Н.С. Калашникова. Право и правосудие в шведском городе XIII века. Часть 3

Рядом с наследным правом стоит супружеское право, зафиксированное в гл. 24 и 27. В гл. 27 речь идет о правах женщины в доме. Так: «Если муж дарит своей жене утренний дар, то пусть он будет ни больше и ни меньше. Если они разводятся бездетными, тогда свой утренний дар жена оставляет за собой. Если они имеют общих детей, тогда она не получает никакого утреннего дара, кроме подвенечного наряда и кровати из неразделенного имущества, затем она делит имущество и берет половину от своих детей или своих наследников». Германская традиция дарить утренний дар (morgongov) новобрачной после первой брачной ночи является очень древней и прослеживается уже в норвежско-исландских сагах. Не стоит, однако, рассматривать утренний дар как символическую плату за невинность женщины. Известно, что утренний дар получала и вдова, выходящая замуж во второй раз. Брак считался законным только после первой брачной ночи, но если невеста не получала затем утреннего дара, брак считался недействительным. Утренний дар зависел от состоятельности супруга, он мог быть как большим, так и маленьким по размеру и стоимости. В случае смерти супруга вдова получала полностью свой утренний дар, который являлся для нее нередко единственным средством к существованию, так как, согласно законам, большую часть наследства получали дети. Согласно БР, оба супруга имеют равные доли в жилье и имуществе38.

На основании БР можно заключить, что в судебной практике тогдашних шведских городов иногда встречались дела о разводе. Возможные основания для развода в БР не указываются, но, опираясь на гл. 15, можно предположить что таковым являлось нарушение супружеской верности. Там сказано: «Никто не привлекает женатого мужчину или замужнюю женщину к ответственности за прелюбодеяние, кроме как супруги друг друга». За нарушение супружеской верности закон предусматривает денежный штраф и «наказание позором», но, по всей вероятности, вслед за осуществлением наказания по требованию одной из сторон могло быть начато и дело о разводе.

Наказание за совершенное в городе преступление налагалось на всякого жителя города, будь то женщина или мужчина. Так в гл. 11 (§ 3) БР постановлялось: «Если украдет женщина, пусть она подвергнется такому же суду и такому же праву, как и мужчина, за исключением того, что женщина должна быть погребена заживо в земле за такую же кражу, за какую мужчина должен быть повешен». Это же положение подтверждается и в гл. 36 (§ 1)39. Исключение делалось лишь в том случае, когда преступление совершила беременная женщина: ее наказание откладывалось до рождения ребенка. [92]

О процессе судопроизводства в средневековом городе сведения имеются в нескольких главах БР. Прежде всего устанавливается порядок возбуждения судебного иска. В гл. 9 предписывается: «Если кто-либо хочет привлечь к суду другого, не более трех дел может быть заявлено в одном иске, тех, за которые он хочет привлечь его к суду. Четвертое дело он может прибавить, если это необходимо, таким образом, не подтверждая того, что он делает это из ненависти и недоброжелательности». Обычно иск возбуждался против конкретного человека, а установление гл. 3 (§ 1) полностью исключало возможность после возбуждения иска переадресовывать его другому лицу40. Следующим этапом является собственно судебное разбирательство, которое происходит на тинге или в ратуше. Обычным типом судебного разбирательства, зафиксированным в БР, является тот, который доминирует и в областных законах: истец должен доказывать виновность ответчика в приписываемом ему проступке. Об этом говорится в гл. 14 (§ 7): «Если кто-либо убит, и ничего не известно об убийстве, то наследник привлекает подозреваемого к ответственности и доказывает его виновность с шестью свидетелями»41. Согласно БР, наличие свидетелей, которые выступают на стороне истца обязательно при разбирательстве практически любого дела.

О свидетелях в общем виде говорится в гл. 32 (§ 1): «Никакие свидетели не ходят из города в деревню, кроме того случая, когда кого-либо хотят отвести к фонгесману, а также никто из деревни в город, кроме этих же свидетелей». Однако, в БР вовсе не говорится о том, кто именно из жителей города мог выступать свидетелем на суде, например, имело ли значение имущественное положение этого человека в городе, его репутация и т.д. На основании выражения, встречающегося в гл. 12 «и при этом имеет шесть свидетелей с обеих сторон, с его двора и за его пределами», можно предположить, что свидетелями на суде могли выступать как свободные слуги или домочадцы истца, так и совершенно посторонние ему жители города, оказавшиеся на месте преступления и могущие подтверждить то, что произошло. Свидетелей, «которые при этом присутствовали»42, т.е. очевидцев преступления, можно выделить в группу «прямых свидетелей», в противовес группе «косвенных свидетелей» - тех, кто лишь констатируют факт нанесения телесных повреждений, но не знающих, кто и как это совершил, т.е. не очевидцев. К последним можно отнести врача, [93] обязанного дать показания о характере ранения43, а также «добрых женщин», которые должны свидетельствовать о состоянии женщины в случае ее избиения44.

Если истец не мог привести убедительного доказательства виновности ответчика, то ответчик имел право защищать себя клятвой соприсяжников. В гл. 9 имеются подробные предписания относительно клятвы. Если ответчик защищает себя клятвой, то «он приносит клятву в три ближайших законных дня45. Не приносит он своей клятвы в течение этого времени, тогда он виновен и платит штраф в три марки, разделенные на три части». Если по каким-либо причинам он не может присягать в тот день, на который назначена клятва, то он должен договориться с истцом о дне, на который она может быть перенесена46. Когда ответчик приносит клятву, то он должен выставить какого-нибудь жителя города в качестве поручителя. В БР содержится очень интересное постановление касательно поручителя (borghaenaeman). Так в гл. 11 (§ 7) сказано: «Обвиняется кто-либо в вещи такой большой, что он нуждается в поручителе, его должны провести по трем улицам города. Когда он не находит себе поручителя с разрешения фогда и согласия родманов, он сажается в тюрьму». Поручитель отвечает перед истцом за принесение клятвы, если же ответчик избегает или не выполняет своих обязательств, то он несет ответственность и платит штраф вместо ответчика. Согласно БР, поручитель, в случае если истец не хочет слушать клятву, принимает ее и после этого подтверждает своей клятвой перед судьей то, что он слышал47. БР особо оговаривает место принесения клятвы: так в гл. 9 (§ 1) записано, что «Моряк защищает себя своей клятвой в порту. Всадник - рядом со своей лошадью». В прочих случаях клятва, как правило, приносилась на тинге или в ратуше48.[94]

Помимо описанного способа ведения судопроизводства в средневековом шведском городе существовала также практика создания специальных комиссий (naemnd) для рассмотрения определенного рода преступлений. О такой комиссии речь идет в гл. 12, где рассматривается случай насилия в чужом жилище, которое находится под защитой особого «мира дома»49. Как правило, комиссия состояла из двенадцати человек. Судя по всему, она представляла собой своего рода суд присяжных, призванных ответить на вопрос, виновен или нет ответчик в преступлении, в котором он обвиняется. На основании положения гл. 14 можно предположить, что каждая из сторон (и ответчик, и истец) имела право предложить состав половины комиссии.

Если клятва принималась судом, то ответчик считался невиновным, в противном случае на него налагалось положенное по закону наказание.


Комментарии

38. Bjr. В. 24: "Таков закон города: если мужчина женится на имуществе женщины, он женится на полной половине. Также выходит замуж и женщина в жилище мужа".

39. Bjr. В. 36 (§ 1): "Тот, кто дает другому отраву, будь то мужчина или женщина, должен быть сожжен на костре".

40. Bjr. В. 3 (§ 1): "Тот, кто будет избит или ранен и предъявит свидетелей или соседей которые знают, кто это совершил, и подтвердят это фогду и родманам, пусть затем он не обвиняет кого-либо другого. Если он затем обвиняет кого-либо другого, он платит штраф в три марки».

41. Число свидетелей зависело от тяжести предъявленного обвинения. Обычно свидетелей было двое или шестеро.

42. Bjr. В. 14 (§ 23).

43. Bjr. В. 14 (§ 5): «Если кто-либо пробил, но не во время "особого мира", другому голову так, что кость вылезает из раны, он платит двенадцать марок за увечье и три марки за каждую кость, если вылезает три кости - вылезает больше костей, потому - он платит штраф не больше, если имеются два свидетеля. Если свидетелей нет, он защищает себя с шестью мужчинами. Врач должен дать показания вместе с двумя мужчинами о том, сколько костей повреждено».

44. Bjr. В. 14 (§ 19): "Если женщина будет избита так, что родит затем мертвого ребенка, и три женщины засвидетельствуют, что до этого ребенок был жив, виновный платит штраф в двадцать марок за ребенка. Если нет показаний трех женщин, тогда он защищает себя с шестью мужчинами".

45. Здесь имеются в виду те дни. когда разрешено присягать и приносить клятву.

46. Bjr. В. 9 (§ 2). Согласно одной из рукописей БР, в этом случае необходимо было получить согласие как истца, так и совета.

47. Bjr. В. 9 (§ 1).

48. Bjr. В. 22: ”Тот, кто с упорством избегает городского тинга (т.е. разбирательства дела. – Н.К.) или [заседания] в ратуше и пренебрегает положенной клятвой или денежным штрафом за свое преступление, он платит штраф, а три марки так часто, как он совершает это".

49. Согласно "Хронике Эрика” закон о неприкосновенности жилища был введен еще ярлом Биргером.

Рубрика: Статьи.