О. И. Варьяш. Иудеи в португальском праве XIII-XIV вв. Часть 1

Сосуществование разных этнических и конфессиональных групп - явление, обычное для эпохи средневековья. Взаимодействие их, принимая разные формы от войн до ассимиляции, приводило соответственно и к разным результатам. Видимо, не надо объяснять, что Пиренейский полуостров принадлежит к тем областям Западной Европы, где этот процесс был особенно долгим, действенным и, пожалуй, наиболее постоянным с точки зрения составляющих его элементов. Кроме того, в случаях сосуществования наиболее значимых иногрупп здесь фактически совпадали их этническая и конфессиональная границы. Речь идет, как можно понять, об общинах арабов-мусульман и евреев-иудеев. Последние и будут интересовать меня в первую очередь.

Первые иудейские общины появились на Пиренейском полуострове, видимо, еще в самом начале нашей эры. И. Баэр полагал, что здесь осела какая-то часть первоначальной диаспоры по всей территории империи. Предполагаемое путешествие апостола Павла в Испанию Баэр связывает именно с посещением иудейских общин христианского толка. К V же в. относятся уже более точные сведения о наличии иудейских общин, попытках обращения их в христианство 1. В сущности, вестготы застали здесь уже сложившуюся систему совместного бытия римско-иберийского и иудейского населения. Общины сохраняли всегда достаточно обособленное положение. При вестготах, испытывая определенные ограничения, они тем не менее не подвергались особым преследованиям до правления короля Сисебута, при котором были введены запреты на смешанные с христианами браки, занятие общественных должностей и др.

После арабского завоевания Пиренейского полуострова иудейские общины оказались в совершенно особом положении. В городах и крепостях, захваченных арабами, иудейские общины нередко получали в свои руки замки и цитадели, становясь естественной опорой завоевателей в покоренной стране 2. Традиционное компактное поселение приверженцев одной религии или представителей одной этнической группы здесь находило свое физическое выражение и способствовало изоляции общины. В то же время противоположная тенденция - активного общения с христианским и мусульманским миром - проявлялась в деятельности представителей иудейских общин при мусульманских и христианских государях. Они известны как казначеи, советники, дипломаты, военачальники, сборщики налогов. [95]

Португальская историография знает даже случай пожалования дворянского герба королем Афонсу Энрикешем главному раби Яхья Абен Яйш вместе с титулом кавалейру 3. При дворах правителей всегда пребывало достаточно переводчиков, ученых. В христианских государствах высшим выражением такого культурного слияния была известная Толедская школа переводчиков.

Конечно, отношения между жившими совместно различными этно-конфессиональными группами не были бесконфликтными. В христианских областях существовавшая напряженность проявлялась, в частности, в бытовании двух легенд, специфически испанских. Среди христиан существовало поверие о том, что иудеи призвали на полуостров арабов; иудеи же уже в X в. пересказывали легенду о том, что испанские иудеи прибыли в иберийские земли еще при Навуходоносоре и потому непричастны к распятию Христа, выставляя это в качестве оправдания 4. Нередки были локальные конфликты. Но при Альфонсо VI в Кастилии, при Саншу II в Португалии для иудеев было возможно занимать любые должности в королевстве. Еще в середине XIV в., судя по косвенным данным, иудеи могли входить в королевский совет Кастилии 3. Политика ограничений, начавшись в ХIII в., при том самом Альфонсо X Мудром, правление которого отмечено высшим расцветом арабо-иудео-христианской культуры 6, и, претерпев долгий период колебаний, отступлений, ужесточенная и ослабленная вновь, в конце XIV столетия переросла в пожар истребительных погромов.

6 июня 1391 года стало поворотной датой в жизни и истории пиренейских евреев. В этот день толпы жителей Севильи, возбужденные проповедями священника из Эсихи Фернандо Мартинеса, учинили массовые погромы и убийства иудеев. Как чумная зараза, волна насилия захватывала город за городом: 18 июня погромы произошли в Толедо, к началу июля докатились до Валенсии, в августе - до Барселоны и Логроньо, Жероны и Майорки.

Многие из евреев, подвергшихся гонениям, бежали в Португалию. Крайний запад материка и полуострова, Португальское королевство могло (и становилось) последним пристанищем евреев в Европе. Известно, что приток их из Кастилии и Арагона приходится на XIV-XV вв., в результате чего до определенной степени изменилась профессиональная ориентация крупных общин 7. Португальская историография придерживается мнения о том, что на протяжении столетий в Португалии между двумя конфессиями не происходило никаких столкновений, а, напротив, существовали ровные сбалансированные отношения, за исключением случаев местной враждебности "из зависти", часто [96] провоцируемых прибытием кастильских беженцев 8. Известный исследователь португальского общества XIV-XV вв. У. К. Бакеру Морену высказывает по сути то же отношение к проблеме, задаваясь вопросом: "Как объяснить, что наша страна оказалась невосприимчивой к этой тяжкой ситуации, если учитывать, что наше прошлое трудно понять вне контекста полуострова?" 9 Причины подобного положения вещей нередко ищут в королевской политике покровительства иудеям 10. Одним из ее выражений было действовавшее и творимое государями законодательство. Внутренняя жизнь иудейских общин, естественно, регулировалась талмудическим правом, что было основано на традиции и зафиксировано в указах христианских королей. Предметом же их законодательной деятельности были взаимоотношения общин с христианами и государством.

В Португалии этого периода - периода Реконкисты, как и в других областях Пиренейского полуострова, основу законодательства составляло так называемое Фуэро Хузго, к которому по мере надобности присоединялись королевские ордонансы, форалы и пр. В последних нередко упоминаются иноконфессиональные группы населения, но скорее как объект, а не субъект права (например, разрешение ремесленнику держать в мастерской помощника-мавра и т.д.). С ХIII в. португальская правовая мысль пользовалась и достижениями кастильцев, беря за основу составления форалов леоно-кастильские образцы.

Зная о существовании форалов и грамот привилегий, жалованных португальскими монархами различным этническим группам - мудехарам, "франкам", - было бы естественно искать подобные же законодательные памятники, относящиеся к иудейским общинам. Однако от раннего периода - до XIV в., - до нас дошли лишь сведения об их пожаловании, но сами грамоты привилегий не сохранились. Известный португальский исследователь истории евреев М. Ж. Пимента Ферру считает, что с первых королей Бургундской династии евреи пользовались правами свободно жить и передвигаться по Португалии, сохраняя свою веру, строить синагоги, соблюдать свои обряды и праздники, внутри общины придерживаться талмудического закона, иметь самоуправление 11.

В XIV столетии в Португалии была предпринята первая попытка [97] систематизации изданного на территории португальского королевства законодательства. Она не была завершена и воплотилась лишь в так называемую "Книгу законов и установлений". Что представляет собой этот памятник? Это рукопись, служившая, по-видимому, подготовительным материалом для создания систематизированного свода. Об этом говорят повторы одних и тех же законов и их вариантов, неоконченые записи установлений, хаотичное расположение законов внутри "Книги". У историков нет расхождений по поводу квалификации ее как чернового собрания правовых актов разного типа. А. Эркулану полагал, что "Книга" была первым вариантом "Установлений дона Дуарте", подготовленным известным легистом Жоаном Мендешем 12. Н. Эспиноза Гомеш да Силва, издавший "Книгу законов и установлений" в 1971 г., считает, что она не была использована ни при подготовке Установлений дона Дуарте, ни позже, при составлении первого полного свода законов Португальского королевства, Установлений Афонсу. Вопрос этот до сих пор остается спорным, требуя дополнительных текстологических исследований. Таким образом, и время создания "Книги" остается неясным, однако датировка вошедших в нее законов указывает на то, что в нее не включены законодательные акты позднее правления Афонсу IV - 1325-1357 гг.

Для конкретной темы моего исследования не так уж важно, когда появилась эта компиляция. Гораздо значимее другое: если "Книга законов и установлений" мыслилась как свод права королевства, в нее должны были быть включены наиболее общие нормы и положения, пусть и выраженные в разной, подчас подразумевающей прецедент или частный случай форме. Второе, что крайне важно и делает "Книгу" столь удобным источником при изучении эволюции правовых норм, - включение в нее законов того или иного государя с указанием на его "авторство". Кстати, тот же принцип сохранялся еще долго, и в более поздних сводах "Установлений дона Дуарте" и "Установлений" дона Афонсу. Законы, установления, жалованные грамоты, решения кортесов, иногда по одному и тому же поводу изданные, не согласованные и не соподчиненные, распределяются в Книге по правлениям королей следующим образом:

Афонсу II - 24

Афонсу III - 16

Диниш - 93

Афонсу IV - 52

Не датированные - около 200.

Из них более двадцати актов (цифра не точна, ибо наличествуют повторения, частичные включения текста и пр.) в той или иной мере затрагивают положение иудеев. 


Комментарии

 

1. Baer Y. Historia de los Judios en la Espana cristiana. Madrid, 1981. T. 1. P. 13-14.

2. Baer Y. Op. cit P. 18.

3. Pimenta Ferro J. M. J. Os Judeus em Portugal no seculo XIV. Lisboa, 1979. P. 11.

4. Baer Y. Op. cit P. 13; Oliveira Martins. Os filhos de D. Joao I. Lisboa, 1983. P. 148.

5. Альтамира и Кревеа P. История Испании. М., 1951. Т. 1. С. 277.

6. Valdeon Baruque J. Alfonso X у la convivencia cristiano-judio-islamica  //  Estudios Afonsies. Granada, 1985. P. 167.

7. Pimenta Ferro J. M. J. Os Judeus em Portugal no seculo XV. Lisboa, 1980. P. 280.

8. Pimenta Ferro J. M. J. Os Judeus em Portugal no seculo XIV. P. 11, 17, 20; Eadem. A comuna judaica de Evora  //  AEM. Barcelona, 1986. T. 17. P. 558; Verissimo Serrao J. Historia de Portugal. Lisboa, 1978. T. 1. P. 194; Amador de los Rios J. Historia social, politica у religiosa de los Judios de Espana у Portugal. Madrid, 1973. P. 733.

9. Baquero Moreno H. C. Marginalidade e conflitos sociais em Portugal nos seculos XIV e XV. Lisboa, 1985. P. 80.

10. Ibid. P. 89 ss.

11. Pimenta Ferro M. I. A comuna... P. 553. Вообще документов по истории евреев в Португалии в ХII-ХIII вв. немного. И. Баэр (см.: Die Juden im Cristlichen Spanien: Urkunden und Regesten / Hrsg. von Y. Baer. В., 1936) не считал для себя возможным создать полную историю португальских иудеев (Op. cit P. 151). М.Ж. Пимента Ферру отсутствие документов заставляет думать о том, что это следствие редкости каких-либо столкновений и недоразумений, и пытается пользоваться иными, например археологическими, данными.

12. Livro das Leis e Posturas. Lisboa, 1971. (Далее: LLP).

Рубрика: Статьи.