Л. Т. Мильская. Аграрное развитие Каталонии и окружающая среда (XII - начало XIII в.). Часть 3
Документы содержат данные о праве пользования водами независимо от мельниц: земли передаются «с водой для орошения»; при передаче прав на определенные земельные комплексы делается оговорка, что даритель сохраняет на этих землях право пользования водой для орошения89.
Систему пользования водными ресурсами красочно рисует грамота Гильома де Санта Олива: даритель уступает за 500 солидов монастырю Сан-Кугат право пользования водой, идущей от мельницы в Солер: люди монастыря могут брать воду в пределах замка Санта Олива и проводить ее, куда им потребно, зимой и летом; в воскресные и субботние дни это право предоставляется зависимым людям традента, живущим в Палацио,— но лишь от восхода до захода солнца; во все остальные дни и ночи вода находится в распоряжении людей монастыря Сан-Кугат; кроме того, монастырю разрешается проводить воду из монастырского владения в Томалбуи через владения традента в Санта Олива, но и людям сеньора де Санта Олива предоставляется право отводить воду из этого, очевидно, более высоко расположенного владения для орошения в соответствии с их потребностями. Сеньор де Санта Олива принимает на себя обязательство устранить в течение десяти дней любое препятствие или помеху, которые могут исходить от кого бы то ни было в пользовании водой90. Высокое вознаграждение за это дарение, столь детальное распределение прав на пользование водой и ирригационными устройствами и обязательство со стороны традента охранять их — все это говорит об огромном значении ирригационной системы для населения бургов и селений Каталонии.
В число обязанностей получателей земельных пожалований, держаний, прекариев и т. п. часто входит обязательство улучшать полученные земли; эти обязательства обычно постулируются в самой общей форме91. [131]
Тем не менее, имелись определенные представления о правилах обработки полученных земель, которые следовало возделывать хорошо и правильно (si predictum honorem non bene et recte excoluerit... monasterium recipiat Iibere possessionum), в соответствии с тем, как надлежит обрабатывать хорошие виноградники (sicut bonis vineis conveniat), доброе владение (sicut bonum ho- norem oportet), не допускать ухудшения земель (ne dimitatis eas peiorare)92. Монастырь ведет тяжбу с прекаристами по поводу убытков, причиненных их нерадивостью93. В случае стихийных бедствий (град, туман) прекаристы освобождаются от уплаты оброка, но, если виноградник, полученный в прекарий, запустеет или вообще не будет обрабатываться, монастырь может его отобрать94. При относительно редких конкретных описаниях в содержание понятия «melioramentum» входило обязательство хорошо обрабатывать землю под зерновые и виноградники и сажать деревья, насаждать виноградники и маслинники, следить, чтобы строения и земля находились в хорошем состоянии95. Одним из важнейших обязательств по улучшению полученной земли было хорошее орошение96. Под этим можно подразумевать и поддержание имеющихся ирригационных каналов, и устройство новых; в условии одной из грамот говорится: «...обрабатывайте его хорошо и правильно... как следует обрабатывать хорошее имение, и орошайте его во всякое время и всякий час»97.
Ирригационные каналы, источники распределения воды входят в состав многих владений и держаний98.
Охрана и поддержание в порядке ирригационных сооружений могли возлагаться на держателей, обязанных в случае наводнения или прорыва плотины возместить ущерб99. Иногда в результате наводнении сады погиоали100.
Говоря о воздействии человека на природу, невозможно обойти вопрос о цистерцианских грангиях101, некоторые данные, о которых содержатся в картуляриях Поблет и Санта Креус. [132]
Грангия de Fontibus Calidis была пожалована монастырю Альфонсом I в 1188 г. на р. Сед102; одной из ее границ был большой лес в пределах округи замка Ольмела. До 1191 г. эта граница была предметом острых столкновений (вплоть до нанесения ран и увечий ее населению) между монастырем и светскими феодалами103.
В грамоте Альфонса I от 1183 г., утверждающей владения монастыря Поблет, помимо других владений, указано 7 грангий104 (о четырех из них более никаких сведений нет). Сведения о трех остальных следующие: грангия Доль де Лоп (Dol de Lup, Dolore Luporum) пожалована Рамоном-Беренгером IV, принцепсом Таррагоны Робертом и архиепископом Таррагонским в 1155 г. с землей, которую можно обрабатывать при помощи 10 парных упряжек волов, и мельницей на р. Франколи105; грангия Барбенс упоминается в грамоте от 1205 г.— в пользу этой грангии совершается дарение права пользования водами для ирригации106.
Грангия Серболес, упомянутая в грамоте Альфонса I, возникла в результате пожалования Рамона-Беренгера IV в 1157 г.107 на территории Сьюраны, где было отведено место для постройки церкви; в окрестностях для грангии отводится земля, которую в течение года можно обрабатывать при помощи шести парных упряжек волов; в состав пожалования входит право пользоваться водой р. Сед и ее берегами в определенных пределах для поливки и ирригации садов и наделов и для мельницы, которую надлежит построить.
В 1163 г. это же дарение повторяет от своего имени сенешал короля Гильом де Сервера, обозначая границы владения: с востока и севера — берега р. Сед, на западе — большая дорога (strata publica), которая спускается от Турре де Лана, на юге — горы, которые отделяют Серболес от Виллановы по руслу стока дождевых вод108.
К грангии Серболес относятся 13 грамот — пожалования, тяжбы, дарения соседей109; очевидно, что и эта грангия возникла в результате лесных расчисток (в пределах грангии находится владение под названием Coma fumata, т. е. выжженный лес)110. Грангия находится иа берегу р. Сед, которая разделяет грангию и замок Зальби111. [133]
Аббат монастыря Поблет предоставил грангию Серболес в держание (по одному документу — пожизненно, по другому — на семь лет) епископам Памплоны и Оски112. В дальнейшем между монастырем и епископами возникли имущественные споры, отразившиеся в двух документах, в которых речь идет об оценке убытков, причиненных обители епископами. В этих документах дается опись хозяйства грангии, в целом оцененного крупной суммой-в 3 тыс. морабетинов (мараведи). Грангия приносила урожай в 500 мигеров пшеницы и ячменя сверх того зерна, которое шло на пропитание населения грангии (для сравнения заметим, что для пропитания отшельника с учеником в течение года было достаточно 12 мигерат муки113). При перечислении скота указаны 12 упряжек волов, 150 коз, 47 овец с ягнятами, 1 ослица, 2 мула, 3 лошади; в соответствии с другой грамотой на грангию было отправлено 2 свиньи, 12 коров, около 500 овец и коз; из 30 лошадей нашли только 14114. Эти документы рисуют зерновое хозяйство, в котором важную роль играло скотоводство, причем преобладал мелкий скот.
Однако, как показывает история селения Вимбоди (именуемого в документах и castrum, и villa), владения цистерцианских монастырей росли не только путем получения и расчистки новых земель и лесов. Деревня Вимбоди, возникшая в результате крестьянских расчисток на основании поселенной хартии Рамона - Беренгера IV, в 1172 г. была подарена Альфонсом Iмонастырю Поблет, что привело к длительной борьбе жителей Вимбоди с монастырем. Важно отметить, что в одной из грамот предусматривалась возможность, что жители Вимбоди должны будут совсем оставить свои владения или держания, а селение, как это неоднократно практиковали цистерцианцы, будет превращено в монастырское имение115.
Таким образом, возникновение цистерцианских монастырей с их грангиями и поместьями вносит новые черты в систему сельского хозяйства и формирования сельского пейзажа Каталонии.
Если грангии представляют собой тип хозяйства, объединяющий зерновое хозяйство и скотоводство, то ряд документов рисует нам и совершенно иной тип, по-видимому, характерный для имений, расположенных вблизи города и перешедших в руки христиан от мавров. Так, гонор Серта (Xerta, Cherta) в округе Тортосы, подаренной королем монастырям Св. Креста и Поблет, после отвоевания Тортосы представляет собой совокупность граничащих друг с другом садов и маслинников. Часть этих земель [134] принадлежит христианам, часть куплена у мавров, некоторые владения сохранили прежних владельцев-мавров. Все эти сады и маслинники граничат друг с другом, имеют выходы на дороги (via publica), очевидно, пользуются искусственным орошением, причем не только в пределах каждого отдельного владения, но и общественными каналами (cequia publica), которые указываются в качестве границ некоторых наделов116.
Итак, на аграрный пейзаж Каталонии изучаемого периода влияло строительство и восстановление разрушенных в ходе военных действий замков, с возведением и укреплением которых тесно связана самая возможность существования сельских поселений и сельскохозяйственной деятельности.
Несомненно, большое воздействие на окружающую природу должно было оказывать отгонное скотоводство, которое занимало очень большое место в системе сельского хозяйства. Феодальные собственники строго контролировали режим пастбищ и держали их в своих руках. Для скотоводства характерно наличие больших стад овец и коз; существовали и специальные выпасы для крупного рогатого скота и лошадей. Свиноводство было незначительным. В качестве пастбищ использовались преимущественно леса и горные склоны. Ряд данных свидетельствует о том, что мелкие хозяйства испытывали недостаток пастбищ.
Наряду с внешней военной колонизацией в XII—XIII вв. было еще много резервов и для внутренней колонизации, которая шла за счет лесных расчисток и освоения гарриг. Об освоении лесных пространств можно судить по фактам пожалований леса под расчистки и по описаниям границ тех или иных хозяйственных комплексов (в качестве границ указывался лес, наделы недавно раскорчеванных земель).
В XII в. в лесах и по берегам рек возникает ряд цистерцианских грангий, о хозяйственной деятельности которых, ориентированной преимущественно на зерновое хозяйство и скотоводство, дают некоторое представление грамоты монастырей Поблет и с. Креста.
Большое место в системе агрикультуры занимают виноградарство, оливковые насаждения, садоводство. Эти отрасли иногда дополняют зерновое хозяйство, но иногда выступают как специализированное поликультурное хозяйство.
Характерной чертой агрикультуры является необходимость в ирригационных сооружениях. Наличие разветвленной сети ирригационных сооружений требовало большой затраты сил и строительных материалов и постоянного поддержания и охраны. Водяные мельницы, число которых растет со второй половины XII в., были, как правило, составной частью комплекса ирригационных сооружений. [135]
Ряд данных позволяет предположить, что в период, непосредственно предшествующий отвоеванию Новой Каталонии, арабское землевладение группировалось преимущественно в окрестностях городов (как это показывает история имения Серта под Тортосой) со специализацией на виноградарстве, оливках и садовых культурах, с широким применением искусственного орошения, причем не только в пределах индивидуальных владений, и с использованием общественных ирригационных каналов.
Хотя использование природных ресурсов и воздействие человека на природу регулировались определенным образом, прежде всего с целью получения феодальных поборов, однако в сознании средневекового человека существовало представление о необходимости охранять природные богатства, в частности леса, от истощения и уничтожения.
С середины XII в. наметившийся уже вX в. процесс развития аграрной деятельности населения Каталонии, который имел своим результатом превращение этого региона в «очаг прогрессивной агрикультуры», принял более определенные очертания и более интенсивные темпы. Помимо тех вопросов, которых мы коснулись, специального исследования именно на материале локальных источников заслуживают и другие проблемы первостепенной важности: система полей и севооборотов, процесс террасирования горных склонов, хотя бы схематическая реконструкция густой сети дорог разных названий и различного хозяйственного назначения. Все это позволит с большей отчетливостью проследить формирование аграрного пейзажа одного из своеобразных районов Пиренейского полуострова в средние века.
Комментарии
89. SCugat. N 1141 (1182 г.): aquam... ut homines nostri possint ex ipsa aqua rigare.
90. SCugat, N 1271 (1208 г.).
91. LB, N 351 (1192 г.); SCugat, N 851 (1120 г.), 1044 (1162 г.), 1169 (1187 г.): cum omni melioramento suo; ad meliorandum et bene laborandum.
92. LB, N 289 (1187 г.), 338 (1190 г.), 176 (1174 г.).
93. SCugat, N 862 (1122 г.): cunctis expletis quod habemus perditos per tuam neglegenciam et per tuam culpam usque nunc.
94. LB, N 309 (1188 г.): Si autem in vita tua eadem vinea deremaverit ita ut omnino excoli desit... in nostrum dominium redigatur.
95. LB, N 234 (1180 г.), 289 (1187 г.), 338 (1190 г.); SCugat, N 832 (1116 г.).
96. Poblet, N 227 (1155 г.).
97. LB, N 176 (1174'г.).
98. Poblet, N 335 (1172 г.). 235 (1197 г.); SCugat, N 904 (ИЗО г.), 919 (1132 г.), 1004 (1155 г.); LB, N 117 (1165 г.) и многие другие
99. Poblet, N 117 (1189 г.): et cavete de parte huius ferragenalis quod aqua non faciat ullum malum... et si forte malum fecerit redirigatis dampnum.
100. SCugat, N 1261 (1206 г.).
101. об этих грангиях в более поздний период см.: Altisent A. Les granges de Poblet al segle XV. Assaig d’historia agraria d’unes granges cistercenqucs catalanes. Barcelona, 1972.
102. LB, N 315 (1188 г.), ср.: N 251 (1182 г.).
103. LBt N 348 (1191 г.).
104. Poblet, N 33 (1183 г.).
105. Poblet, N 246 (1155 г.).
106. Poblet, N 28 (1205 г.): ius... іn ipsa aquarum... ad irrigandam grangiam.
107. Poblet, N 154 (1157 г.).
108. Poblet, N 157 (1163 г.), 327 (1206 г.).
109. Poblet, N 33, 145, 148, 152—154. 157—160, 327, 340, 346 (1157—1206 гг.)
110. Poblet, N 148 (1179 г.).
111. Poblet, N 152 (1192 г.): Sicut rivus de Seth dividit inter Serboles et Zalbi; 153 (1201 г).
112. Poblet, N 159 (1180 г.) и др.
113. Poblet, N340 (1171 г.).
114. Poblet, N 158 и 160.
115. Poblet, N 99 (1181 г.); см. Altisent A. Un poble de la Catalunya nova als segle XI i XII. L’Espluga de Francoli de 1079 a 1200.— In: Anuario de Estudios Medievales, 1966, t. 3; см. также: Мильская Л. Т. Указ. соч., с. 127.
116. Poblet, N 245 (s. d.).
Рубрика: Статьи.