Г. Э. Александренков. Самоуправление на Готланде в XIII-XIV вв. (по данным Гуталага). Часть 3

На тинге также рассматривались дела, связанные с неразделенными угодьями: за разрешение на рубку деревьев в неподеленном лесу платился штраф тингу 3 марки пеннингов (гл. 25 (§ 3)), за огораживание неразделенной земли платилось 3 марки пеннингов (гл. 25 (§ 5)). За аналогичные преступления, но против чужой собственности: за уничтожение межевых знаков - 3 марки пеннингов (гл. 25 (§ 5)), столько же за порубку в чужом лесу (гл. 25 (§ 7)).

Но судом функции тинга не ограничивались 27. На тинге решались дела, связанные с продажей земли: согласно гл. 28, земля не считалась купленной законно без проверки тингсманами причин продажи; раздел земли также осуществляется на тинге (гл. 28 (§ 2)); при продаже земли дальним родственникам аврад должен был выкладываться на тинге [73] хундери (a hunderis Þingi); если землю продавали люди, у которых не было родственников, то они должны были ее продавать людям в той же хундери (hunderis menn), где находилась земля (гл. 28 (§ 4)). Тут следует заметить, что в ряде случаев понятия "тинг хундери" и "тинг" выступают как синонимы, что подтверждают принятую точку зрения. Наконец, на тинге решались дела по заложенному имуществу (гл. 32).

Также на тинг приводились заблудшие животные (гл. 40, 41, 42, 45). Для них отводилось специальное место: "...поезжай [с найденным животным] на тинг... и привязывай с другими [такими же] животными на таком расстоянии, чтобы можно было видеть столбы тинга" (гл.45(§1)).

На тинге не только выносились судебные решения, но и приводились в исполнение приговоры: "Если он украл [на сумму] между двумя эре и маркой серебра, то надо вести его на тинг и клеймить (merkia) и присудить к уплате вергельда. Если он украдет после того, как его клеймили, если это будет и меньше, то надо его повесить (hengia). Если он украл марку серебра или больше, то его надо повесить" (гл. 38).

Как видим, у тинга наряду с судебной функцией (а на тинге, видимо, рассматривалось большинство исков по уголовным преступлениям) была также и карательная функция. На тинге совершались сделки по продаже и залогу земли, разбирались дела, касающиеся неподеленных угодий. Это, вероятно, связано с тем, что они принадлежали хундери, как в собственно шведских областях.

В Гуталаге мы встречаем упоминания о людях, которые судили на тингах. В гл. 31 читаем: "Радманы (raÞmenn) должны судить (retta) на тингах хундери..." В этой главе ничего не говорится о судьях (domere), которые фигурируют в других постановлениях: "Пусть у человека, который будет ранен, будет свидетельство двух радманов в той же хундери и одного судьи страны (lanz domera) из того же сеттунга, и пусть сам клянется с шестью людьми с их свидетельством без присяги, больше ли штраф, чем 3 марки" (гл. 19 (§1)); "если человека изобьют без крови... то пусть у него будет свидетельство четырех оседлых человек и трех судей из того же сеттунга..." (гл. 19 (§35)). Еще два упоминания о радманах находим в гл. 32: "Если у них разные мнения [по поводу количества спорной земли], то это должны оценивать радманы хундери..." и в рукописи Б: "Если какого-либо человека свяжут, не найдя ворованного добра, то три радмана должны это исследовать и слушать его слова, виновен он или нет; те три радмана должны быть из той же хундери или того же сеттунга; они должны свидетельствовать о том, что они слушают, виновен он или нет. Так же, если [его схватят] с обнаруженным".

Из приведенных постановлений ие совсем ясно, какими полномочиями обладали судьи и радманы, и сколько их было. Из документов начала и конца XV в. известно, что на Готланде было 20 тингов, и в [74] каждом был один судья. Вероятно, на тинге хундери радманы судили под руководством судьи 28. Возможно, у радманов были специфические задачи: оценка ранений, земли и т.п., что обозначается термином retta и, может быть, отличается от собственно вынесения судебных решений - dyma ("судить", этимологически связано с domeri). P. Стеффен считает, что в Гуталаге была предпринята неудавшаяся попытка введения судебной комиссии; так он толкует предписание о том, что радманы должны судить на тинге хундери 29. Но это суждение, на мой взгляд, совершенно безосновательно - ни о какой комиссии в Гуталаге речь не идет.

Неясно также, как понимать цитированное выше постановление гл. 19 (§1), где говорится о судье страны. Или это действительно судья страны, но тогда, надо думать, их было шесть - по одному в каждом сеттунге (во всех документах с XV в. фигурирует только один судья страны), либо, что вероятней, это просто судья.

Единственное место, где говорится о тех, кто судит, - гл. 2 (§2): "Если те, кто обвинял женщину, идут на попятный и не хотят выкладывать [3 марки пеннингов], то люди (men) должны признать ее [dyma - букв, "присудить"] невиновной". Может быть, здесь имелись в виду судьи, а может тингсманы, от лица которых формально судьи выносили решение.

Тинг сеттунга. Исследователями высказывались различные мнения о происхождении сеттунга. Р. Стеффен полагал, что сеттунг был "очень древним подразделением, которое появилось одновременно с тингом". Он считал, что тинг сеттунга был более высокой юридической инстанцией 30. По мнению X. Ирвинга, деление острова на сеттунги, возможно, связано с присоединением Готланда к Швеции: по сеттунгам собирался налог в пользу шведского короля - по 10 марок серебра с каждого; каждый сеттунг снаряжал один корабль для ледунга. Согласно позднейшим данным, по сеттунгам созывалось ополчение. По мнению этого ученого, в Гуталаге нет свидетельств того, что сеттунг был более высокой судебной инстанцией 31. Археологи пытаются связать существование гаваней и крепостей с системой сеттунгов 32.

Действительно, о сеттунге до XV в. известно очень мало и в Гуталаге он упоминается всего три раза. Две цитаты были приведены выше. А в гл. 31 читаем: "Суд происходит и присяги приносятся не позже захода солнца. Каждый, кто это нарушит, пусть заплатит тингу, согласно тому, как высок тинг. Сеттунг не может взыскивать штрафы выше, чем 3 марки, тридьунг - до 6 марок и вся страна - до 12 марок". [75] Как видим, здесь тинг хундери даже не упоминается. Возможно потому, что всем и так было ясно, какие он мог взимать штрафы, а, возможно, потому, что тинг хундери не имел большого значения как судебное собрание, а эти функции выполнял тинг сеттунга. Тогда более понятным становится, почему при ранениях и избиениях требовались судьи из сеттунга, а не хундери.

Тинг тридьунга. Об этом тинге известно также очень мало. Многие исследователи связывают деление острова на три части с христианизацией и с основанием трех препозитур. Они отрицают существование тридьунгов в языческое время33. Р. Стеффен полагал, что тинг тридьунга не имел "гражданского" значения, что в Гуталаге предпринята попытка придать ему больший вес 34.

Из Гуталага можно заключить, что у тинга тридьунга все-таки были функции, не связанные с церковью. В гл. 41,42, 45 говорится, что заблудших животных следует вести на два тинга, а в третий раз — на тинг тридьунга. В гл. 42 добавляется, что человек получает плату за животное, "согласно тому, как было в обычае у тридьунга прежде".

Из гл. 31 (цитировавшейся выше) следует, что на тинге тридьунга происходил суд и выплачивались штрафы тингу не выше 6 марок пеннингов. Возможно, что до христианизации Готланда, основными функциями тинга тридьунга было отправление культа. С обращением в новую веру появилась новая, судебная функция, связанная с церковным судом. Таким образом, новая организация была приспособлена к уже существующему делению острова 35.

Согласно гл. 5 Гутасаги: "Если возникнут споры, которые должен рассудить епископ, то они должны разрешаться в том же тридьунге, так как те люди, которые живут там ближе всего, знают больше всего об истине. Если спор не будет разрешен, то нужно передать его на собрание всех людей (aldra manna samtalan), а не в другой тридьунг". Таким образом, на тинге тридьунга разрешались некоторые церковные вопросы. Из постановления следует, что на тинге тридьунга судил епископ, когда посещал остров. Очевидно, пробст также судил на тинге тридьунга. Согласно Гуталагу, пробст получал штрафы в том случае, если дело женщины, погубившей ребенка, рассматривалось на тинге (гл. 2 (§2)); если убьют человека в церкви (гл. 8 (§1)); если священник испортит мессу, то платит 3 марки пеннингов пробсту и 3 марки приходу. Занимая ведущее положение на тинге тридьунга, пробст должен был иметь большое влияние на острове. На Готланде священники имели право выбирать пробстов, право, которое неоднократно пытался оспорить епископ Линчёпинга, но папа каждый раз подтверждал его. Пробсты часто фигурируют среди seniores острова в латинских [76] документах, под которыми, как считается, помимо пробстов подразумеваются судьи 36.


Комментарии

27. Исследователи обычно отмечают только эту функцию. См.: Yrwing H. Gotland... S. 58, 61,63; Steffen R. Op. cit S. 229.

28. Wessen E. Op. cit. S. LXXXVI.

29. Steffen R. Op. cit S. 248.

30. Ibid. S. 249.

31. Yrwing H. Gotlands medeltid... S. 83.84.

32. См.: Engstrom J. Hur borgama byggdes och forsvarades  //   Gutar... S. 76; Lundstrom P. Gotlandshamnar // Gutar… S. 107.

33. См.: Sleffen R Op. ciL S. 248; Sjoholm E. Op. cit S. 107. Другое мнение см.: Yrwing H. Gotlands medeltid. S. 236, 247.

34. См.: Sieffen R. Op. cit. S. 236 ,247.

35. Pernler S.-E. Op. cit. S. 162.

36. Ibid. S. 154, 155.

Рубрика: Статьи.