Б. Р. Зориктуев. Монголы и лесные народы (события 1207 и 1217 гг.). Часть 3

Выражение покорности тремя киргизскими князьями означало, что отныне вся территория Саяно-Алтайского нагорья, включая Туву. Горный Алтай и Хакасско- Минусинскую котловину, которая до монгольского нашествия управлялась енисейскими кыргызами, стала зависимой от монголов. Но с этим были согласны не все племена, и в источниках содержится ряд сообщений о восстаниях против монголов. Особенно упорно [124] сопротивлялось племя тумат, в начале 240 параграфа "Сокровенного сказания" однажды названное хори-тумат. Так как в этом словосочетании есть слово хори, то бытует мнение, что против монголов в 1207г., в самый разгар похода Джучи, подняли крупное вооруженное восстание хоринцы Баргуджин-Токума. Но если внимательнее отнестись к тексту, то видно, что дальше в этом же 240 и следующем 241 параграфе племя, которое принимается за хоринское, постоянно именуется тумат. Думается, это не случайность, и неоднократное упоминание в источнике названия тумат свидетельствует, что против монголов поднимались туматы, которых в начале XIII в. вблизи Байкала не было. Это предположение подтверждается всем известным летописным, фольклорно-этнографическим и топонимическим материалом. Обращение к нему показывает, что монголам противостояло тувинское племя тумат и его вооруженная борьба была продолжением тех событий, начало которым положил поход Джучи. Что касается племени хори, то оно находилось вдали от енисейских событий, в Баргуджин- Токуме. Название хори-тумат осталось в "Сокровенном сказании" как воспоминание о том периоде, когда к забайкальским хоринцам в качестве союзника примкнуло пришедшее из долины Енисея племя тумат.

О туматах известно, что они вместе с упоминавшимися выше тубасами и тухасами были потомками древнего тюркского племени дубо (туба), известного с середины I тыс. западнее Хубсугула; самоназвание тума(т) является фонетической разновидностью этнонима дубо (туба). Исконной родиной туматов была местность Секиз-мурэн, находившаяся в верховьях Енисея. Этот факт подтверждается топонимическими данными: недалеко от слияния Малого и Большого Енисея расположены горы Тумат-Тайга, происхождение названия которых связано с обитанием там племени тумат32.

Не располагая точными данными, трудно сказать, когда туматы впервые появились вблизи Байкала. Более или менее определенно вырисовывается лишь то, что там они находились в тесных связях с хоринцами. Поэтому в "Сокровенном сказании" туматы и предводитель хоринцев Хорилартай-мэргэн соответственно названы хори-туматами и нойоном хори-туматским. Около IX-Х вв. этот союз распался. Вероятно, этот эпизод нашел отражение в девятом параграфе "Сокровенного сказания", в котором сообщается, что по причине взаимных пререканий и ссор из-за пользования звероловными угодьями "Хорилартай-мэргэн решил выделиться в отдельный род-обог, под названием Хорилар".

Распад хори-туматского союза вызвал распад самого туматского племени. До ухода из Предбайкалья на Среднюю Лену тюркоязычного племени курыкан, то есть до Х-XI вв., часть туматов переселилась в Якутию. Там туматы жили в местности Туймада (Сайсары), откуда позже были вытеснены на север и в сторону Вилюя пришедшими курыканскими племенами, персонифицированными в преданиях в образе Омогоя33. К приходу этих первых предков якутов, как свидетельствует якутский фольклор, туматы жили рыбной ловлей, прошивали свои лица и руки ниткой из сухожилий, вымазанной черной краской, носили выкрашенные охрой одежды. По своему образу жизни они полностью слились с аборигенным, доякутским, населением, что дало повод А. П. Окладникову отнести их к числу тунгусских племен34".

Другая часть туматов покинула район Байкала, или, как указывает Рашид-ад-дин, "ответвилась" от живших там баргутов, и спустя много лет вернулась в Восьмиречье. Находясь в Секиз-мурэне, туматы были застигнуты монгольским нашествием. Вначале они покорились монголам, но затем восстали. При поверхностном прочтении "Сокровенного сказания" создается впечатление, что было одно вооруженное выступление туматов во время похода Джучи, на подавление которого сначала был отправлен Борохул, а после его гибели - Дорбо- Докшин. Но из 241 параграфа летописи видно, что до этого восстания туматами было поднято еще одно восстание с целью воспрепятствовать намерению одного из военачальников Чингисхана Хорчи-нойона взять себе в жены тридцать самых красивых туматских девушек. Восставшие захватили в плен Хорчи и посланного на [125] его выручку ойратского Худуха-беки, который в это время уже находился на службе у Чингисхана. Значит, в действительности было не одно, а два восстания туматов. Это же сообщает и "Сборник летописей".

О том, когда было первое туматское восстание, в источниках сведений нет. Со всей определенностью можно лишь сказать, что оно произошло после окончания похода Джучи. Тут необходимо принять во внимание, что ойратский Худуха- беки, отправленный самим Чингисханом на подмогу попавшему в плен к туматам Хорчи, в период кампании 1207г. был противником Чингисхана, а союзником его стал лишь по завершении похода Джучи 35. Этот факт дает ясно понять, что первое восстание туматов произошло не во время этого похода, потому что тогда Худуха-беки был врагом Чингисхана, а позже, но точную его дату установить, вероятно, уже так и не удастся.

Время второго восстания, конкретные причины которого неизвестны, зафиксировано в "Сборнике летописей". Оно произошло в 1217 г., когда монголы завершили завоевание Северного Китая. "Местопребывание этого племени, - писал Рашид-ад-дин, касаясь этого события, - было поблизости от вышепоименованной местности Баргуджин-Токум... (Туматы) жили в пределах страны киргизов и были чрезвычайно воинственным племенем и войском. Их предводитель Тайтула-Сокар явился к Чингисхану, покорился и смирился (перед ним). Когда Чингисхан был занят завоеванием областей Хитая... по возвращении он услыхал, что (племя) тумат вторично восстало. Чнигисхан... послал Борагул- нойона... Вкратце (дело обстояло так): они (монголы) дали большие сражения и покорили племя тумат. Однако на войне Борагул-нойон был убит. Так как туматы были злокозненным и недоброжелательным племенем, то (монголы) множество их перебили"36.

Таким образом, в 1207 г. Чингисханом был совершен поход, направленный на покорение западномонгольских и саяноалтайских племен. В 1217 г. монголами в долине Малого Енисея было окончательно сломлено сопротивление не желавших подчиниться им туматов.


Примечания

32. РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч. Т. 1, кн. 1, с. 118; БИЧУРИН Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. М.-Л. 1950, С. 348-354; История Тувы. Т. 1, с. 180; СЕРДОБОВ Н. А. Современное расселение носителей тувинских этнонимов. В кн.: Ученые записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Вып. XVI. Кызыл. 1970. с. 70; ПОТАПОВ Л. П. Ук. соч., с. 180; ВАЙНШТЕЙН С. И. Происхождение саянских оленеводов (проблемы этногенеза тувинцев- тоджинцев). В кн.: Этногенез народов Севера. М. 1980, с. 83-84; МАННАЙ-ООЛ М. X. К образованию этнонима "тыва кижи". В кн. По пути Великого Октября. Кызыл. 1981, с.12.

33. ЭРГИС Г. У. Исторические предания и рассказы якутов. Ч. 1. М.-Л. 1960, с. 104.

34. История Якутской АССР. Т. 1. М.-Л. 1955, с. 339, 358.

35. КОЗИН С. А. Ук. соч.

36. РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч. Т. 1, кн. 1, с. 122.


Зориктуев Булат Раднаевич - доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН.

Рубрика: Статьи.