Л. А. Котельникова. Город и освобождение сервов в Италии XIII в. Часть 1

(«Райская книга» Болонья 1257 г.)

Феодально зависимое крестьянство в Северной и Средней Италии в XII— XIII вв. было весьма пестро и различно по своему составу: либеллярии, эмфитевты, испольщики, аффиктарии, массарии, колоны, аскриптиции, сервы; даже этот перечень далеко еще не исчерпывает многообразия социальных группировок среди крестьянства.

Сервы являлись сравнительно немногочисленной прослойкой и по своему положению более всего приближались к колонам 1 отличаясь от последних еще большей приниженностью и неполноправием. Каким же был их статус?

Источники — поземельные грамоты, нотариальные акты и формулы, городские статуты и разнообразные постановления городских властей — свидетельствуют о том, что феодалы и горожане продолжали считать сервов частью собственного имущества; они их продавали, дарили и обменивали без земли, наряду с другой своей движимостью, по собственному усмотрению наказывали провинившихся сервов 2. Нередко еще и в это время статус сервов наследовался их детьми; дети серва и свободной женщипы должны были стать сервами 3. Сервы были не только неполноправными жителями городских коммун, но им ставились всяческие препятствия при попытках переселиться в город и обрести там свободу 4.

[70]Частая продажа сервов без земли, редкое упоминание их как держателей в грамотах при описании земельных владений (между тем колоны и вилланы фигурируют там постоянно, а в VIII-X вв. и сервы назывались значительно чаще) свидетельствуют о том, что многие сервы в XI — XIII вв.— это не поземельные держатели, а домашние слуги и дворовые работники 5. Но и в это время, очевидно, большинство сервов (в Северной Италии прежде всего) продолжало оставаться на положении феодально зависимых крестьян, обычно прикрепленных к земле.

Наряду с некоторыми прямыми указаниями на этот счет одним из косвенных доказательств данного тезиса может служить включение сервов при тех или иных сделках в перечень недвижимого имущества и в первую очередь — земельных владений 6.

Сервы-держатели по своему фактическому положению были близкими к крепостным крестьянам — колонам 7. В то же время сервы-держатели не имели почти никаких прав распоряжения держанием. Повсюду им запрещалось заключать либеллярный договор, что особенно ярко подчеркивало их приниженное и несвободное состояние 8. Среди сервов, проживавших в итальянских городах и их дистриктах, были и ремесленники и торговцы, а также люди других профессий 9.

Итак, сервы в Средней и Северной Италии XI-XIII вв. продолжали оставаться самой низшей социальной прослойкой. Их зависимость была более тяжелой, чем сервов других стран Западной Европы 10.

Существенные различия между сервами и колонами имели место в [71] самой Италии. Колонам не запрещалось заключать либеллярный договор; при определенных (хотя и ограниченных) условиях они могли стать полноправными горожанами; наконец, господин не мог распоряжаться колонами, словно своим движимым имуществом, т. е. так же свободно, как это он мог делать с сервами 11. Вместе с тем было бы неверным считать, что в положении сервов на протяжении XI-XIII вв. не произошло изменений. Постепенно в статусе сервов все большее место стали занимать элементы личной свободы. В XIII в. сервильное состояние все реже передавалось по наследству, господин все меньше распоряжался сервом как движимым имуществом. Правда, серву по-прежнему запрещалось становиться либеллярием и заключать иные поземельные сделки без согласия господина, но сама многочисленность этих запрещений — уже свидетельство того, что подобные случаи бывали довольно часто. Сравнительно редкие упоминания сервов в городских статутах XIII в. — Пизы, Сиены. Вольтерры, Пистойи,— а также в поземельных грамотах этого же времени, исходящих из контадо и дистриктов городов Средней и Северной Италии, говорят о том, что общее число сервов было не слишком велико, и оно продолжало сокращаться. Одновременно происходило все большее сближение сервов с колонами, массариями и аскриптициями, а также некоторыми другими категориями держателей и арендаторов 12.

И итальянской литературе, посвященной проблемам освобождения сервов и колонов в Северной и Средней Италии XIII в., положениию сервов почти не уделялось внимания. Обычно сервов и колонов относили к единой прослойке servi della gleba, а если отдельные историки (Ваккари, Сантини) и пытались выделить сервов как особую группировку, то они делали это по формально-юридическим признакам, не выясняя социального значения этих юридических (или других названных выше и, на наш взгляд, более существенных) различий 13.

Процесс личного освобождения сервов был сложным и многообразным. Значительную роль при этом сыграли особые освободительные акты светских и церковных феодалов (количество таких актов возросло в конце XII-XIII вв.) 14, а также городские постановления. Наиболее известна (и заслуженно) «Райская книга» (Liber Paradisus) Болоньи 1257 г. Решения об освобождении сервов выносились также правителями некоторых других североитальянских городов. Так, в 1207 г. коммуна Вероны и епископ Аделардо заключили между собой соглашение [72] относительно крепости Роверкьяра и судебных прав на нее. Крепость оставалась за епископом, но юрисдикция над ее обитателями впоследствии должна была перейти к Вероне. Коммуна Вероны приняла на себя также обязательство выплатить епископу компенсацию за освобождение всех сервов, проживавших в крепости. Сервы объявлялись свободными людьми 15; полноту освобождения подчеркивало их провозглашение «римскими гражданами»; пекулий полностью переходил в их распоряжение. Получили освобождение сервы и в коммуне Леньяго, которая обязывалась нести службу Вероне 16. Право сервов на выкуп провозгласили статуты Тревизо 1233 г. и 1263 г.17. В статуте Брешии 1313 г. содержится постановление, разрешающее церковным сервам выступать в суде в качестве истцов, защитников и свидетелей и передавать свое имущество по наследству 18. Предоставление этих прав означало известный прогресс в освобождении сервов, хотя, изданное более 50 лет спустя «Болонского рая», указанное постановление, несомненно, свидетельствовало об отставании Брешии в этом отношении.

Как проходило освобождение сервов в Болонье в 1256-1257 гг.?

Итальянские историки обычно начинают описание этого освобождения со знаменитого соглашения городской коммуны и феодалов, заключенного в августе 1256 г.19 Правда, в книге П. Ваккари упоминаются болонский статут 1250 г. и июльский акт 1250 г., но сколько-нибудь подробного раскрытия содержания этих, а также и некоторых других документов, предшествовавших августовскому постановлению 1250 г., мы там не найдем 20.

Изданная сравнительно недавно (в 1956 г.) Ф. С. Гатта и Дж. Плесси «Райская книга» содержит некоторые документы из архива Болоньи, прежде не публиковавшиеся. Они позволяют более полно и последовательно представить ход освобождения болонских сервов.

Первые городские акты об их освобождении были обнародованы в июне 1256 г. Постановлением от 7-26 июня 1256 г. отменялись прежние порядки, подтвержденные статутом 1209 г., когда люди, вступившие в брак с анциллами, отстранялись от несения государственных повинностей (и тем самым уже не признавались свободными людьми), а дети серва и свободной женщины считались сервами 21. Объявлялось не имеющим силы и такое положение, когда человек, в течение 20 лет исполнявший сервильные повинности и известный как серв на территории сельской коммуны, где он жил, безоговорочно признавался сервом и не допускался к несению повинностей в пользу города-государства 22. Более того, Генеральный и Особый советы города одобрили решение статуариев об освобождении сервов города и дистрикта 23. Объявлялось, что сеньорам, [73] которые захотят передать своих сервов и анцилл коммуне с целью их освобождения, будет предоставлена такая возможность, причем городская коммуна обещала им заплатить выкупную сумму 24.

31 июля 1256 г. Генеральный и Особый советы Болоньи вынесли постановление о запрещении бращать в маснадериев мужчин и женщин, которые не являются таковыми (не записаны в libro maxinatorum) и чьи отец или мать не были маснадериями 25. Аналогичное запрещение распространялось и на чиншевиков, но своему юридическому положению не ставших сервами 26. За нарушение постановления налагался высокий штраф в 100 лир за каждого человека, обращенного в серва. Разрешалось обращать в серва человека, совершившего тяжелое преступление; ему нельзя поселяться в городе до того момента, пока он не получит свободу от своего господина. Господин может его поймать и наказать, если обнаружит в городе. И вообще все сервы, не проживавшие в то время в Болонье или дистрикте и находившиеся или не находившиеся вне закона (banniti et non banniti), могли получить разрешение поселиться в городе лишь после того, как будут отпущены на свободу господином либо коммуной или же коммуна выкупит их 27. Человек, который признавал себя сервом понапрасну, лишался руки. В то же время, если бы серв, анцилла или маснадерий стали отрицать свое сервильное состояние, а свидетели доказали бы, что эти люди являются сервами, у них должны были отсечь ногу 28.

Таким образом, Болонская коммуна своими постановлениями, изданными в июне—июле 1256 г., сделала первые шаги на пути массового освобождения сервов. Однако эти акты еще не отличались последовательностью. Так, сервами и маснадериями по-прежнему оставались те, кто являлся ими ко времени издания постановлений, а также дети сервов (в постановлении от 31 июля говорилось «отец или мать», но это уже было бы нарушением предыдущего постановления, от 26 июня; очевидно, все же, что здесь имелись в виду «отец и мать»).

Значительные препятствия к освобождению ставил закон и для сервов, живших вне болонской округи и пожелавших стать свободными горожанами: они могли это сделать лишь только при условии отпуска их на волю господином.

25 августа 1256 г.29 было достигнуто соглашение между коммуной Болоньи в лице подеста Манфреда да Маренго и капитана Бонаккорсо да Сорезина и феодалами—собственниками сервов и homines maxenati 30, которое наряду с последовавшей за ним «Райской книгой» с полным правом можно считать важнейшим актом Болонской коммуны в середине X III в. Феодалы должны были продать коммуне сервов, анцилл и маснадериев 31. Однако сеньоры сохраняли в своих руках права на пекулий и на наделы [74]сервов 32. Коммуна вносила за них выкуп: за каждого серва и анциллу старше 14 лет — 10 болонских лир, а за серва моложе 14 лег — 8 лир. Были установлены и сроки платежа: одну треть суммы надлежало уплатить в течение первых четырех месяцев 1257 г., другую — в следующие четыре месяца 1258 г., а остальную часть — на протяжении первых четырех месяцев 1259 г. В результате этого акта сервы и анциллы объявлялись свободными людьми, должны были быть вписаны в городскую книгу в качестве свободных горожан и могли пользоваться всеми правами и исполнять обязанности горожан, как и другие свободные люди 33.

Родителям (свободным людям), имевшим своими сыновьями или дочерьми сервов или анцилл, вменялось в обязанность выделить им часть имущества 34.

В следующем, 1257 г., до 3 июня, как полагают издатели Ф. Гатта и Дж. Плесси, была издана «Райская книга», в которой содержался перечень собственников, отпускающих на свободу своих сервов, имена освобожденных сервов и анцилл, с указанием их места жительства. Были названы 406 собственников и 5682 серва 35. В преамбуле «Райской книги» торжественно заявлялось, что поскольку «бог создал всех людей свободными по своей природе», им и надо вернуть их прежнюю свободу. Поэтому город Болонья, всегда боровшийся за свободу, и решил за определенный выкуп освободить всех люден в городе и епископстве, которые находятся в «servili condictione»36, а подеста Бонаккорсо да Сорезина издал настоящий акт, который «заслуженно должен быть назван «Раем»» 37. Далее речь шла о размере выкупа за освобожденных сервов (повторялись те же цифры, которые были названы в августовском постановлении 1256 г.).


Комментарии

1. О колонах и их освобождении от крепостной зависимости в Италии XII-XIII вв. (по материалам Тосканы) см.: «Освобождение крестьян в Тоскане в XII- XIII вв.) -СВ, 27, 1965.

2. Coltibuono, № 19 (1021 г.); ibid., № 132 (1081 г.); DI, vol. XI, p. 362, 363, № 263 (1086 г.); Camaldoli, vol. 2, № 736 (1112 г.); ibid., № 972 (1139 г.); Const. Senese 1262— 1270, D. 5, rubr. 240; E. F iumi. Statuti di Volterra (1210-1224). Firenze 1951, cod. 1, rubr. 33; cod. 2, rubr. 168; DI, vol. 5, p. 560, rubr. 17.

3. Liber Paradisus con le riformagioni e gli statuti connessi. Bologna, 1956, p. 60— 62, 73, 103 (середина XIII в.) (далее — Liber Paradisus...); Rainerius de Perusic. Ars notaria e tribus codicibus m.s.s. adhuc ignotis. Ed. A. Gandentius. Bononiae, 1890, parte. 1, rubr. 107, 108 (нач. XIII в.); DI, vol. XI, p. 333, 334, № 240 (1080 г.); «Генеалогия сервов монастыря св. Флоры» (Ареццо) свидетельствует о том, что монастырскими сервамн становятся дети сервов; в сервов обращаются свободные, совершившие преступления и оказавшиеся не в состоянии выплатить штраф (DI, vol. XI, р. 400, 401, № 293 (1100 г.)); Л. М. Брагина. Положение крестьянства в Северо- Восточной Италии.— «Из истории трудящихся масс Италии». М., 1959, стр. 94.

4. В Болонье сервы записывались в особую книгу, отдельно от свободных горожан, и не платили тех налогов, которыми были обязаны свободные жители Болоньи (I.iber Paradisus..., p. 103, 121). Сервам, не проживавшим в городе или его дистрикте, разрешалось селиться там лишь при условии отпуска их на свободу сеньорами или выкупа и освобождения Болонской коммуной (Liber Paradisus..., p. 121 (31/VII — 1256 г.); ср. Const. di Siena 1262, D. 4, rubr. 47; Statuta comunis Parmae 1255. Parma, 1856, I, rubr. 258): виллан, колон или аскриптиций, прожившие 10 лет в городе и не востребованные господином, становились свободными горожанами. На сервов же это предписание не распространялось. Они могли быть возвращены господину по прошествии любого срока (Ср. также: Statutum potestatis comunis Pistorii dell’ anno 1296, ed. L. Zdekauer. Milano, 1888, D. 4, rubr. 43).

5. CSI, vol. 2, rubr. 131; Statuti di Volterra, cod. 1, rubr. 6; cod. 2, rubr. 96.

6. Liber Paradisus..., p. 120, 121 (31/VII — 1256 г.): запрещается обращать в крепостных тех чиншевиков, которые не являются сервами. Следовательно, сервы-чиншевики тоже не были редкостью в Болонье. Ср. Liber Paradisus..., p. 122-124 (25/V III — г.): сеньоры сохраняют права на наделы (res) сервов. Ср. RCI, vol. 6, N 231 (1049 г.); ibid., № 255 (1055 г.); RCI, vol. 24, № 177 (1074 г.); RCI, vol. 30, № 95 (1078 г.) и многие другие: сервы упоминаются в перечне переданных земельных владений. В Северной Италии прикрепление сервов-держателей к земле было почти правилом (Л. М. Брагина. Положение крестьянства в Северо-Восточной Италии в XIII — XIV вв., стр. 94, 95; М. М. Ковалевский. Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства, т. 2. М., 1900, стр. 386, 387).

7. О близости сервов к колонам и аскриптициям свидетельствует ряд источников XII — начала XIV в , предписания которых обращены как к сервам, так и колонам. Ср., например: RCI, vol. 30, № 108 (1150 г.); R. Caggese. Statuti della repuobbica fiorenrina, vol. I (1325 г.). Firenze, 1910, L. 1, rubr/ 56: в дистрикте Флоренции запрещалось продавать, дарить или каким-либо образом отчуждать колонов, чиншевиков, аскриптициев и сервов.

8. Camldoli, vol. 3, p. 40—41, № 1460 (1290 г.); № 1475 (1210 г.). № 1792 (1226 г.), N 1973 (1232 г.); М. Fantuzzi. Monumenti Bavennati di secolo di mezzo. Vebezia, 1801, vol. II, № 90 (1199 г.), № 104 (1223 г.), № 108 (1230 г.) и многие другие; — ср. Const. di Siena, 1262, p. 137 (1184 г.); Const. di Siena 1309-1310, vol. II, D. 2, rubr. 332: серву запрещается заключать какие-либо поземельные сделки без согласия господина; ср. Л. М. Брагина. Положение крестьянства в Северо-Восточной Ита лии…, стр. 94.

9. Ср. Liber Paradisus…, р. 5-99: среди освобожденных коммуной Болоньи сервов названы кузнец, рыбак и др. ремесленники, а так же торговцы, носильщик, сборщик винограда, погонщик ослов.

10. Так, французские сервы, hommes de corps, были личyо несвободными людьми, но их несвобода выражалась в праве господина на часть имущества умершего крестьянина, взимание произвольной тальи, поголовного побора, платы за брак, заключенный вне сеньории (А. Д. Люблинская. Средние века.— В кн. А. Д. Люблинская, Д. П. Прицкер, М. Н. Кузьмин. Очерки истории Франции с древнейших времен до окончания Первой мировой войны. М.— Л., 1957, стр. 55; С. Dubу. L'economie rurale et la vie des campagne dans 1'Occident medieval. Paris, 1962, vol. II, p. 484—488; J. Heers. L’Occident aux XIV-е et XV-e siecles. Aspects economiques et sociaux. Paris, 1963, p. 78—79; H. Dub1ed. Servitude et liberte en Alsace au moyen age. La condition des personnes au sein de la seigneurie rurale du XIII-е au XV-e siecle.— V. S. W. G., Bd. 50, 1963, p. 302-305.

11. «Освобождение крестьян в Тоскане в XII – XII вв.» - СВ, 27, стр. 47-51.

12. P. Santini. Condizione personale degli abitanti del contado di Firenze nel secolo XIII—ASI, vol. XVII, 1886, p. 184 (далее — Condizione personale...); P. Vaccar i. L’ affrancazione dei servi, p. 178, 179, 194, 195, 204, 205 и др.

13. Сантини считал сервов и анцилл, не имевших вергельда, настоящими servi della gleba, в отличие от обладавших вергельдом лично свободных manentes и fideles (P. Santini, Condizione personale..., p. 178 sgg.). Ваккари видит различие между теми и другими в том, что у первых их состояние передается по наследству, у вторых же — основано на договорных отношениях, хотя и признает, что могли встречаться и manentes, наследовавшие свой статус (P. Vaccari. L’affrancazione dei servi della gleba nell' Emilia e nella Toscana. Bologna, 1926, p. 105; (далее — L’affrancazione dei servi...).

Л. Даль Пане, отмечая существование в Болонье с XIII в. большого числа сервов — домашних слуг, все же в целом рассматривает сервов как категорию лично несвободных держателей, обязанных барщиной и другими крепостническими повинностями и прикрепленных к земле (servi della gleba) (L. Dal Pane. L’economia bolognese del secolo XIII e l’affrancazione dei servi.— «Giornale degli economisti e annali di economia», № 9-10, N. S., 1959, p. 556—558; 564—568).

14. DI, vol. XI, p. 396-397, № 289 (1098 г.); RCI, vol. 30, p. 91, 92, № 48 (1130 г.); RCI, vol. 8, p. 88, № 236 (1168 г.); Formularium florentinum artis notariae (1226— 1242). Firenze, 1946, p. 10, 11. Ars notaria ..., parte 1, rubr. 107, 108 (первая половина XIII в.) и многие другие. Этот вопрос нуждается в специальном подробном рассмотрении.

15. P. S. Lеiсht. Operai, artigiani, agricoltori dal VI al XVI secolo. Milano, 1946, p. 38 (далее — Operai, artigiani, agricoltori...): «liberos et cives Romanos cum eorum peculio».

16. Ibidem

17. Л. М. Брагина. Положение крестьянства в Северо-Восточной Италии..., стр. 94.

18. Там же, стр. 95.

19. P. Vассari. L’affrancazione dei servi…,р. 99, 100; P. S. Lеiсht. Operai, artigiani, agricoltori…, р.141.

20. P. Vассari Op. cit., p. 99, 100. Статут Болоньи 1250 г. повторял предписание статута 1209 г., запрещавшего сервам выкупать свою свободу при отсутствии особой грамоты об освобождении (L. Frati. Statuti di Bologna, vol. 1. Bologna, 1869, p. 489. L. VII, rubr. 24— цит. по: P. Vассari. L’affrancazione dei servi..., p. 100).

21. Liber Paradisus..., p. 103.

22. Ibidem

23. Ibid., p. 103,104: «quod omnes habitatores tam civitatis quam districtus Bononie sint liberi».

24. Ibidem.

25. Liber Paradisus..., p. 120 (31/VII — 1256 г.). Маснадериями нередко именовались сервы — поземельной лично зависимые держатели (ср. Liber Paradisus..., p. 79, 103 и др.).

26. Ibid., p. 120.

27. Liber Paradisus..., p. 120-121.

28. Ibid., p. 121.

29. Так этот документ датируется в «Liber Paradisus...» В книге Ваккари, а также в других изданиях называется другая дата — 7 августа (см. прим. 30).

30. Liber Paradisus..., р. 122-124; L. Frati. Statuti di Bologna, t. III. Bologna, 1877, р. 348 (цит. по: P. Vассari. Le affrancazioni colletive dei servi della gleba. Milano, 1940, р. 42-45; Annali bolignesi…, vol. 3, parte. 2, р. 338-340..

31. Ibidem: «de personis tantum servorum et ancillarum seu habitorum pro maxenata possessorum et possessarum detentorum et detentarum per dictos dominos et dominas qui et quescripta sunt seu reperiuntur in libro mei ubertini notarii...»

32. Ibidem: «salvo et reservato ipsis dominis et dominabus omni iure in peculiis et rebus dictorum servorum et ancillarum... Idem quod res peculiares mobiles et immobile et alie quascumque servi seu hii qui habiti, sunt pro maxinatis habuerint apud se vel alios pro cis debeant libere remanere apud dominos eorum seu habitos pro dominis et libere remaneant».

33. «Sint liberi et franchi et ponantur in libris fumantum et substineant honera comunis sicut faciunt liberi» (ibidem).

34. «...item parentes liberi qui habent aliquem vel aliquos filios vel filias servos seu ancillas sive de maxinata teneantur et debeant illi vel illis filiis vel filiabus suis de suis bonis dare partem contingentem pro virili —» ibidem.

35. Liber Paradisus..., p. 5—99; cp. ibid., p. 131. Отдельные феодалы освобождали большое количество сервов, живших в городе и контадо. Так, некая госпожа Больнизиа отпустила на свободу 125 сервов и анцилл; феодалы на родов Лодеринги и Кастеллани — более 180, Бранкалеони — более 90 и т. п. (ibid., р. 16-19, 60, 61).

36. Ibid., p. 5—6: «cuius rei consideratione nobilis civitas Bononie que semper pro libertate puguavit preteritorum memorans et futura providens in honore nostri redemptoris d. Ihesus christi nummario pretio redemit omnes quos in civitate Bononie de episcopatu reperif servili condictione adstrictos et liberos eos decrevit inquisitione habita diligenti, statuens ne quis adstrictus aliqua servitute in civitate vel episcopatu Bononie deinceps audeat commorari ne massa tam naturalis libertatis que redempta pretio ulterius corrumpi possit fermento aliquo servitutis cum modicum fermentum totam massam corrumpat et consortium unius mali bonos plurimos dehonestet».

37. Liber Paradisus..., p. 6: «factum est memoriale presens, quod proprio nomine debet vocari merito Paradisus...»

Рубрика: Статьи.