Ю. Я. Серовайская. Народная борьба против института королевских заповедных лесов в Англии в XI-XIV вв. Часть 1

Настоящая статья является продолжением и в какой-то мере дополнением опубликованного ранее сообщения о судьбах крестьянских общин в системе заповедного королевского леса в Англии в. XI—XIII вв.1 Ее цель — выяснить формы, характер и тенденции народной борьбы против института заповедных королевских лесов в Англии в XI—XIV вв., а также показать роль крестьянской общинной организации в этой борьбе и определить место последней в общей классовой борьбе английского крестьянства указанного периода. В понятие «народная борьба» нами включаются все формы социального протеста, весь арсенал средств борьбы крестьянско-ремесленного населения, проживавшего в пределах королевских заповедных лесов.

Институт королевских заповедных лесов, сложившийся в Англии в конце XI—XIII вв. представлял собой особую форму регально-феодальной собственности, в основе которой лежала монополия короля на лес и его богатства. Доходы от королевских заповедных лесов составляли значительную часть бюджета английского казначейства. Фискальная система заповедников захватывала при этом немалую часть реальных и потенциальных доходов феодальных собственников.

Как система эксплуатации институт заповедных королевских лесов был направлен своим острием против основного класса непосредственных производителей — крестьян, а также ремесленников, проживавших в черте заповедных лесов. Они были лишены целого ряда прав пользования лесами, пустошами, пастбищами и другими угодьями, составлявшими необходимую предпосылку их хозяйственной деятельности2. Этим объясняется глубокое недовольство всего трудящегося населения режимом королевских заповедников, порождавшим социальные конфликты и противоречия антагонистического характера. [42]Основным и наиболее цепным источником для воссоздания отдельных проявлений и общей картины борьбы народных масс против системы королевских заповедников в Англии являются судебные протоколы сессий разъездных судов по делам заповедных лесов, а также протоколы общих и локальных расследований правонарушений в заповедниках3. В них отразилась судебная практика по делам заповедных лесов и политика королевской власти и ее судебно-административного аппарата по отношению к различным социальным слоям, проживавшим в ареале заповедных лесов. В протоколах зафиксированы многочисленные нарушения королевских монопольных прав в заповедниках представителями различных социальных слоев населения страны и факты проявления недовольства, протеста и выступлений против их режима. Свитки судебных протоколов свидетельствуют об исключительно пестром социальном составе правонарушителей — от зависимых крестьян-общинников до знатных лордов королевства. В них содержится немало прямых указаний на правонарушителей крестьянского происхождения и на, целые крестьянские общины, привлеченные к судебной ответственности в качестве совокупных делинквентов.

Значительно более ограниченны данные других использованных источников. О характере правонарушений, совершаемых в заповедниках, содержатся сведения в специальном «лесном» законодательстве—Лесной хартии 1184 г., Хартии о заповедном лесе 1217 г. и в целом ряде ордонансов, ассиз, статутов, хартий королей Генриха I, Стефана, Генриха II, Иоанна Безземельного, Генриха III, Эдуарда I, а также в документах по конституционной истории Англии XIII-XIV вв.4

Фрагменты монастырских и светских хроник XI—XIV вв., принадлежавших перу как английских, так и французских авторов, позволяют выяснить реакцию населения Англии по поводу введения Вильгельмом Завоевателем суровых лесных законов (Англо-саксонская хроника, хроники Вильгельма Малмсберийского, Ордерика Виталия, Флоренция Вустерского и др.)5. Более поздние хроники П. Лангтофта и В. Ришанжера являются важным источником для [43] исследования конфликтов из-за королевских заповедников, имевших место в английском феодальном обществе в XIII — начале XIV в6 . Однако в хрониках в силу присущей им тенденциозности описываются в основном перипетии внутрифеодальнои борьбы из-за заповедников, а факты народной борьбы почти не получили там освещения.

Фольклорный материал, в частности баллады о Робин Гуде — защитнике угнетенных, борце против произвола королевских должностных лиц — судей, шерифов, бейлифов и лесничих, проливает дополнительный свет на события народной борьбы против режима заповедных лесов7.

Комплексное изучение всех типов источников обеспечивает необходимую основу для решения поставленной задачи.

Зарубежные исследователи истории английских королевских заповедных лесов не ставили своей задачей раскрыть социальную сущность этого института в целом, а также определить его место в системе феодальных отношений Англии XI—XIII вв. Поэтому из; их поля зрения совершенно выпал такой важный аспект этой проблемы, как роль института королевских заповедных лесов в эксплуатации проживавших там крестьян и ремесленников. Зарубежные буржуазные историки также не показали, в какой мере существование заповедных лесов обостряло социальные противоречия в английском феодальном обществе и порождало классовую борьбу.

Такие исследователи, как Г. Тэрнер, Р. Шоу, Дж. Холт8, обращавшиеся к событиям социально-политической борьбы XIII в., связанной с конфликтами из-за заповедников, признавали, что королевские заповедники являлись источником бедствий для народа, но понятие «народ» они распространяли только на баронов и рыцарство. Поэтому их внимание было сосредоточено на конфликтах последних с королем из-за заповедников, а народный протест совершенно выпускался из виду.

Весьма показательным в этом отношении является высказывание французского историка Ш. Пти-Дютайи, который считал, что «заповедный лес являлся для королей нормандской и анжуйской династий таким источником богатства и власти, а для английского народа таким источником бедствий, что выступление последнего против этих злоупотреблений стало важнейшим фактом конституционной [44] истории»9. В данной характеристике правильно определены общая роль заповедного леса как орудия экономического и социального давления на разные слои общества и его влияние на формирование широкой антикоролевской оппозиции. Однако Ш. Пти-Дютайи либо включал в понятие «народ» только представителей господствующего класса, либо объединял этим понятием высшие и низшие слон общества. Кроме того, он преувеличивал общность интересов социальных элементов, входивших в состав антикоролевской оппозиции. С ним нельзя согласиться и в том, что порожденные указанными противоречиями конфликты протекали только в рамках политической конфронтации. В действительности эти конфликты имели более широкий размах и не укладывались в рамки так называемой конституционной борьбы.

Несмотря на то что дореволюционная русская и советская историография богата фундаментальными исследованиями по аграрной и социально-политической истории Англии, данная проблема не получила освещения в работах русских и советских медиевистов.

Изучение народной борьбы против королевских заповедников было предпринято нами на основе исследований Е. А. Косминского, Е. В. Гутновой, М. А. Варга и других в свете их выводов о социальных сдвигах, происходивших в английской деревне в XIII в., о классовой природе английского феодального государства и его политики по отношению к крестьянству и о характере, целях, организационных формах антифеодальной борьбы10.


Комментарии

1. См.: Серовайская Ю. Я. Крестьянские общины в системе заповедного королевского леса в Англии в XI—XIII вв. - СВ, 1975, вып. 39, с. 162-178.

2. Подробнее об этом см.: Серовайская Ю. Я. Крестьянские общины...; Она же. Доходы oт королевских заповедных лесов в бюджете английского казначейства (середина XII —начало XIII в.).— СВ, 1981, вып. 44.

3. См.: Select Pleas of the Forest/Ed. by G. .1. Turner. L., 1901. (Selden Society; Vol. 13). (Далее: SP). Серия аналогичных протоколов графства Ноттингем (Шервудский заповедник) опубликована в издании: Sherwood Forest Book/Ed. by H. E. Boulton. Nottingham, 1965. (Thoroton Society Record Series; Vol. 23).

4. Эти документы опубликованы в изданиях: Памятники истории Англии XI- XIII вв./Под ред. Д. М. Петрушевского. М., 1938; SP, p. CXXV-CXXVII; Statutes of the Realm (Record Comission). L., 1810. Vol. 1.

5. The Anglo-Saxon Chronicle/Ed. with a transl. by B. Thorpe. L., 1861. Vol. 1, 2 (Rolls Series, N 23); Willelml Malmesbiriensis De gestis regum Anglorum libri quinque. Historiae novellae, libri tres/Ed. by W. Stubbs. L., 1887. Vol. 1. (Rolss Series, N 90); Ordericus Vitalies, Historia Ecclesiastica/Ed. by M. Chibhall. Exford, 1969, Vol. 2, book 3, 4; Florentii Wigorniensis Chronicon ex chronicis/Ed. by B. Thorpe. L., 1848-1849. Vol. 1, 2.

6. The Chronicle of Pierre de Langtoft/Ed. by Th. Wright. L., 1866-1868. Vol. 1, 2 (Rolls Series, N 47). Chronica monasterii S. Albani/Ed. by H. T. Riley. L.., 1863-1876. Vol. 1-12 (Rolls Series, N 28); Willelmi Rishanger Chronica et annales regnantibus Henrico III et Eduardo I/Ed. by H. Th. Riley. L.r 1865 (Rolls Series, N 28).

7. The English and Scotish Popular Ballads/Ed. by F. J. Child. N. Y. 1957. Vol. 3.

8. SP, Introduction; Holt J. С Magna Carta. Cambridge, 1965; Idem. The Making of Magna Carta. Cambridge, 1965; Idem. The Northerners. A Study in the Reign of King John. Oxford, 1961.

9. Petit-Dutaillis Ch. Les origines franco-normandes de la «Foret» anglaise,— In: Melanges d'histoire offerst a Charles M. Bemont. P.. 1913, p. 59.

10.См.: Косминский E. А. Исследования пo аграрной истории Англии XIII в. М.; Л., 1947; Он же. О некоторых характерных чертах английского феодализма. - СВ, 1960, вып. 17, с. 31—43; Гутнова Е. В. Возникновение английского парламента. М., 1960; Она же. Экономические и социальные пред посылки нейтрализации английского феодального государства в XII- XIII вв.- СВ, 1957, вып. IX, с. 195-253; Она же. Крестьянство и налоговая политика английского феодального государства XIII — начала XIV в.- В кн.: Из истории средневековой Европы (X-XVII вв.). М., 1957, с. 19—44; Она же. Некоторые проблемы идеологии крестьянства эпохи средневековья.- Вопр. истории, 1966, № 4; Она же.Средневековое крестьянство и ереси.- СВ, 1975, вып. 38, с. 28-34; Она же. Основные этапы и типы антифеодальной борьбы крестьянства в Западной Европе периода развитого феодализма (XI-XV вв.). - В кн.: Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. М., 1980, вып. 3, с. 33-56; Она же. Борьба крестьян с представителями феодального государства в Англии XII—XIV вв.— В кн.: Взаимосвязь социальных отношений и идеологии в средневековой Европе. М., 1983, с. 118-147; Она же. Классовая борьба и общественное сознание крестьянства в средневековой Западной Европе (XI-XV вв.). М.. 1984; Барг М. А. Исследования по истории английского феодализма в XI-XIII вв. М., 1962, и др.

 

Рубрика: Статьи.