А. В. Рукавишников. Об организации власти в Полоцке в конце XII - середине XIII века. Часть 3

В Татищевском известии бросаются в глаза упоминания того высшего слоя горожан, который условно можно назвать "боярством". Они называются: "добрые мужи полоцкие" (два раза), "мужи передние" (два раза), "лучшие полочане", "лучшие думчие Бориса". В их числе упомянуты тысяцкий Симеон, посадник Воин, ключник Добрыня, сын тысяцкого Провор, тиун Жирный, то есть лица городской и княжеской администрации. Среди их функций выделяются: созыв веча; военное и административное (тысяцкий и посадник) управление городом; призвание князя на княжение; участие в княжеском совете. И термин "передние (добрые, лучшие) мужи", и перечень их функций дают основания соотносить их с "30 мужами" "Великой кроники Литовской и Жмойтской". Речь идет об одной и той же социальной группе. В противовес им в Татищевском известии фигурируют "люди полоцкие" (или просто "люди") - "мещане (горожане) полоцкие" ("полочане") литовской "Кроники". Они участвуют в вечевых собраниях. Данилевич писал, что "право участия в вечевых собраниях принадлежало свободным людям", которые "обыкновенно в летописях и актах... определяются [121] только местными терминами: "Полочане", "Меняне", "Дрючане"; реже "люди" (один раз - "горожане")" 26. Власть веча в Полоцке имела уже во многом чрезвычайный характер. В рассказе оно созывается дважды в качестве именно чрезвычайной меры. Отчетливо видно главенство Полоцка над другими территориями "земли" (в частности, над владениями по реке Двине, как это видно и в "Хронике Ливонии").

В "рассказе о Святохне" княжеская власть представлена фрагментарно. С одной стороны, князь Борис и Святохна раздают "имения" поморянам, а после убийства тысяцкого и посадника эти должности получают иноземцы ("чего испокон не бывало", - отмечает автор рассказа). Из текста видно, что это случай неординарный, вызвавший недовольство полочан, приведший к расправе над поморянами и к смене князя. Вместе с тем очевидно, что "добрым мужам полоцким" внутреннее управление фактически принадлежало и до, и после описанных в рассказе событий. Автора рассказа привлек, прежде всего, факт захвата власти в Полоцке (на короткое время) "людьми князя и княгини" - поморянами, как событие из ряда вон выходящее. В дальнейшем, судя по факту приглашения князя Василька "мужами передними", статус кво был восстановлен.

Различные источники, дополняя друг друга и, главное, не противореча каким- либо данным, ясно рисуют, таким образом, общественно-политическое устройство Полоцка в конце XII - первой половине XIII века.

Во-первых, фактически власть в Полоцке принадлежала узкой группе лиц ("30 мужей"-аристократов). Они занимали все высшие административные, судебные, военные посты "республики"; созывали народ ("людей полоцких") на вече; приглашали князя в Полоцк на княжение; участвовали в княжеском совете. В отсутствие князя они брали на себя функции руководства военными действиями, а также вели переговоры и заключали мир с ближайшими соседями (новгородцами, смолянами).

Во-вторых, формально высшим органом управления "республикой" оставалось вече. В нем участвовали как сами полочане, так и жители "пригородов". Круг вопросов, обсуждавшихся на нем, был широк: внутриполитические проблемы, ведение войн и сбор ополчения "земли", подтверждение мирных договоров. Однако, судя по всему, вече собирается уже нерегулярно (становясь событием экстраординарным), а вопросы текущего управления решаются в среде "30 мужей полоцких".

В-третьих, Полоцк остается главенствующим центром "земли", куда поступают доходы от уплаты дани прибалтийскими племенами, Полоцку подчиняются русские земли по Двине, в минуты опасности туда собирается ополчение всей "земли", достигающее внушительных размеров (20 тыс. человек).

В-четвертых, роль князя в городе сводилась к двум функциям - предводительству в военных предприятиях и представительству Полоцка в международных делах. Попытки полоцкого князя усилить свою власть натыкались на сопротивление веча и "аристократии" и успешно пресекались. Можно отметить ряд периодов в истории Полоцка (в конце XII - первой половине XIII в.), когда князь отсутствовал в городе: 80-90-е годы XII в., 40-е годы XIII века. Судя по всему, для полочан это не было редкостью.

В конце XII - первой половине XIII в. Полоцк являл собой тип государства с практически сложившимися чертами олигархического правления и слабо выраженными элементами княжеской власти. Накануне литовского завоевания эта была в чистом виде "боярская республика".

Напрашиваются некоторые параллели между Полоцком и другими государственными образованиями той эпохи. Составитель "Великой кроники Литовской и Жмойтской" уже в заглавии сравнивает две "республики" - Полоцкую и Венецианскую: "О полоцкой свободности або Венеции". Действительно, в Венеции в 1172 г. был образован Большой совет из представителей знатнейших венецианских фамилий, ограничивавший власть дожей и Синьории. Появились выбираемые Большим советом чиновники - нотабли. В XIII в. была заведена "Libro d'oro"- "Золотая книга", в которую записывались представители знатнейших патрицианских родов города. [122] В 1297 г. из них составилась наследственная Коллегия, а в 1310 г. знаменитый "Совет десяти". Общенародные собрания еще проводились, но в XIII в. уже редко (в 1423 г. они были отменены вовсе).

Новгород переживает практически идентичные Полоцку проблемы в конце XII - первой половине XIII века. "По существу Новгород в конце первой четверти XIII в. стоит перед видимой перспективой полной ликвидации княжеской власти, поскольку проблема новгородского стола превращается главным образом в проблему государственного союза Новгорода с соседними русскими областями". В. Л. Янин отмечает и кастовость новгородского боярства XIII в., генеалогические связи между различными представителями патрицианских фамилий Новгорода. В середине XIII в. появляется кончанское представительство (от различных боярских группировок города). "Общая схема посадничества впервые включает представительский совет, исходное ядро будущего Совета господ" (появился в конце XIII века)27. В Полоцке соответствующую роль играли "30 мужей". Сходные черты государственного устройства обнаруживаются во Пскове. Известны попытки галичского боярства уничтожить княжескую власть в своем городе в первой половине XIII в. (правда, неудачные).

Таким образом, общественно-политическое устройство Полоцка было естественным для русских земель того времени, а в чем-то он даже "опережал" своих соседей (управление городом без князя в течение долгих промежутков времени). Прослеживаются параллели и с другими европейскими землями (Венецией).


Примечания

26 ДАНИЛЕВИЧ В. Е. Ук. соч., с. 179.

27 ЯНИН В. Л. Новгородские посадники. М. 1962, с. 146, 368-369.

Рукавишников Александр Викторович - Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Рубрика: Статьи.