Р. Г. Ланда. Мусульмане Арагона и Кастилии в XI-XV вв. Часть 1

Период реконкисты, то есть возвращение христианами занятых арабами территорий Иберийского полуострова, тянулся почти 800 лет. Последние 400 лет этого периода были примечательны появлением среди жителей христианских государств новой значительной группы населения. Это были мудехары (от арабского "мудаджжан" - прирученный). Так назывались мусульмане, оставшиеся жить на отвоеванных христианами территориях и подчинившиеся им на основании договора, соглашения о капитуляции или в силу заключенного союза1.

Уже в IX-X вв., в эпоху так называемой астурийской реконкисты, мусульмане, попадавшие под власть христиан, становились их свободными вассалами и сохраняли свою собственность. Христиане тогда были слабее и не хотели плодить врагов на своих землях и, кроме того, учитывали, что в Аль-Андалусе хорошо относились к мосарабам и прочим христианам. К тому же, указывает Рафаэль Альтамира-и-Кревеа, "труднейшей проблемой реконкисты было заселение новых территорий и их эффективная эксплуатация". Поэтому правители Арагона и Кастилии, стремясь не нанести ущерба своим вновь обретенным владениям, всячески благоприятствовали мудехарам. Это получило особенно четкое выражение в специальных документах, фиксировавших статус таких городов Арагона, как Дарока, Калатайюд, Теруэль и Тудела. По их образцу подобные документы были разработаны и в Кастилии (кроме Толедо, где это произошло раньше). Тем самым мудехары получили немало льгот, а в ряде случаев почти уравнивались по своему положению с христианами.

Они обычно сохраняли свои земли, имущество, обычаи и религию, а также пользовались особыми правами ("фуэрос"). Причем эти права были весьма значительны. Например, покровительственные меры Альфонсо VI Храброго (1065 - 1109), предоставившего маврам занятого им в 1085 г. Толедо специальные привилегии (освобождение от податей, охрану собственности, свободу исповедования ислама и устройства своего самоуправления), даже привлекли в этот город мусульман - подданных еще сохранивших независимость мавританских правителей (т.н. мулюк ат-таваиф, то есть "удельных [132] королей"). И это не было следствием особых симпатий Альфонсо, получившего восточное образование и женатого на арабской принцессе Заиде, к мусульманам или его договоренности с бывшим правителем Толедо Яхьей аль-Кадиром, которому он содействовал в захвате власти в Валенсии. Причины поведения короля были гораздо более глубокими и значительными.

Это было время подъема реконкисты и ее фактически первых серьезных успехов, в частности взятия в 1058 г. Визеу и в 1064 г. Коимбры на северо-западе полуострова и Барбастро - на северо-востоке. Тогда же не только на юг полуострова, но и в Магриб хлынули первые группы беженцев - мусульман, тагаринов (от "тагрийин" - приграничные). Их кварталы возникли прежде всего в городе Алжир, один из районов которого и сейчас называется их именем. Гранадский историк XII в. Ибн Галиб сообщал, что тогда уехало "большинство мусульман северного приграничья", которые в Магрибе, особенно - в земледелии, научили местных жителей обращению с новой техникой, которую те "никогда не знали и не видели". Грамотные и культурные люди из их среды "становились министрами, секретарями, агентами правительства, сборщиками налогов и чиновниками. И если находился андалусиец, о местном жителе даже не заходила речь"2.

Однако христианские короли полуострова в то время не были заинтересованы в эмиграции мусульман. Они не могли тогда обеспечить (как это случилось позже) хозяйственную колонизацию присоединенных территорий и наладить там экономическую жизнь на новой основе в силу ограниченности своих людских ресурсов (к тому же, занятых преимущественно войной как с маврами, так и с другими христианскими государствами), более высокого уровня экономического и культурного развития населенных маврами областей и более высокой квалификации и (как впоследствии доказали испанский историк Антонио Домингес Ортис и французский социополитолог Бернар Венсан) более высокой производительности труда мавров3.

Короли хотели удержать своих новых подданных, по крайней мере, от массовой эмиграции и обеспечить за счет их труда и умения экономическое процветание присоединенных земель, что должно было в итоге усилить материальную и финансовую мощь королевств, много сил отдававших реконкисте. Во многом это удалось. "Оставшиеся работники - мудехары сохранили многие промыслы и передали технические знания" - пишет британская исследовательница Оливия Реми Констейбл. Впоследствии это содействовало появлению "в Кастилии и Арагоне новых производств и товаров", хотя не все прибывшие с севера христиане смогли "воспринять стиль жизни и бизнеса своих предшественников, что привело к упадку некоторых ремесел"4.

Тем, не менее, первое время, даже первые столетия, жизнь мудехаров под властью христиан объективно была выгодна и той, и другой стороне.

Поэтому не должно вызывать удивления явно благоприятное отношение королей Кастилии и Арагона к мудехарам. Начало этому положил Альфонсо VI. При Альфонсо VII (1126 - 1157) мудехарам были даны дополнительные права, а главой мудехаров был назначен перешедший на сторону короля эмир небольшой таифы Руэды. При Альфонсо VIII (1158 - 1214) аналогичного положения достиг примкнувший к нему эмир Мурсии в 1147 - 1172 гг. Абу Абдаллах Ибн Саид аль-Джумани Ибн Марданиш (по слухам - принявший ислам Мартинес), который объединил вокруг себя весь восток полуострова (Шарк аль-Андалус), заключал договоры с Генуей и Пизой, одновременно сражаясь в союзе с кастильцами против Альмохадов. В Кастилии его называли "Рей Лобо", то есть Король-волк.

Альфонсо VIII привлекал на свою сторону и других вождей мусульман. Его преемники продолжили ту же традицию, которая была особенно характерна [133] для правления Альфонсо X Мудрого (1252 - 1284). При нем мудехары Хереса и Мурсии, восставшие против короля при поддержке эмира Гранады, практически не были наказаны и должны были лишь платить подать королю, не отбывая никаких других повинностей. То же самое было с мудехарами Лебрихи. И это - несмотря на то, что король был в довольно непростом положении, сражаясь против целой коалиции мятежных мудехаров, эмира Гранады, помогавших ему мавров Магриба и части примкнувших к мусульманам недовольных королем кастильских феодалов. Вдобавок мавры тогда впервые применили в бою порох и пушки.

Общины мудехаров (альхамы - от арабского "аль-джамаа", то есть собрание, общество) повсеместно пользовались правом на самоуправление, имели свои особые скотобойни и системы водоснабжения как в селах, так и в городах. Главой альхамы обычно назначался альфаки (то есть "факих" - законодатель, богослов и "просто мудрец"). Мудехарам разрешалось свободно исповедовать ислам, посты главного судьи и альгвасила (начальника полиции) также занимали мудехары. В Севилье и некоторых других городах городского голову (алькальда) избирали сами мудехары, но, как правило, всех должностных лиц из их среды назначал король. Ограничения прав мудехаров также существовали. Они не могли, в частности, строить новые мечети и проводить религиозные церемонии в местах компактного проживания христиан. Они обязаны были жить отдельно от христиан, выплачивать десятину королю, одиннадцатую долю доходов городу, в котором проживали, десятину - чуждой им церкви, становиться на колени при встрече со святыми дарами, несколько позже - брить бороду, по-особому стричь волосы и носить особую одежду.

В то же время им предоставлялись различные льготы, прежде всего, как пишет Рашель Арье, с целью "обеспечить квалифицированными сельскими рабочими... цветущие сады Валенсии и Мурсии". Для них строились особые рынки, организовывались специальные ярмарки. Но, наряду с этим, ограничены были их права в суде как свидетелей и как адвокатов. Христианкам запрещалось вступать с ними в брак. Однако в случае крещения церковь разрешала им сохранять при себе своих жен, даже если их было несколько. В 1295 г. им было запрещено приобретать имущество христиан. Тем не менее мудехары сотрудничали с ними и даже строили для них церкви в своем полувосточном стиле, который сохранился до наших дней5.

Впрочем, в разное время к мудехарам относились по-разному. Тот же Альфонсо X Мудрый наказывал их за мятежи, но вскоре после этого обычно прощал, что вполне укладывалось в генеральную линию его политики на сотрудничество христиан, мусульман и иудеев, на совместное изучение памятников культуры и вообще на их относительно бесконфликтное сосуществование. При Альфонсо XI (1312 - 1350) налоги на мудехаров были даже снижены, причем - по просьбе магистра военно-рыцарского ордена Калатравы, опасавшегося массовой эмиграции мудехаров, весьма нужных экономике Кастилии. И не только: известно, что многие альхамы свободных земледельцев патронировались либо королем, либо магистрами рыцарских орденов, которым и выплачивали подати. Были и другие категории сельских мудехаров - полукрепостные арендаторы, приписанные к поместьям католической знати ("рикос омбрес", то есть богатых людей), и состоявшие официально на королевской службе мавры-воины, проживавшие в крепостях и укрепленных городках во главе со своими предводителями (арраэсами или алькайдами). Причем отряды мавров весьма часто использовались королями и в борьбе с мусульманами, и в феодальных междоусобицах внутри королевств, и в войнах между королевствами. [134]

Ввиду заинтересованности в мудехарах короли нередко смягчали ранее ими же установленные или же продиктованные церковью ограничения их прав. Энрике II (1362 - 1379) разрешил им покупать имущество христиан. Энрике IV (1454 - 1474) буквально накануне воссоединения Испании и сокрушения Гранады вообще отменил большинство стеснявших мудехаров постановлений и даже приблизил их ко двору. "В некоторых областях - пишет Альтамира-и-Кревеа - они составляли весьма богатую и влиятельную прослойку, причем именно мудехарам многие кастильские магнаты поручали различные дела доверительного свойства". Имели место даже "сердечные отношения" между мусульманами и христианами, в том числе - на земле еще независимой Гранады, где кастильская и мавританская знать устраивали совместные турниры. Мудехары при Энрике IV даже входили в королевскую охрану. Иными словами, до рубежа XV- XVI вв. жизнь мудехаров была терпимой, иногда - даже неплохой.

Было бы неверно считать, что все мудехары находились в одинаковом положении. Бедные арендаторы, тем более - рабы (были и такие), жили хуже свободных земледельцев, а все сельские жители, права которых не всегда оговаривались, жили хуже горожан, пользовавшихся теми или иными "фуэрос". Но и "фуэрос" давались в разное время и при разных обстоятельствах. Поэтому, например, мудехары Баэсы, Куэнки, Сории пользовались ими в полной мере, в то время как мудехары Кордовы были почти бесправны, а мудехары Севильи так страдали от всякого рода дополнительных поборов и податей, да и от других ограничений (их первыми заставили еще в 1252 г. носить особую одежду), что оказались в первых рядах покидавших родину задолго до навязанного им в начале XVII в. изгнания. Не случайно в области Севильи в XII-XIV вв. было зарегистрировано резкое уменьшение населения. По некоторым сведениям (правда, опровергаемым многими авторами), мусульманское население полуострова за эти 200 лет в целом уменьшилось чуть ли не в 5 раз. Тем не менее мудехары, особенно Арагона, торговали с Гранадой вплоть до ее падения (только в Валенсии этой торговлей в XV в. были заняты 273 мудехара). А некоторые мудехары Арагона даже вели свои коммерческие операции вместе с еврейскими негоциантами, а также купцами-христианами Барселоны, Генуи и Венеции, осуществляя перевозки товаров между Египтом, Тунисом, Алжиром и Гранадой, а также - Марселем, Сардинией, островами Родос и Майоркой6.


Примечания

1. Шотландский арабист Уильям Монтгомери Уотт переводит термин "мудехар" как "получивший разрешение остаться" или "одомашненный". УОТТ У. М., КАКИА П. Мусульманская Испания. М. 1976, с. 145. Но это - скорее определение сути понятия, нежели точный перевод арабского термина.

2. АЛЬТАМИРА-И-КРЕВЕА Р. История Испании. 1951, с. 180 - 183, 280 - 281; GUICHARD P. Al-Andalus, 711 - 1492. Une histoire de l'Andalousie arabe. P. 2000, p. 126 - 128; Relaciones de la Peninsula Iberica con el Magreb (siglos XIII-XVI). Madrid. 1988, p. 102 - 103.

3. CONSTABLE O.R. Trade and traders in Muslim Spain. Cambridge. 1995, p. 45 - 50; DOMINGUEZ ORTIZ A., VINCENT B. Historia de los moricos. Vida y tragedia de una minoria. Madrid. 1993, p. 110; GLICK TH.F. Islamic and Christian Spain in the Early Middle Ages. Princeton. 1979, p. 34 - 35, 63.

4. CONSTABLE O.R, Op. cit, p. 140, 226.

5. АЛЬТАМИРА-И-КРЕВЕА Р. Ук. соч., с. 183, 237, 281 - 282; ARIE R. L'Espagne musulmane au temps des Nasrides (1232 - 1492). P. 1973, p. 306 - 307; Historia y culture del Islam espafiol. Granada. 1986, p. 67 - 76; Murcie. Une maison musulmane. L'Andalousie arabe au quotidien. P. 1991, p. 17 - 19.

6. АЛЬТАМИРА-И-КРЕВЕА Р. Ук. соч., с. 182 - 183, 282; HARVEY L.P. Islamic Spain, 1250 to 1500. Chicago. 1990, p. 7 - 9.

Рубрика: Статьи.