https://club-vulcan.casino/

Г. Э. Александренков. Самоуправление на Готланде в XIII-XIV вв. (по данным Гуталага). Часть 1

Готланд, остров, лежащий к востоку от южной Швеции в Балтийском море, ныне малоизвестный, в средние века был одним из самых важных пунктов торговой активности на Балтике. Положение этого острова было специфическим в нескольких аспектах.

В археологическом материале культура Готланда предстает как стабильная, если не сказать консервативная. Структура усадеб на Готланде сформировалась к началу эпохи викингов в IX в. и пребывала почти в неизменном виде по крайней мере до XVII в. Консерватизмом отличались и некоторые другие черты материальной культуры. Без сомнения, относясь к скандинавскому региону, Готланд в то же время отличался некоторыми особенностями 1.

Подобную специфику Готланда мы наблюдаем и в средневековом обществе острова. В то время, когда в скандинавских странах шло развитие по феодальному пути, формировались сословия, крупное землевладение, крепла королевская власть, на Готланде складывалась другая ситуация. Общество сохраняет многие архаические черты; его стержнем остается слой бондов — свободных самостоятельных хозяев усадеб, глав семей, совмещавших производительную деятельность разного характера с исполнением общественных обязанностей 2. Критерием принадлежности к этой группе населения было обладание наследственной землей, и включенность в родственные связи. Следует заметить, что бонды отнюдь не были гомогенной группой - среди них были богатые и бедные, более и менее авторитетные. Существуют другие категории населения, характерные для варварского общества: рабы (до определенного момента) и свободные неимущие. Интересным представляется разделение общества на "готландцев" и "остальных". В то же время, очевидны особенности готландского общества, которые отличают его не только от феодального, но и от классического варварского. Такой характерной чертой является отсутствие знати как особой социальной группы. [65]

Готландцы рано подчинились верховной власти шведского короля, которая со временем усиливалась. Так, они должны были платить небольшой ежегодный налог и участвовать в ледунге, военно-морском ополчении. Готландцы приняли христианство добровольно. Также добровольно они присоединились к линчёпингскому диоцезу. По договору с епископом гуты предлагали ему на утверждение кандидатуры священников. Священники сами выбирали трех пробстов Готланда, и не платили епископу десятины. Этих привилегий линчёпингские епископы впоследствии не раз пытались лишить готландцев 3. Во внутренних делах последние сохраняли полное самоуправление (до датского завоевания 1361 г.), которое также отличалось рядом особенностей.

В настоящей статье речь пойдет о формах организации готландского общества, сферах компетенции различных органов управления. Данная работа не касается Висбю - города, представлявшего собой совершенно отличное от сельского Готланда общество, имевшего свои собственные законы (Стадслаг Висбю).

Материал для исследования можно почерпнуть главным образом в Гуталаге, готландском судебнике, и Гутасаге, своеобразном приложении к судебнику, где описаны важные моменты готландской истории и отношения со шведским королем и епископом Линчёпинга 4. Известны четыре рукописи, содержащие текст Гуталага: две на древнегутском языке, по одной на датском и немецком. На происхождение, суть и датировку Гуталага у исследователей сформировались различные точки зрения 5. Разброс мнений велик: от традиционной точки зрения на Гуталаг как на запись обычного права, сделанную в первой половине XIII в., до радикального пересмотра устоявшегося мнения и утверждения, что Гуталаг - компиляция XIV в. различных континентальных сборников права. Традиционная точка зрения до сих пор представляется наиболее основательной. Перейдем к анализу судебника.

Приход. На Готланде не было деревень, сельское население проживало в отдельных усадьбах, поэтому низшей организационной единицей был не деревенский тинг (сельский сход), как в большинстве других областей Швеции, а приход. На то, как образовывались приходы на Готланде, существует две диаметрально противоположные точки зрения. Согласно первой, наиболее распространенной, образование [66] приходов на Готланде проходило очень долго, границы приходов не были точно определены еще в XVII в. Это было обусловлено тем, что строительство церквей на Готланде велось по частной инициативе бондов, которые пользовались правом патроната над построенной церковью. Поэтому приходы образовывались вокруг частных церквей, а не согласно уже существующему делению, что наблюдалось, например, в Уппланде 6.

Иное мнение представил С.-О. Линдквист. Он считает, что "географическое положение церкви само по себе и в отношении к другим объектам может дать ответы на вопросы, касающиеся не только самих церквей, но и общества, которое их строило" 7. Шведский ученый провел анализ пространственного распределения церквей, усадеб, возделывавшихся земель и территорий приходов. Он обнаружил, что "церкви расположены оптимально, почти на одинаковом расстоянии друг от друга... Дворы же, наоборот, расположены случайно с тенденцией к агломерированию... Из расчетов следует, что размещение церкви было выбрано таким образом, чтобы гарантировать каждой усадьбе кратчайший путь" 8. Автор пришел к важному выводу: "мысль, что образование приходов происходило на основе частных церквей, к которым присоединялось некоторое количество дворов, неосновательна…" 9 Исследования показывают, что "разделение острова на усадьбы произошло довольно рано и не оставило место для свободной колонизации, а лишь для внутренней, которая выразилась в том, что возникли группы усадеб, между которыми существовали более тесные отношения. Группы усадеб представляют подразделения большей общности, называемой округ (bygd). Группы усадеб были слишком малы, чтобы справиться с постройкой церкви. Приход основывался на округе (в среднем 13 усадеб). О том, что из себя представлял округ до образования прихода, с уверенностью сказать нельзя... Вряд ли процесс образования приходов был длительным... Решения отдельных округов о строительстве церквей были скоординированы по всему острову... Этот процесс едва ли занял больше нескольких десятилетий... Образование приходов было проведено в конце XI в." 10 Таковы две точки зрения на образование приходов на Готланде.

Существуют разные мнения также по поводу важности приходов. Некоторые исследователи полагают, что приход не имел большого значения, исполнял "некоторые коммунальные функции" 11. Другие думают, что готландский приход занимал важное место в жизни [67] общества, как было и в других областях Швеции 12. X. Ирвинг считал, что приход существенно отличался от материкового тем, что совмещал различные функции и признавался юридическим лицом 13.

Прежде чем подступиться к приходу, выясним, кого понимать под словом "прихожане" (socna menn, kirchiu menn - букв, "люди прихода", "люди церкви"), которое часто встречается в тексте закона. В гл. 3, § 3 речь идет о конфликте из-за десятины, могущем возникнуть между человеком, принявшим участие в строительстве новой церкви, и прихожанами старой. "...Если возникает спор между ними на первый год или на второй, то должен сам свидетельствовать присягой и с двумя прихожанами (tvem kirchiu menn), которых захотят назначить, что он участвовал в строительстве церкви и в освящении и во всех частях, как другие прихожане (so sum adrir kirchiu menn)". Из этого постановления мы можем понять, что под прихожанами имелись в виду бонды, которые принимали участие в строительстве церкви (или, вероятно, их потомки), платили десятину и поэтому имели право и обязанность участвовать в делах прихода.

Теперь перейдем к рассмотрению деятельности прихода, его функций. Сразу отметим, что в одном аспекте - судебном, функции прихода были близки функциям тинга. Ряд дел мог рассматриваться на собрании прихожан. Причем, форма процесса была такой же, как на тинге: человек должен был принести присягу (обычно с шестью соприсяжниками - siex manna aiÞ), если ему это не удавалось, то он проигрывал дело. Это следует, например, из гл. 42, в которой речь идет о запрете языческих обычаев: "если его обвиняют, то пусть принесет присягу шести человек. Если прихожанам не удастся взыскать и дело пойдет на тинг..." На собрании прихожан совершался суд по проступкам, имеющим отношение к церковной юрисдикции. Так, согласно гл. 2, если женщина погубила ребенка, то она могла покаяться священнику, который налагал на нее церковное наказание, и тогда никто не имел права начать против нее дело. Если же ее дело разбиралось на собрании прихожан (Þa en Þet cumbr firi kirchiu menn — букв, "если это [дело] выходит перед прихожанами"), то она платила штраф в 3 марки пеннингов 14, по одной трети которого получали прихожане, церковь и священник. Так же распределялись штрафы, налагаемые на неуплату десятины (гл. 3), за совершение жертвоприношений и других нехристианских обрядов (гл. 4), за работу в праздничный день (гл. 6), за убийство, ранение и [68] побои в праздничный день или в церкви, или на церковном дворе (гл. 8). Причем, согласно гл. 8 (§ 1), прихожане решали, когда человека следует освободить от отлучения, которому подвергался преступник. За эти преступления штрафы уплачивались приходу, при этом добавляется, что "все должны взыскивать [штрафы] вместе" (гл. 3 (§ 1), гл. 4, § 1), т.е. все прихожане должны были участвовать во взимании штрафов.

Итак, судя по содержанию указанных постановлений, одной из функций собрания прихожан был суд по церковным делам, причем отметим, что, как несколько раз подчеркивается, штрафы должны взыскивать все вместе, - то ли, чтобы священник себе все не присваивал, то ли потому, что священнику одному было трудно это сделать. Неясно также, кто судил на собрании - об этом в Гуталаге никаких сведений нет.

Рассмотрим другие функции собрания прихожан. Обращают на себя внимание несколько постановлений, где прихожане упоминаются в любопытном контексте. Согласно гл. 20 (§ 14), в которой говорится о правах внебрачных детей, "все права внебрачных детей следует исполнять со свидетельством прихожан (miÞ kirchiu manna schiellum)". Таким образом, прихожане в данном случае выступают как бы гарантом того, что внебрачные дети получили от отца то, что им полагается по закону. Согласно гл. 48, прихожане должны были следить, чтобы бонды выделяли "бессемянному народу" (т.е. тем, у кого не было своей земли и семян) поле для репы и давали рабочий скот, а "тот, кто этого не придерживается, будет виновен [и заплатит] 3 эре приходу. А если какой приход за этим не следит, то будет виновен [и заплатит] 3 марки, если [дело] пойдет на тинг". В гл. 24 (§ 4) упоминается о том, что "каждый брат (если нет отца. - Г.Э.) распоряжается выдачей своей сестры замуж; если он не хочет, то пусть даст ей восьмую часть своей земли на содержание под присмотром ближних родственников и прихожан, чтобы она не растратила неразумно свое имущество". Согласно гл. 52, каждый год во всех приходах должны были чинить дороги и "если какой приход не чинит, то пусть заплатит 3 марки тингу". В гл. 61 читаем: "Кости (dufli) запрещены. Кто в них играет, тот виновен [и платит] 3 эре приходу. Если приход не хочет взыскивать, то пусть заплатит 3 марки тингу".

Из вышеприведенных статей следует, что приход в ряде случаев выполнял, так сказать, надзирательные функции, следил, чтобы соблюдались права уязвимых групп населения. В ряде случаев приход нес за это ответственность и мог быть наказан штрафом, если не выполнял своих обязанностей. Это позволило X. Ирвингу утверждать, что приход признавался на Готланде юридическим лицом 15. На мой взгляд, термин "юридическое лицо" здесь совсем не уместен, и лучше данную мысль [69] выразить по-другому: члены приходского собрания несли коллективную ответственность за исполнение ряда обязанностей.


Комментарии

1. См.: Gutar och vikingar. Stockholm, 1983.

2. См. характеристику скандинавского варварского общества: Carlsson J. Rosen J. Svensk historia. I: Tiden fore 1718 / Av J. Rosen. Stockholm, 1969. S. 115 ff; Гуревич А.Я. Формирование крестьянства в Скандинавских странах (IX-XIII вв.)   //  История крестьянства в Европе: эпоха феодализма. М , I985. Т. I: Формирование феодальнозависимого крестьянства. Гл. 9; Сванидзе А. А. Северо-Западная Европа в Раннее Средневековье  //  История Европы. М., 1992. Т. 2: Средневековая Европа. Гл. 7.

3. Pernler S.-E. Gotlands medeltida kyrkoliv - biskop och prostar: En kyrkorattslig studie Visby. 1977. S. 24 ff.; Yrwing H. Gotland under aldre medeltid. Lund, 1940. S. 25 ff.

4. Гуталаг и Гутасага неоднократно издавались. См., например, классическое издание К. Ю. Шлютера (Corpus iuris sveo-gotorum antiqui. Vol. VII: Codex iuris Gotlandici / Utg. av C. J. Schlyter. Lund, 1852) и перевод на новошведский с подробными комментариями Э. Вессена: Svenska landskapslagar tolkade och forklarade for nutida svenskar Stockholm, 1943. B. 4. Skanelagen och Gutalagen / Utg. av. A.Holmback och E. Wessen.

5. См., например: Wessen E. Gutalagen //  Boken om Gotland. Stockholm, 1945. I; Steffen R. Gotlands indeling och organisation //  Ibid.; Sjoholm E. Gesetze als Quellen mittelalterlicher Geschichte des Nordens  //  Acta universitatis stockholmiensis: Stockholm Studies in History. Stockholm, 1976. 21.

6. Pernler- S.-E. Op. cit. S. 27; Yrwing H. Op. cit. S. 90

7. Lindquist S.-O. Sockenbildning pa Gotland: En topografisk studie  //   Gotlandskt arkiv, 1981. Visby. 1981. S. 45.

8. Ibid. S. 46.48.49.

9. Ibid. S. 51.

10. Ibid. S. 58-62.

11. Soderberg B. Op.cit. S. III.

12. Pernler S.-E. Op. cit. S. 30.

13. Yrwing H. Op. cit. S. 70.73.

14. В Гуталаге встречаются следующие денежные и весовые единицы: 1 марка пеннингов = 8 эре пеннингов = 24 эртуга пеннингов; изначально 1 эртуг = 12 пеннингов; уже в 1281 г. 1 эртуг = 16 пеннингов; готландская марка весила примерно 205 гр.; в Гуталаге 1 марта золота = 8 марок серебра = 32 марки пеннингов; уже в 1312 г. 1 марка серебра = 7 марок пеннингов. См.: Yrwing H. Gotlands medeltid. Visby, 1978. S. 215 f.

15. Yrwing H. Gotland… S. 78.

Рубрика: Статьи.