Рец.: В. Л. Керов. Францисканцы во Франции в XIII - первой половине XIV века. Петр Иоанн Оливи и спиритуалы

Авторы: М. Н. АРТЕМЕНКОВ, А. А. ЗОБНИНА

Рецензируемая монография почетного профессора РУДН Всеволода Львовича Керова представляет собой подведение итогов многолетних исследований автора вопросов развития духовной жизни средневекового общества, истории Франции XIII - XIV вв., католической церкви, еретических движений данного периода.

В работе В. Л. Керова рассматривается ранний этап существования францисканского ордена в общем контексте истории Франции XIII - XIV веков. Особое внимание уделяется изучению отношения Франциска Ассизского к ценностям раннего христианства, течения спиритуалов и деятельности их вождя Петра Иоанна Оливи. Подобных исследований, базирующихся на достаточно широком круге источников, в отечественной историографии практически нет.

Первая часть "Возникновение францисканского ордена" посвящена краткому описанию жизни Франциска Ассизского и становлению ордена. Значительное место в этом разделе посвящено идеям св. Франциска и сравнению их с Катехизисом католической церкви. Автор использует обширный материал, что помогает ему выявить общее и различия в понимании проблемы бедности среди католических богословов рассматриваемого периода, а также сопоставляет взгляды святого с раннехристианскими идеалами и отмечает, что проповедь аскезы противоречила сложившейся практике существования монашеских орденов. В роли "защитника" существовавшего порядка в католической церкви выступил Бонавентура, составивший "правильное" житие св. Франциска, но невольно способствовавший тем самым "формированию концепций мятежников-спиритуалов" (с. 36).

Материал второй части рецензируемой работы в определенной степени выбивается из общего контекста, так как посвящен вопросам развития экономических, социальных и политических структур французского общества XIII - XIV веков. Однако обращение автора к изучению данных вопросов представляется достаточно обоснованным, поскольку позволяет проследить причины, способствовавшие распространению различных религиозных течений в данный период. Большим достоинством данной части является анализ и сравнение позиций отечественной медеевистики советского периода со взглядами ученых, принадлежавших к школе "Анналов", и, прежде всего, с идеями М. Блока, Ж. Ле Гоффа, Э. Ле Руа Ладюри. Автор анализирует понятия "феодализм" и "феодальное общество". Рассматривая концепцию Ле Гоффа, он отмечает, что "трехчленная схема не только не противоречит теории о классовой структуре феодального... общества, которой придерживалась официальная советская историография, но лишь дополняет ее" (с. 45).

Третья часть работы носит название "Роль католической, галликанской церкви во Франции. Особенности духовной жизни французского общества XIII - XIV вв.". Автор рассматривает и сравнивает структуры галликанской и Римской католической церквей, выделят характерные черты католицизма, при этом особое внимание уделяется аспектам, "необходимым для понимания процессов, происходивших во французском обществе XIII - XIV вв." (с. 67), к которым относятся догмат о непогрешимости папы, таинства, вопрос о греховной природе человека и др. Особое внимание уделяется одной из главнейших проблем, интересовавших схоластов средневековья, - вопросу о соотношении разума и веры. Керов подчеркивает, что в исследуемый период сложился более рациональный подход к его решению в сравнении с периодом перехода от античности к средневековью. Он выявляет основные изменения, которые произошли в догматике католической церкви к XIII в., а также рассматривает их влияние на развитие мировоззрения средневекового человека. В последней главе данной части анализируется влияние католической философии на культуру французского общества. Основную роль в этом процессе, по мнению Керова, играла система образования, прежде всего университетского.

Общий обзор историко-культурной среды Франции XIII - XIV вв., развития католического вероучения и церкви подводит читателя к рассмотрению биографии и взглядов главного героя монографии - Петра Иоанна Оливи. Данному вопросу посвящена четвертая глава исследования "Петр Иоанн Оливи - теолог, философ, вождь спиритуалов". По мнению Керова, уже в начальный период своей деятельности Оливи занял особую (и крамольную с точки зрения церкви) позицию по вопросу о "способе жизни в бедности", окончательно сформулированную им на склоне лет. Взгляды Оливи, формировавшиеся под влиянием идей Иоахима Флорского, нашли поддержку в Провансе. "Видимо, к этому времени следует отнести начало формирования движения спиритуалов как политического и идейного течения, оппозиционного католической церкви" (с. 124). Борьба против Оливи и его сторонников велась как руководителями францисканского ордена, так и представителями других орденов. Вокруг несогласного с официальной позицией католической церкви теолога сложилось оппозиционное крыло францисканцев, а к середине 1280-х гг. окончательно оформилось течение спиритуалов. Оливи выдвинул ряд идей, отличавшихся от воззрений католической церкви по догматическим (интерпретация образа Девы Марии, обстоятельства смерти Иисуса Христа, действенность таинств крещения и брака и др.), философским (соотношение божественной воли и свободы действия человека, души и тела, материальная основа существующего мира, интерпретация теории о так называемых "семенных причинах" (rationes seminales), механизм процесса познания, универсалии, концепция антихристов) вопросам, причем последние он разрешал с позиций, близких к материалистическим.

После смерти Петра Оливи движение спиритуалов не прекратилось. Автор характеризует его как "оппозиционное радикальное течение, образовавшееся внутри францисканского ордена и направленное против папства и церкви в целом" (с. 204), и обращает внимание на то, что эта оценка совпадает с точкой зрения ведущих советских историков. Керов выступает против рассмотрения данного религиозного течения только в рамках сугубо внутрицерковного конфликта, связанного с расхождением во взглядах по вопросам догматики. По его мнению, движение спиритуалов, возникнув как "оппозиционное церкви течение, было результатом обострения во второй половине XIII - первой половине XIV в. во Франции ... глубоких социальных и политических противоречий. В результате данное течение было крайне опасным как для францисканского ордена, так и для Католической церкви в целом, ослабляя их изнутри" (с. 185).

Взгляды Оливи нашли сторонников в еретических движениях бегинов (тесно связанных с францисканцами и входивших в так называемый третий орден), амальрикан (сторонников парижского магистра Амори Венского) и Братьев (Сестер) Свободного духа. Деятельность этих сект, их связь с учением Оливи, борьба еретиков и спиритуалов против папства отражены в заключительной части монографии "Богословские ереси и колдовство". Не вполне вписывается в общую концепцию книги глава, посвященная колдовству и ведовству. В целом, несомненно, эта деятельность также была близка к еретической и часто носила антицерковный характер. Однако, она не была напрямую связана ни со взглядами Петра Иоанна Оливи, ни с деятельностью спиритуалов.

В своем исследовании историк сумел с разных сторон рассмотреть поставленную проблему. Ему удалось показать связь между религиозно-философскими представлениями данного периода и теми социальными, экономическими и политическими процессами, которые происходили во французском обществе в рассматриваемый период. Рецензируемая монография соответствует современным направлениям научных исследований, связанным с изучением вопросов ментальности и истории культуры. Она будет интересна научному и образовательному сообществу.

Рубрика: Статьи.