Г. Э. Александренков. Самоуправление на Готланде в XIII-XIV вв. (по данным Гуталага). Часть 4

Альтинг. В Гуталаге и Гутасаге встречаются разные обозначения главного тинга Готланда: "всеобщий тинг гутов" (gutnalÞingi), "собрание всех людей" (aldra manna samtalan), "все люди" (allir menn, allir lydir), "вся страна" (land alt).

Одной из основных прерогатив альтинга было поддержание "мира", или, как мы бы сказали, порядка. Это становится ясно из ряда постановлений, согласно которым "стране" шли штрафы за тяжкие преступления против "мира": за убийство человека в церкви "стране" выплачивалось 40 марок пеннингов (гл. 8 (§1)); за убийство убийцы в церкви-убежище также выплачивалось 40 марок (гл. 8 (§2)); "если ты убьешь человека во время этого мира ["мира всех людей"], то плати всей стране такой вергельд, сколько стоит тот, кого ты убил, и круг мира тебя не защищает, пока ты не заплатишь" (гл. 9); во время "весеннего мира" нельзя было изымать лошадь или быков (гл. 10); за нарушение "мира дома" и убийство человека платилось 12 марок "стране" и 12 марок истцу (гл. 12); за нежелание платить вергельд "страна" должна была присудить виновного к "лишению мира" и уплате штрафа "стране" в размере 6 марок и 6 марок серебра истцу; такое же наказание постигало того, кто не держался внутри своего "круга мира" (гл. 13 (§5)) 37; если человек мстил после того, как был уплачен вергельд, то он должен был заплатить полный вергельд и "всей стране" - 40 марок (гл. 4 рукописи Б).

Из приведенных постановлений явствует, что существовали определенные периоды времени и мести, где человек был неприкосновенен. За преступления, совершенные в подобной ситуации, кроме ординарных штрафов платились особые штрафы "всей стране" или тингу (как говорилось выше). "Страна" получала штрафы за тяжкие преступления. По-видимому, это говорит о том, что "страна" выступала как бы гарантом "мира". Об этом свидетельствует и тот факт, что особо высокими штрафами каралось убийство в круге мира, во время "мира всех людей", а также то, что "страна" могла принять вергельд, если этого не хотел делать тот, которому это полагалось, а уплативший признавался невиновным (гл. 13 (§5)); гл. 5 рукописи Б). В этом отношении у "страны" был такой же круг компетенции, как у короля в материковой Швеции, где согласно так называемым edsoreslagar (клятвенным законам) в ведении короля были преступления против мира38, то есть функции верховной власти. [77]

На альтинге также рассматривался ряд других дел: о двойном прелюбодеянии, за которое виновный платил штраф 12 марок стране и 12 марок истцу (гл. 21 пр.); о похищении какого-либо подопечного, за что платилось 40 марок истцу, из которых 12 получала "страна" (гл. 21 (§1)). Если кто-либо брал женщину в жены насильно, то платил или вергельд истцу (из них "страна" получала 12 марок), или подвергался казни в зависимости от решения истца (гл. 21 (§2)). После того как на свадьбе или пирах пили в память Марии, нельзя было больше вносить пиво, за нарушение этого правила (с помощью которого, возможно, боролись с какими-то языческими обычаями) "стране" платился штраф в 12 марок (гл. 24 пр., также гл. 65 (§3)). Такой же штраф платился за нарушение правил продажи земли (гл. 28 пр. (§4)). Если кто внес ворованное добро в усадьбу готландцу, то должен был заплатить его вергельд и 12 марок "стране" (гл. 65).

Таким образом, альтинг обладал судебными полномочиями по ряду дел. Некоторые из них близки по характеру к нарушению мира, некоторые касаются продажи земли, что было очень ответственным делом. Высокие штрафы за прочие преступления объяснить трудно. Также на альтинге могли быть рассмотрены дела об убийстве ребенка и жертвоприношении, о чем говорилось выше, и дела, по которым судил епископ.

Переходим к другой стороне деятельности альтинга - законодательной. В Гуталаге неоднократно встречается выражение Þet ir ос sempt sic, что можно перевести как: "согласились постановить". В гл. 3 (§1) говорится, что "все люди" (allier menn) "пришли к соглашению (umsatir), что десятина должна быть сдана перед мессой Марии в пост..." В гл. 6 пр. сказано: "следующее то, что следует придерживаться всех святых дней, которые епископ предложил, и все люди приняли..."

О принятии Гуталага речь идет в гл. 61 (§ 1): "Согласились, что это закон, который здесь записан, и его должны придерживаться все люди. Если что-нибудь произойдет, чего здесь нет, то это должно решаться числом судей и [они должны] поклясться, что это правильный закон гутов (ret guta lag) и это должно быть записано здесь". Ниже, в гл. 62 говорится: "Это то, что было недавно принято о вырывании волос".

По этим постановлениям можно судить о том, что, очевидно, альтинг обладал законодательной властью. Механизм принятия закона не совсем ясен. Вероятно, он вырабатывался судьями и принимался с одобрения членов тинга.

Кроме того, альтинг обладал рядом других прерогатив. Альтинг, видимо, мог принять решение о сборе налога "на нужды страны" (гл. 53). Альтинг распоряжался имуществом, поступившим в счет уплаты вергельда, если тот, которому полагалось его взять, не хотел этого делать (гл. 13 (§5, 14), гл. 2 рукописи Б). Альтинг мог продать землю, которая, по всей видимости, поступала в счет вергельда [78] (гл. 28 (§5)). Кто распоряжался кассой альтинга, неизвестно. Возможно, это был специально назначенный человек, как в Норвегии.

Альтинг имел политические функции. Так, судя по всему, он обладал полномочиями, касавшимися внешних сношений острова. В Гутасаге рассказывается, что Авайр Соломенная Нога заключил по решению страны договор с конунгом свеев о ежегодном налоге (гл. 2). На альтинге принималось решение, участвовать или не участвовать в ледунге (гл. 6).

На всеобщем тинге решались и другие важные вопросы. В гл. 4 рассказывается, что "страна не захотела терпеть" первую церковь на Готланде и сожгла ее. Позднее гуты приняли христианство вместе (allmenelica); возможно, решение об этом было принято на альтинге 39.

Итак, альтинг концентрировал в себе высшую власть на Готланде со всеми ее аспектами (суд, налоги, военное дело, внешняя и внутренняя политика, законодательство) и представлял собой верховный орган готландского общества, имевший некоторые полномочия. аналогичные тем, что имели короли в других скандинавских странах.

* * *

Организация общества Готланда в XIII-XIV вв. отличалась некоторыми чертами от собственно шведских областей. По-видимому, соседская община не была распространена на Готланде. Поэтому дела местного значения на Готланде находились в ведении собрания домохозяев прихода. Готланд формально был подчинен шведскому королю. Но во внутренних вопросах жители острова сохраняли полное самоуправление. Тинг был судебным собранием, на котором разбиралась основная часть дел, карались преступники, совершались земельные сделки. Альтинг был главным органом готландского самоуправления: на нем разбирались особо тяжкие проступки; он был гарантом внутреннего мира; там принимались важные политические решения. То есть готландскии альтинг имел по существу высшие полномочия на острове. На Готланде существовали особые должностные лица (по позднейшим данным, выборно-наследственные): судьи и радманы, которые, наряду с пробстами и священниками, были, по-видимому, лидерами общества. Никаких должностных лиц шведского короля на Готланде не было. Эти особенности сохранялись еще некоторое время и после датского завоевания 1361 г.


Комментарии

37. По исландским сагам известно, что "лишенного мира" можно было безнаказанно убить.

38. Aqvist G- Kungen och ratten Studier till uppkomsten och den tidigare utvecklingen av kungens lagstiftningsmakt och domsratt under medeltiden. Rattshistoriskt bibliotek. Lund, 1989. Bd. 43. S. 89, 326.

39. Wessen E. Forklaringar till Gutasagan  //  Sveriges landskapslagar... Cap. 6, not. 62.

Рубрика: Статьи.