Н. П. Соколов. Колониальная политика Венеции в XIII в. Часть 1

1

СОСТАВ ВЕНЕЦИАНСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ ДЕРЖАВЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII в. [170]

Во второй половине XIII и. Венецианская колониальная держава, созданная усилиями венецианских купцов, ростовщиков, арматоров и феодалов, пришла в состояние относительной устойчивости. В 1268 г. византийский император Михаил Палеолог признал за Венецией все византийские земли, фактически перешедшие к этому времени в руки венецианцев. В XIII в. Венеция укрепила свое господство над теми территориями в Истрии, на Далматинском побережье Адриатики и на островах Далматинского архипелага, которыми она овладела в результате настойчиво проводимой в течение двух с половиной веков агрессивной политики.

Размеры венецианских колониальных владений после четвертого крестового похода нередко преувеличивались и продолжают преувеличиваться в буржуазной исторической литературе, но они и в самом деле, по сравнению с метрополией, были значительными. Венеция тогда еще не имела владений на континенте за исключением нескольких опорных пунктов, например, замка Маркомо между Равенной и Феррарой, или укреплений в устьях Силе и Бренты. Венецианская метрополия ограничивалась тогда островами лагун у северного побережья Адриатики. Однако именно эти незначительные по своим размерам территории являлись резко смещенным к западу центром Венецианской колониальной державы.

В зависимости от Венеции во второй половине XIII в. находились прежде всего города Истрийского побережья — Триест, Каподистрия, Пирапо, Умаго, Читтацуова, Паренцо, Ровиньо, Пола. Зависимость эта, впрочем, не была ни достаточно полной, ни бесспорной,— на эти города продолжало претендовать граф Горицы и патриарх Аквилеи.

Из островов Далматинского архипелага в состав владений Венеции уже давно были включены острова Крк, Црес, Раб, Паг и ряд мелких островов Кварнеро и Кварнероло, в самом конце столетия — Брач и Хвар. В зависимости от Венеции оказались острова Дубровницкой республики — Груж, Колочен, Шипан, Млет, Ластово, Лопуд и Корчула.

На Далматинском побережье в середине XIII в. Венеции принадлежали на севере — Задар, и на юге — Дубровник. Все остальное побережье Далмации было тогда в руках сербов или венгерской короны.

Ближайшие от Дубровника венецианские владения были расположены уже на южной оконечности Морен, это — Корон и Модон с небольшими [171] территориями и их окрестностях,— «два главных глаза Венецианской республики», как их называли в Венеции.

Неподалеку от них находилась важнейшая из венецианских колонии — остров Крит, купленный венецианцами у Бонифация Монферратского.

Из островов Архипелага верховные права Венеции признавал в это время только остров Негропонт, так как венецианские феодалы островов Киклад и Спорад были вассалами не Венецианской республики, а Латинской империи в первый период ее существования, и князя Ахейского — в последующие десятилетия XIII в.

До начала 90-x годов XIII в. в состав колониальных владений Венеции входили треть Акры и Тира с их окрестностями на побережье Сирин.

Чрезвычайно важной составной частью колониальных владений, быть может более важной, чем некоторые другие владения, являлась обширная сеть экстерриториальных торговых контор, консульских и байюльских пунктов, рассеянных по берегам Центрального и Восточного Средиземноморья. Мы видим их и в Адриатическом море, и в Архипелаге, и по берегам Пропонтиды, и по берегам Черного и Азовского морей, и на Сирийском побережье, и в Северной Африке.

Весь этот обширный комплекс земель входил когда-то в состав византийских владений. В хронологических выписках Маркса приводятся следующее замечание о венецианцах: «Из развалин Византийской империи они создали мировую державу 1.


Комментарии

1. Архив Маркса и Энгельса. т. V, стр. 200.

Рубрика: Статьи.