым императором Фридрихом II Гогенштауфеном в 1217 г. орден был уравнен в правах с тамплиерами и госпитальерами на территории Священной Римской империи. Это позволило молодой организации быстро догнать своих старших собратьев. Умело лавируя между папой Римским и императором (первый был духовным патроном, второй - могущественным светским покровителем), великий магистр укреплял позиции молодого ордена. Но действительно звездным часом для ордена, по мнению немецкого историка Э. Машке, стало 22 ноября 1220 г., когда Фридрих II направил великого магистра в качестве своего доверенного лица к папе Гонорию III для примирения6. С этого момента, по мнению ученого, молодая организация и ее глава попали в фокус большой европейской политики. С тех пор орден начинает выступать не только в роли постоянного посредника между Римом и Священной Римской империей, но и в роли самостоятельной политической силы. При этом следует отметить тот факт, что результатом такой политики была защита интересов императора, чьим представителем был Тевтонский орден на Ближнем Востоке.

Однако, усиление тевтонцев и поддержка ими политики императора на Святой Земле привели к открытому противостоянию с тамплиерами, не желавшими изменений в расстановке сил в Иерусалимском королевстве. Тамплиеры совершили нападение на резиденцию ордена в городе Акре. Они изгнали тевтонцев из города и осадили крепость братства - Монфор (Штаркенберг), отомстив тем самым и тевтонцам, и императору, как покровителю ордена, и своему политическому противнику. Попытки имперского маршала Филанжиери приструнить тамплиеров закончились провалом, и Тевтонскому ордену пришлось смириться с потерями.

Конфликт тевтонцев с храмовниками имеет не только политические корни, но обусловлен и острой конкурентной борьбой. Руководители тевтонцев заимствовали у храмовников значительную часть их устава и униформу. Это вызвало протест тамплиеров. Рыцари-храмовники были первыми из рыцарей-монахов, кто получил в качестве отличительного знака за свою фанатичную преданность делу борьбы с "неверными" [149] белые одеяния (белый или серебряный цвет символизировал духовную чистоту и добродетель, находясь на вершине геральдической пирамиды цветов). Тамплиеры подали жалобу папе Гонорию III, заявив, что униформа тевтонцев похожа на их собственную. Из-за этого членам Тевтонского ордена временно запретили использовать черный и белые цвета в своей униформе. Однако, по настоянию императора Фридриха II запрет был отменен7.

Говоря об орденско-имперских взаимоотношениях, необходимо охарактеризовать политику Фридриха II в отношении Иерусалимского королевства.

Император стремился усилить свои позиции в Иерусалимском королевстве, для чего было необходимо изменить его "франкский" характер. В 1224 г. Фридрих II послал великого магистра Германа фон Зальца в Сирию для выяснения ситуации перед тем, как организовать очередной крестовый поход, обещание о котором он дал еще при своей коронации. Имперский крестовый поход с самого начала сопровождался неприятностями: еще до прибытия на Святую Землю крестоносцы понесли тяжелые потери от эпидемии, которая разразилась в порту Бриндизи на юге Италии в сентябре 1227 года. Это вынудило Фридриха II, который сам тяжело болел, перенести в очередной раз срок крестового похода. Реакция Рима была незамедлительной - папа отлучил императора. Положение Фридриха II было осложнено еще и тем, что по прибытии на Святую Землю он встретил сопротивление со стороны тамплиеров. Орден храма не желал превращения Иерусалимского королевства в имперское владение, где тамплиеры неизбежно утратили бы свое ведущее положение. Храмовников поддержали многие знатные франки. Сломить это сопротивление императору не удалось. В этой ситуации Фридрих II провел успешные переговоры с мусульманами и вернул Иерусалим без боя, а после принял корону Иерусалимского королевства. На коронации отлученного императора из церковных властей присутствовал лишь гроссмейстер тевтонцев Герман фон Зальца. После этого, в 1230 г. великому магистру ордена удалось уговорить папу Григория IX пойти на примирение и возвратить опального императора в лоно церкви. Результатом успешного посредничества гроссмейстера стал договор, заключенный в Сан-Джермано-Чепрано, по которому императора возвратили в лоно церкви. Эта дипломатическая победа подтвердила положение Тевтонского ордена, как одной из влиятельнейших организаций того времени.


Примечания

1. PERLBACH M. Die Statuten des Deutschen Ordens nach den altesten Handschriften-Halle. 1890, S. XLII.

2. ДУСБУРГ П. Хроника земли Прусской. М. 1997, с. 11. В его создании активно участвовал представитель императорской фамилии Фридрих Швабский.

3. Narratio de primordiis ordinis Theutonici. SRP. Bd. I, 1968, s. 220 - 225.

4. Tabulae Ordiuis Theutonici. Berlin. 1869, N 158.

5. Ibid., S. 281.

6. МАШКЕ Э. Немецкий орден. СПб. 2003, с. 119.

7. Codex diplomaticus Ordinis S.M. Teutonici. In: Bd. 2. HENNES J. Bd. I. N 36.

 

Рубрика: Статьи.