Г. Э. Александренков. Самоуправление на Готланде в XIII-XIV вв. (по данным Гуталага). Часть 2

Другая область, где решение вопросов требовало вовлечения прихожан, - совершение сделок. Согласно гл. 28, "никто не может продать землю, если только нужда не заставляет. Пусть тогда скажет ближайшим родственникам в присутствии прихожан и родственников..." В той же главе, § 5 сказано: "Если более дальний покупает, а не ближний, то должен выложить аврад 16 на тинге хундери [сотни], где находится земля, а тому, который вне тинга, перед тем, как выложить аврад, законно объявить перед прихожанами". В гл. 42 говорится о том, что если к кому-нибудь пришел стриженый баран, то тот мог поставить на него свое тавро в присутствии всех прихожан. Согласно гл. 45 (§ 1), можно было пользоваться найденной лошадью, если об этом знали прихожане. Таким образом, мы можем сделать вывод, что собрание прихожан было публичным, могло служить ареной сделок, и прихожане, будучи их свидетелями, выступали в роли гарантов их правомерности.

Также прихожане решали проблемы, касающиеся оценки имущества. Об этом говорится в гл. 26 пр.: "Если человек просит другого о полуогораживании, то пусть скажет тому со свидетельством соседей или прихожан, и пусть прихожане определят доли [в ограде] в течение 7 дней"; и в гл. 30: "Если ты взял залог у человека за действительный долг, то вызывай его к церкви или на тинг, и пусть он выкупает свой залог в законный срок или пусть прихожане или тингеманы [т.е. участники тинга] оценят".

Собрание прихожан, проходившее у церкви, было также местом, где делались разные объявления. Так, согласно гл. 40, найденное малое животное (sma fileÞi) следовало сначала вести к церкви, где хозяин мог узнать свое потерянное имущество. Согласно гл. 55 (§ 2) рукописи Б, "если раб находится в бегах и об этом объявлено у церкви или на тинге..."

Вот еще несколько примеров роли прихожан в разных обстоятельствах. Без разрешения прихода нельзя было построить дом и брать домочадцев (гл. 55). Согласно гл. 59, плоды должны быть неприкосновенными до позднего дня Марии [8 сентября]; тот, кто пренебрегал запретом, должен был уплатить прихожанам 3 эре.

Итак, приход обладал значительными и разнообразными функциями. Собрание прихожан, под которыми в тексте закона понимаются бонды, проходило около церкви и по форме во многом напоминало тинг ("к церкви", например, можно было вызвать человека, как на тинг, для решения некоторых проблем). Собрание это было похоже на тинг и по содержанию (например, на собрании происходил суд по [70] делам, касающимся церкви). Очень часто прихожане выступают как свидетели по каким-либо делам. Прихожане также выполняли функции общественного надзора или контроля. Из постановления об огораживании следует, что приход играл определенную роль в отношениях бондов, связанных с хозяйственной деятельностью.

В общем, судя по Гуталагу. в приходе должны были регулироваться отношения между бондами на локальном уровне. Здесь можно согласиться с X. Ирвингом, который пишет, что "местное управление было сконцентрировано в приходе" 17. Правда, X. Ирвинг идет дальше и утверждает, что приход "представлял собой центр локальной политической жизни" 18, с чем согласиться трудно, так как в тексте закона не удалось найти никаких данных о чем-либо, напоминающем политические функции. Также представляется сомнительным применение термина "инстанция" по отношению к органам готландского самоуправления. Хотя из Гуталага явствует, что некоторые дела, относящиеся к церковной юрисдикции (например, об убийстве ребенка), могли быть рассмотрены в приходе, на тинге и на альтинге 19 (общем тинге бондов острова), т.е. в разных собраниях, все же из текста закона не следует, что дело могло быть пересмотрено более высоким собранием.

Объясняя причины столь широких полномочий прихода, X. Ирвинг пишет, что "в церкви гуты нашли новые и более прилежно посещаемые места собрания, чем прежде на тинге", что "существенную роль для организации христианской общины Готланда сыграли законы о "мире" и "мир во время праздника" имел, как кажется, конституирующее значение для готландской приходской системы. Приход совместно со священником надзирал за "миром праздников" 20. Нельзя не согласиться со шведским исследователем, что и церковь, и светские власти участвовали в установлении "мира", но это касается лишь "мира церкви"; случаи убийства в церкви (гл. 8 (§ 1)), "мир дома", "мир тинга" и др. относились к компетенции светской власти (гл. 9-12). Что же касается "мира церковных праздников" и "мира церкви", то здесь приход имеет значение в силу своих отношений с церковью, иначе штрафы шли бы тингу, как в случае ординарных преступлений. Почему в Гута л are постановляется, что эти дела должны разбираться на собрании прихожан, однозначно судить трудно 21[71]

Столь широкую компетенцию прихода на Готланде можно объяснить, приняв положение С.-У. Линдквиста (см. выше) и признав, что приходская организация на Готланде была основана на уже существовавшей системе округов, которые еще до христианизации имели ряд полномочий. Косвенным свидетельством может служить то, что само слово "приход" (socken) скандинавского происхождения и "относится к категории терминов, обозначавших территорию" 22. Это соответствует и истории приходов в Швеции, где они "наложились" на округа. С принятием христианства к старым полномочиям прихода добавились новые, причем собрание прихожан обретает судебные функции.

Тинги. На Готланде действовали тинги - народные собрания разного уровня: тинг хундери (т.е. тинг сотни), тинг сеттунга (тинг одной шестой), тинг тридьунга (тинг трети) и альтинг (тинг всего острова).

Тинги восходят к языческому времени. В Гутасаге в гл. 1 рассказывается: "Они приносили в жертву своих сыновей и дочерей, и животных, с пищей и напитками. Они это делали согласно своим верованиям. У всей страны [т.е. у Готланда] было высшее жертвоприношение людей, и у каждого тридьунга - свое. Жертвоприношение животных, пищи и напитков было меньшим у меньших тингов, которые назывались варящими братьями [suÞnautar], так как они варили все вместе". Видимо, в дохристианские времена одна из функций тинга было совместное отправление культа.

В тексте Гуталага наиболее часто встречается просто термин "тинг" (Þing) без какого-либо уточнения. Принято считать, что под ним подразумевался тинг хундери, так как сам термин "хундери" нигде кроме Гуталага в источниках по истории Готланда не встречается, вместо него употребляется просто "тинг" 23. В общем, такое мнение представляется справедливым, хотя в отдельных случаях, о которых будет сказано ниже, возникают сомнения и кажется, что под "тингом" в разных случаях подразумеваются различные тинги.

Тннг хундери. "Хундери" переводится как сотня. По наиболее распространенному мнению этот термин был связан с военным ополчением и обозначал "сто человек" 24. Р. Стеффен предположил, что «область тинга определялась не числом "дееспособных мужчин", а числом усадеб... Собрание владельцев усадеб и составляло тинг» 25. Члены собрания назывались "тингсманами" (Þingsmenn). Такое собрание обладало рядом функций. Начнем их рассмотрение с судебной, которая, по-видимому, была основной.

[72] В тексте Гуталага нам встречаются следующие случаи, когда дело уголовного характера рассматривается на тинге и тингсманам уплачиваются штрафы. Если человеку нанесли побои в его собственной усадьбе, то тингу платилось 3 марки пеннингов за нарушение "мира дома" (haim friÞi) (гл. 12), столько же — за оскорбление действием (гл. 19 (§ 36)) и за прелюбодеяние (гл. 21 пр.); если кто-нибудь взял чужую лошадь или лодку - 3 марки пеннингов (гл. 35, 36); если краденое принесли в усадьбу другого человека - также 3 марки пеннингов (гл. 37 (§ 1)). Выше перечислены те места текста, в которых прямо говорится, что дело рассматривается на тинге и какой-то штраф выплачивается тингсманам. Но, вероятно, на тинге проходил суд по большинству дел, хотя об этом в Гуталаге и не сказано прямо.

На тинг поступали дела, не решенные на собрании прихожан: так, если дело женщины, погубившей ребенка, идет на тинг, то ее присуждают к уплате 3 марок пеннингов тингу и 3 марок пеннингов пробсту 26 (гл. 2 (§ 2)); если дело человека, приносившего жертвы, поступает на тинг, и его признают виновным, то он платит 3 марки пеннингов тингу. Почему так происходило, объяснить с полной уверенностью трудно, так как в тексте сказано только: "...если прихожанам не удастся взыскать (штраф]; и [дело] выйдет перед тингсманами..." Возможно, у прихожан не всегда хватало возможности взыскать штраф с преступника. Это дало повод X. Ирвингу утверждать, что тинг был более высокой юридической инстанцией. Но, как я уже говорил, вряд ли термин применим к судебной системе того времени. Стоит также отметить, что этих случаев крайне мало и относятся они к категории дел, на суд по которым претендовала церковь.

Приход перед тингом нес ответственность по ряду вопросов (о которых сказано выше) и платил штрафы в случае неисполнения обязанностей.


Комментарии

16. Аврад (afraÞ)- выплата 1/8 стоимости земли ближайшим родственникам, если ее покупали дальние.

17. Yrwing H. Gotland... S. 105.

18. Ibid. S. 103.

19. Ibid. S. 101. 107.

20. Ibid. S. 95-97. 105, 106.

21. Возможно, это объясняется тем, что строя церковь, бонды приобретали право патроната над нею и, таким образом, имели право участвовать в делах, касающихся их церкви (например, известно, что бонды предлагали священника на утверждение линчёпингскому епископу, т.е. фактически выбирали его). См.: Yrwing H. Gotland... S. 87.

22. Andersson Th. Svensk medeltid i fomsvensk perspektiv  //  Svensk medeltidsforskning idag: En forksningsoversikt utarbetad pa uppdrag av Humanistisk - samhallvetenskapliga forskningsradet. Uppsala. 1988. S- 137.

23. Wessen E. Om Gutalagen  // Sveriges landskapslagar... S. LXXXIV.

24. Andersson Th. Op. cit. S. 151.

25. Sleffen R. Op. cit. S. 229.

26. Пробст - probst (лат. prepositus). В средние века Готланд подразделялся на три препозитуры. Подробнее см. ниже.

Рубрика: Статьи.