К. Д. Авдеева. Огораживания общинных земель в Англии в XIII веке. Часть 2

Причины ранних огораживаний кроются в общих условиях экономической жизни Англии XIII в. К этому времени можно отметить уже некоторый прогресс в хозяйственном строе страны: интенсификация хозяйства, [127] более рациональная обработка земли, осушка болот и прибрежных участков, колонизация новых земель. Наряду с этим происходил рост городов, что неминуемо вызывало развитие товарно-денежных отношений, возрастала товарность английского хозяйства. Это оказало большое влияние на жизнь английской деревни. Запросы и потребности феодального класса увеличивались. Постепенно изменялись методы ведения господского хозяйства: в одних случаях феодал стремился увеличить свое хозяйство с целью производства на рынок, в других случаях он сокращал барскую запашку и сдавал часть домениальных земель в держание крестьянам. Происходила коммутация отработочных повинностей, развивались арендные отношения, которые становились иногда настолько выгодными для лорда, что он начинал сдавать в аренду и земли, присоединенные из пустошей. Это и явилось одной из причин широкого захвата общинных земель.

Далее, несмотря на рутинность средневековой техники, производительность крестьянского хозяйства все же постепенно повышалась, в то время как феодальная рента в большинстве случаев оставалась неизменной, закрепленной обычаем. Поэтому лорды всеми способами стремились выкачать из крестьянского хозяйства как можно больше дохода. Ограничение в пользовании общинными угодьями, взимание дополнительных платежей за это пользование и тому подобные меры были действенными для достижения этой цели.

Очень важной предпосылкой ранних огораживаний было развитие овцеводства. В XIII в. наблюдается рост шерстяного производства во Фландрии, в связи с чем резко возрос спрос на английскую шерсть, так как Англия была одним из главных поставщиков шерсти на европейский рынок. Шерсть была нужна также и местному шерстяному производству, которое достигло к этому времени немалых размеров в целом ряде районов Англии. Таким образом, огораживания пустошей не были случайным, мимолетным явлением. Они были вызваны изменениями, происходившими в этот период в жизни Англии.

Сведения о ранних огораживаниях мы находим в самых различных документах XIII в.: в Сотенных Свитках, протоколах королевских судов и манориальных курий, в картуляриях и ренталях. В картуляриях часто указывается на наличие выделенных пастбищ и лугов. Эти указания свидетельствуют о том, что в XIII в. процесс этот зашел довольно далеко. Картулярии дают и картину постепенного выделения пустошей из общинного пользования, и пути этого выделения. В этом отношении благодарный материал доставляют грамоты. Чаше всего они говорят о соглашениях относительно общинных угодий. Но анализ этих документов представляет известные трудности: далеко не всегда удастся выяснить социальный состав участников соглашений; очень затруднительна и точная датировка грамот. Все это должно предостеречь от поспешных выводов. Сотенные Свитки и судебные протоколы рисуют картину открытой узурпации общинных прав лордами, а также показывают, насколько интенсивен был этот процесс в XIII в. Правда, данные этих документов слишком отрывочны, чтобы на основании их составить достаточно полную картину ранних огораживаний. Они отражают происходивший процесс далеко не адекватно; размах огораживаний в действительности был, несомненно, более значительным. Но даже и эти отрывочные данные весьма характерны, и мы не можем пройти мимо них.

Рубрика: Статьи.