П.Ш. Габдрахманов. Имя, семья и familia во Фландрии XII-XIII веков. Часть 2

Таблица 1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНЕАЛОГИЙ ПО ДАТАМ ИХ СОСТАВЛЕНИЯ

 

Энам

Гент

Всего генеалогий, в т.ч.:

21(100%)

22(100%)

2-й пол. XI в.

-(-)

3(14%)

1-й пол. XII в.

7(33%)

4(18%)

3-й четв XII в

12(57%)

3(14%)

кон. XII в.

2(10%)

2(9%)

нач.-сер. XIII в

-(-)

10(45%)

 

Таблица 2

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ МОНАСТЫРСКИХ ЗАВИСИМЫХ

 

Энам

Гент

свободные

сервы

свободные

сервы

Всего генеалогий

12

9

21

1

Социальный статус:

- до акта передачи

- после акта

 

 

 

 

liberae

ancillae, mancipia

liberae

servi et ancillae

(servi el ancillae)(in marginae)

Servi et ancillae

tributariae, familia

servi et ancillae

Судебная зависимость от кого?

in (ius) advocatiam(ae) ecclesie

 

nullum advocatum preter abbatum, advocatia ecclesie

 

Платежи (в денариях):

- личный

- брачный

 

- посмерный

 

 

 

 

2

2(4.6)

2

2

6

6 (optimum capitalem)

6

6

12

12 (optimum capitalem, dinudiam substantiam)

12

12

Прежде всего, генеалогии трибутариев (tributariae) монастыря Св. Петра в Генте очень близки по манере составления и формуляру опи­сания ранее изученным мной генеалогиям церковных зависимых мона­стыря Энам. Вот, например, как выглядит одна из них: Нес sunt nomina que spectant ad advocatiain Sancti Petri et solvere debent pro censu II [125] denarios annuatim; in matrimonio VI et in morte XII. In parochia de Harlbeccha: Ingewif de Cruce et Reinewif de Lisa, sorores, filie Ingewif Gertrudis et Ava filia Gertrudis, Chrustiana filie Matildis, Heila Gertrudis filia, Reinewif, Mainsendis filia, Gertridis filie, Gertrudis, Greta, filie Grete, Adelisa, Sibilia, Heila. Ex eadem natione Gerberga, ex Gerberga Clementia et Christiana, ex Clementia Reinewif, filie Reinewif, Mattildis, Sarra, Odilia, Sarra, Christina filia Gerberge, Odilia filia Christine, Christina filia Odilie sororis Canche, Alosa filia Matildis. Renovata est hec cartula anno Domini MCXXXVII20.

Данная генеалогия чрезвычайно похожа по своей форме и типу на родословную Laniardis из числа зависимых женщин монастыря Энам. подробный анализ которой был мной осуществлен в предыдущем очер­ке 21. Эти, равно как и все остальные генеалогии церковных зависимых обоих монастырей, представляют собой цепь последовательных описа­ний потомства (главным образом, дочерей) у каждой из женщин, входя­щих в родовую группу, по нисходящей линии, начиная от родоначальни­цы (или ее дочерей) и кончая ее внучками, правнучками и даже иногда праправнучками. При этом описание может вестись по поколениям или по ветвям генеалогии трояким способом: указывается, что либо такой-то или такая-то является сыном (filius) или дочерью (filia) такой-то, ли­бо от такой-то «произошли» (exierunt; venit) такие-то, либо такая-то «родила» (genuit; peperit) таких-то. Такой простой способ позволяет со­ставителям этих генеалогий с помощью очень скупых средств (напри­мер, применяемая ими терминология родства не выходит практически за рамки терминов: filius/filia. frater/soror) давать тем не менее описание родословных групп таких размеров, которые могли состоять из пяти-шести поколений и включать в себя до сотни родичей.

Еще важнее среди их особенностей отметить то, что в генеалогиях и того, и другого монастыря родство ведется строго по женской линии - от матерей к дочерям. Речь, таким образом, в обоих случаях идет преи­мущественно о нисходящих «женских» генеалогиях 22. Объясняется это прежде всего обычаями наследования статуса у зависимых данной кате­гории, который тоже передавался по женской линии от матерей к доче­рям. Отсюда, видимо, и проистекает особый интерес составителей гене­алогий (но только ли с их стороны?) к родичам женского пола с материнской стороны у этих зависимых.

Все эти генеалогические особенности родословных в равной мере находят проявление и в их демографических характеристиках. Практи­чески они малоразличимы у обоих монастырей (см. график 1). В самом деле, здесь и там доля матерей среди женщин остается неизменной (44-47%). Столь же постоянным у зависимых обеих сеньорий оказалось [126] и среднее число детей, в особенности дочерей у одной матери (2,8-2,2 детей и 1,9 дочерей). Отмечается значительная недорегистрация муж­чин в обеих группах генеалогий: соотношение полов составляет 46 муж­чин на 100 женщин в Энаме, а в Генте и того меньше: только 18 на 100. Связано это, главным образом, с недоучетом сыновей (доля матерей, среди детей которых упомянуты только сыновья, составляет лишь 8-4%) и со значительным «перекосом» в описании полового состава де­тей у матерей в сторону дочерей (доля матерей с одними лишь дочерь­ми достигает 53-80%). Поэтому и среднее число сыновей у матерей то­же явно занижено и составляет, соответственно, лишь 0,6 и 0,2 сыновей. Налицо явная «дискриминация» в отношении сыновей и подчеркнутое внимание к дочерям при их перечислении и описании (только ли при этом?) в генеалогиях зависимых обоих монастырей.

Основные антропонимические параметры у церковных зависимых обеих монастырских сеньорий тоже малоразличимы (см. графики 2а и 2б). Имена германского происхождения явно преобладают как у муж­чин (78-83%), так и у женщин (62-76%). Концентрация, т.е. степень распространения одинаковых имен, остается и здесь и там невысокой: 2,3-2,2 мужчины на 1 мужское имя и 3,2-3,7 женщины на 1 женское имя, хотя доля имен, встречающихся не единожды, охватывает по сово­купности 68-72% мужчин и 80-89% женщин. Довольно велика повторя­емость имен, как мужских (36-39%), так и женских (53-55%) внутри ге­неалогий, свидетельствующая о наличии и здесь, и там наследственных, семейных имен. То, что речь идет именно о таковых, доказывается, в частности, и тем, что так же, как в Энаме, в генеалогиях церковных за­висимых из Гента некоторые имена (мужские и женские, германские и негерманские) наследуются иногда только в одной-единственной гене­алогии, при этом они не повторяются или даже вообще не встречаются в других генеалогиях.

Очень схожи и именники зависимых обоих монастырей (см. графи­ки 3а, 3б и 4б). К числу наиболее распространенных, и в Энаме, и в Ген­те принадлежат фактически одни и те же мужские и женские имена, причем как германского, так и негерманскою происхождения. Круг этих наиболее «модных» имен узок и насчитывает в каждом случае чуть больше десятка. Из германских мужских имен приблизительно одина­ково выделяются по частоте встречаемости имена Arnulphus, Balduinus, Gerardus и, особенно, Walterus и Willelinus. Из женских германских имен к ним относятся: Adela (Adelisa, Alisa, Alis. Aelidis) 23; Ava (Avina) и Heila (Heilewit), а из негерманских: Beatrix и Margareiha (Greta).

Все вышесказанное свидетельствует о генеалогической, демогра­фической и антропонимической идентичности родословных церков­ных зависимых обеих familiae. По сути речь идет о данных одного ти­па или одного ряда, что собственно и призваны проиллюстрировать [127] приводимые мной графики, на которых символизирующие эти данные линии, относящиеся к тому или другому монастырю, вычерчивают прак­тически один и тот же рисунок. Сами эти линии, за каждой из кото­рых скрыты сотни живых людей, как бы повторяют движение друг друга: они либо пересекаются друг с другом, либо следуют параллель­но друг другу, либо даже и вовсе накладываются друг на друга. И в этом их параллельном движении поначалу ощущаешь даже что-то заворажи­вающее... Однако, затем начинаешь догадываться, в чем же заключен смысл этого движения и что же скрывается за самой этой идентично­стью. По всей видимости поведение сотен самостоятельных индивидов, несмотря на всю его вариативность и даже порой уникальность в каж­дом конкретном случае, в массе своей оказывается отнюдь не хаотич­ным и не случайным, а, напротив, подверженным определенным зако­номерностям; оно вполне укладывается в некий статистический ряд и поэтому может быть изображено в виде графических линий. Их подо­бие у зависимых двух монастырей, помимо общности формуляра гене­алогий, за которой, естественно, стоят прежде всего интересы сеньора учитывать среди родичей этих зависимых в первую очередь тех из них, от учета которых зависит гарантия сохранения за ним прав на всех ос­тальных и их потомство; это подобие в какой-то мере должно отражать также и идентичность семейно-родового самосознания, демографиче­ского и (вне всяких сомнений) антропонимического поведения самих за­висимых обеих сеньорий.

Все это также подтверждает справедливость и неслучайность мно­гих из тех наблюдении, которые были мной сделаны раньше на мате­риале одной лишь сеньории монастыря Энам. К числу их следует отнести и некоторые замеченные мной различия, касающиеся родословных sainteurs из свободных и из сервов. Напомним, что речь шла о различиях прежде всего демографического плана. Генеалогии церковных зависи­мых из сервов имели в сеньории монастыря Энам менее выраженный «женский» тип. Хотя родословная и в этих генеалогиях тоже велась строго по женской линии, женский перевес в них был менее ощутим, а доля сыновей и дочерей среди детей оказывалась обратной тон, кото­рая имела место в генеалогиях свободных женщин. Соответственно, благодаря более полному учету у них сыновей, и многодетность матерей-сервок была выше.

Все эти только что указанные особенности родословных церков­ных зависимых из сервов полностью повторяются и в генеалогиях tributariae монастыря Св. Петра в Генте. Более того, здесь они проявляют­ся даже ярче и отчетливее. В самом деле, разница в соотношении полов, в доле сыновей и дочерей, в среднем числе детей в генеалогиях свобод­ных и сервов из Гента оказывается еще более ощутимой, чем в соответ­ствующих генеалогиях из Энама (см. графики 1а и 16).

Таким образом, связь этих различий с правовым статусом получает новое подтверждение и вряд ли может быть оспорена. Однако, смысл этих различий остается для меня пока не вполне ясным. Не исключено, [128] что эти различия свидетельствуют об особенностях семейно-родового самосознания и демографического поведения монастырских зависи­мых, происходящих из сервов, по сравнению с зависимыми из свобод­ных. В прошлый раз я указывал также и на различия антропонимического характера родословных свободных и сервов из Энама, сходных по типу с демографическими в том смысле, что повторяемость мужских имен в генеалогиях сервов была - в отличие от повторяемости женских имен - тоже выше, чем в генеалогиях свободных, что - на мой взгляд - предполагало бытование у сервов преимущественно мужских, а не женских, как у свободных наследственных семейных имен.

К сожалению, результаты антропонимического анализа генеало­гий зависимых из familia монастыря в Генте не подтверждают этот вы­вод, ибо здесь, в единственной (но довольно крупной) сервильной гене­алогии по сравнению с генеалогиями свободных повторяемость имен оказывается столь же высокой как у мужчин, так и у женщин. Стало очевидным, что повторяемость имен в генеалогии зависит прежде все­го от того, каким было соотношение числа мужчин и женщин в этих ге­неалогиях. В генеалогиях сервов это соотношение ровнее, соответст­венно в этих генеалогиях лучше проявляются и некоторые семейные традиции имянаречения, выражающиеся в практике наследования имен не только по женской, но и по мужской линии. Отсюда следует предпо­ложить, что вероятно и в других генеалогиях церковных зависимых не­зависимо от принадлежности их членов к той или иной социальной под­группе существовали не только женские, но и мужские семейные име­на, и эти имена могли передаваться из поколения в поколение как по мужской, так и по женской линии. Иными словами, в этом смысле антропонимическое поведение членов генеалогий вероятно не зависело от их статуса и скорее всего было одинаковым у всех церковных за­висимых, происходящих как из свободных, так и из сервов.


Комментарии

20. Van Lokeren. N. 220. P. 135.

21. Габдрахманов П.Ш. Семейные традиции... С. 209-210.

22. Это подтверждается и самими названиями генеалогий, в тех, к сожалению, редких случаях, когда они даются: posteritas, successio (successores) (posteritas) generis, progenies, natio, familia, genealogia, troncus такой-то родоначальницы Сама же родоначальница называется иногда mater, matercula.

23. Все эти имена происходят из одного «корня»,  точнее из одних и тех же двух лексем: Adal- и - haid.

Рубрика: Статьи.