Н. П. Соколов. Колониальная политика Венеции в XIII в. Часть 6

6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей колониальной политике правящая венецианская знать преследовала только узко классовые цели феодалов, арматоров, купцов и ростовщиков. Свои колонии Венеция рассматривала как удобные опорные торговые пункты, выгодные стоянки для торговых и военных кораблей, место заготовок продуктов и сырья, лены для феодалов, административные посты для знати, людей для вербовки в армию и флот, средство обезвредить торговых конкурентов. При всем том эта политика была исключительно консервативной: Венеция не сделала ни шага вперед ни в экономическом, ни в социальном отношении, по сравнению с теми порядками, которые она нашла на захваченных ею территориях или в подчиненных городах. Есть основание утверждать, что в области социальных отношений венецианское правительство в колониях не было в состоянии удержаться на прежних позициях, а пошло назад, не имея возможности преодолеть вопиющих злоупотреблений и насилий, переселившихся в колонии венецианских феодалов.

В буржуазной исторической науке иногда относят складывание феодализма и Венеции ко времени четвертого крестового похода, причем имеются в виду владения венецианских конкистадоров, приобретенные ими вскоре после падения Константинополя 136. Это не выдерживает, конечно, никакой критики. Во-первых, большая часть этих владений собственно и не входила в состав венецианской колониальной державы,— мы имеем здесь в виду сеньеров Кикладских и Сиорадских островов: во-вторых, передачу в лен колониальных приобретений венецианская плутократия начала практиковать задолго до четвертого крестового похода,— достаточно припомнить порядок, существовавший на крупных островах северной части Далматинского архипелага. Не территориальные приобретения четвертого крестового похода феодализировали Венецию, а наоборот — феодальная Венеция только по-феодальному и могла освоить полученную ею долю византийского наследства.

Венеция осваивала свои колониальные владения при помощи феодальных методом эксплуатации местного населения, феодальных методов администрирования, феодальных приемов охраны классовых интересов от всяких покушений на них со стороны эксплуатируемых. Поскольку венецианские феодалы не были только получателями феодальной ренты, а были также и стяжателями торговых барышей и ростовщических [195] процентов, постольку в системе феодального освоения колониальных владении вводился элемент централизации, выражавшийся в том, что верховное управление в некоторых колониях вручалось полномочным магистратам с двухлетним сроком полномочий. От этого эксплуатация венецианских колоний вовсе не перестает быть феодальной и не делается похожей на систему римской колонизации и римских порядков по управлению провинциями, как это утверждают некоторые буржуазные историки 137.

Феодальные методы эксплуатация колониальных владений вызывали к жизни и характерные для феодального общества классовые противоречия и классовые битвы. Крит, где венецианские феодалы не только поддерживали существовавшие до них феодальные порядки, но и пытались идти далее по пути усиления эксплуатации крепостных, стал ареной таких битв. То обстоятельство, что крестьянская армия находила здесь руководителей в лице стесненных завоевателями местных феодалов, не изменяло существа и классового содержания этих битв.


Комментарии

 136. L. Brentano. Die Anfange des modernen Kapitalismus, p. 106.

137. Например, Ф. П. Успенский. История Византии. т. III. стр. 498.

Рубрика: Статьи.