А. В. Майоров. Даниил Галицкий и Фридрих Воинственный: русско-австрийские отношения в середине XIII в. Часть 2

Тем не менее Гертруда не собиралась отказываться от дальнейшей борьбы за Австрию, рассчитывая на союз с сыном далекого галицко-волынского князя, и 12 июля 1252 г. вступила в брак с Романом Даниловичем. Мотивы Гертруды в этом шаге раскрывают современники событий. Хронист из монастыря Святого Креста писал: "1252. Герцогиня из Медлинга (Гертруда. - А. М.) взяла в мужья короля Руси наперекор своей тетке (Маргарите. - А. М.), герцогине Австрии"35. Еще более ясно выразился венский монах-доминиканец, составитель продолжения анналов венских братьев-проповедников: "1252. Госпожа Гертруда, вдова герцога Германа, через посредство короля Венгрии взяла в мужья некоего из русских (quendam Ruthenorum), желая назло своей тетке (Маргарите. - А. М.) завладеть землями"36. Если верить этому сообщению, Гертруда рассчитывала и на помощь венгерского короля, намерение которого захватить австрийский престол не могло быть для нее тайной.

При всем нарочитом невнимании к личности русского князя, вступившего в борьбу за наследие Бабенбергов, венский хронист ясно проводит мысль, что с его помощью Гертруда намеревалась "завладеть землями", то есть вернуться к власти в Австрии, потеснив свою тетку. Отсюда вероятно, что у Романа Даниловича нашлись сторонники в среде австрийской знати. В самом герцогстве Австрии и Штирии были недовольные правлением чешского принца Оттокара. В 1252 г. штирийская знать пригласила на престол сына баварского герцога Оттона II Генриха37. Вся борьба за герцогский престол была еще впереди.

Евфросиния Галицкая и австрийская герцогиня Феодора. Едва ли Гертруда вступила в брак с Романом Даниловичем единственно под давлением венгерского короля Белы IV, хотя того еще в 1248 г. назначил ее опекуном папа [35]Иннокентий IV38. Гертруда проявила большую самостоятельность в выборе супругов. В 1245 г. она отказалась подчиниться требованию другого опекуна, своего дяди Фридриха Воинственного, и не согласилась стать женой императора Фридриха II, хотя он сулил австрийскому герцогу королевскую корону в случае брака с его племянницей39. В 1251 г. Гертруда не подчинилась требованию главного своего благодетеля папы Иннокентия IV, отказавшись выйти за Флориса Голландского, и предпочла ему Романа Даниловича.

В то же время Роман Данилович, находясь за многие сотни километров от Галицко-Волынской Руси, в течение полутора лет смог продержаться в Австрии, ведя постоянную борьбу с другими претендентами. При этом Роман не только не получил обещанную помощь от Белы IV, но наоборот, отверг ее, убедившись в намерении венгерского короля самому стать правителем Австрии. По сообщению Галицко-Волынской летописи, Бела готов был помогать Роману при условии отказа от принадлежавших ему владений в Австрии в обмен на обещание "дати иныи городы в земле Оугорьскои"40.

Права Романа Даниловича на наследие Бабенбергов признавал и его главный соперник в борьбе за Австрию - чешский принц Пржемысл Оттокар, предлагавший Роману поровну разделить с ним австрийские земли и называвший русского князя своим "родственником" и "свояком": "Остави короля Оугорьского, яко оужика ми еси и своякъ, земля Немцькая разделена боудеть с тобою... и вдамъ ти полъ земли Немецкои"41.

Какие причины могли побудить Гертруду Бабенберг отдать предпочтение Роману Даниловичу перед другими претендентами, искавшими ее руки и готовыми вступить в борьбу за "австрийское наследство"? На какие свои преимущества мог рассчитывать русский князь, ввязавшийся в эту борьбу?

По предположению Л. В. Войтовича, претензии галицко-волынских князей на престол австрийских герцогов могли основываться на их родстве с династией Бабенбергов. Исходя главным образом из гипотезы Н. А. Баумгартена о том, что второй женой Романа Мстиславича стала дочь византийского императора Исаака II, и подкрепив ее новыми аргументами, Войтович считает, что матерью последнего правителя Австрии из рода Бабенбергов Фридриха II была родная сестра "великой княгини Романовой" Феодора, выданная в 1203 г. за герцога Леопольда VI, отца Фридриха II. Последний, таким образом, приходился двоюродным братом Даниилу Галицкому42. К сожалению, Войтович не привел свидетельств источников, подтверждающих родство Фридриха Воинственного с Исааком II и, следовательно, с галицко-волынскими Романовичами. Его догадка, таким образом, требует проверки.

Вопрос о происхождении жены австрийского герцога Леопольда VI не вполне ясен43. Тем не менее принадлежность ее к роду Ангелов в целом не вызывает сомнений, поскольку имеется свидетельство одной из австрийских хроник, так называемых Мелькских анналов: во введении к продолжению этого сочинения говорится, что в 1203 г. женой Леопольда стала "Феодора, дочь короля Греческого" (Theodoram filiam regis Grecorum)44. Однако в другом австрийском источнике сказано, что Феодора была "внучкой от дочери императора Константинополя" (Constantinopolitani imperatoris ex filia neptem)45.

Поскольку брак Леопольда с греческой царевной был заключен в ноябре 1203 г., когда в правах василевса был восстановлен Исаак II, родство Феодоры с "императором Константинополя" должно было восходить именно к нему. Однако степень родства, понимаемая по-разному уже современниками Феодоры, остается невыясненной и в новейшей литературе46.

Учитывая точные сведения Никиты Хониата о детях Исаака II от первого брака, среди которых нет упоминания о Феодоре, она могла принадлежать [36] лишь к потомству императора от его второго брака с Маргаритой Венгерской. Однако в таком случае брак Феодоры с Леопольдом VI был бы невозможен из-за слишком близкого родства между ними: мать Леопольда, дочь венгерского короля Гейзы II, приходилась бы Феодоре родной теткой. Феодора не могла быть и внучкой Исаака II, поскольку и в этом случае она оказалась бы в слишком близком родстве с Леопольдом. Остается одно - считать Феодору племянницей императора Исаака47.

Д. Швеннике и А. Тиле полагают, что Феодора была дочерью Иоанна Ангела, младшего брата Исаака II. Возможность переговоров о будущем браке Феодоры и Леопольда могла возникнуть в 1189 г. во время Третьего Крестового похода, в котором участвовал предполагаемый брат Феодоры Андроник Ангел, ставший заложником Фридриха Барбароссы, в качестве гарантии участия в походе своего дяди Исаака II48. При этом о севастократоре Иоанне Ангеле и его семье мы знаем очень мало: известно только, что у него было двое детей, один из которых - сын Андроник, имя же и пол второго ребенка неизвестны49.

О том, что Феодора могла быть племянницей Исаака II, как будто свидетельствует упоминание о ней в австрийских анналах как о "Constantinopolitani imperatoris ex filia neptem". Лат. neptis "внучка" в средние века могло использоваться также в значении "племянница", и выражение neptis ex filia в таком случае могло означать "племянница по женской линии", то есть дочь сестры.

Таким образом, если верно, что жена австрийского герцога Леопольда VI Феодора приходилась племянницей византийскому императору Исааку II Ангелу, то становится ясной ее родственная связь с галицко-волынской княгиней Евфросинией, матерью Даниила Романовича50: Феодора и Евфросиния были двоюродными сестрами, а их сыновья - Фридрих Воинственный и Даниил Галицкий - троюродными братьями.

Родство с Бабенбергами по линии византийских императоров выдвигало Даниила Романовича и его сына Романа в число наиболее весомых претендентов на австрийский престол. Вести борьбу за "австрийское наследство" Роман Данилович имел не меньше оснований, чем другие его соперники - венгерский король Бела IV и чешский принц Пржемысл Оттокар. Им обоим приходилось считаться с правами Романа и действовать против него с осторожностью, не столько силой, сколько уловками и уговорами. Высокое происхождение русского князя и родственные отношения с Бабенбергами должны были также повлиять на выбор вдовствующей герцогини Гертруды и обеспечить Роману поддержку в среде австрийской знати.

Поддержка русского претендента на австрийский престол значительной частью местной элиты - факт, имеющий реальное подтверждение в источниках. Из документов Гертруды Бабенберг достоверно известно, что в 1252- 1253 гг, как у нее самой, так и ее нового мужа Романа Даниловича нашлось немало влиятельных сторонников в самой Австрии. В их числе упоминаются ландрихтер Австрии и герцогский стольник граф Генрих фон Хассбах, а также его брат Ульрих, братья Бернгард и Генрих Пройссели, Конрад фон Вассербург, Оттон фон Майссау, Конрад фон Фалькенберг, Конрад фон Гимберг, Генрих фон Лихтенштейн, Ульрих фон Гюттендорф, Крафт фон Слеюц и Оттон фон Лейсс51.

Австрийский узел внешней политики галицко-волынских князей. Связи галицко-волынских Романовичей с австрийским герцогом Фридрихом II Воинственным и его матерью существовали издавна. Сохранилось письмо императора Фридриха II чешскому королю Вацлаву I, датируемое июлем 1235 г.52, в котором изложены многочисленные провинности перед императором австрийского герцога Фридриха, в том числе и такая: "Он (герцог. - А. М.)... [37] приказал отнять дары, отправленные нам с послами герцогом Руси (xenia quoque, per ducem Rossiae nobis transmisse)"53.

В упомянутом здесь русском герцоге Грушевский видел Даниила Романовича. Пашуто придерживался иного мнения: австрийский герцог перехватил дары, отправленные к германскому императору черниговскими князьями54. Чтобы разобраться в этом запутанном вопросе, нужно проследить историю взаимоотношений австрийского герцога с чешским королем и германским императором.

В 1230-х годах герцог Фридрих Воинственный, отличавшийся тяжелым и агрессивным нравом, вел напряженную борьбу с многочисленными внутренними и внешними врагами. Уже в 1230 г. в Австрии вспыхнуло восстание министериалов (заговор Куэнригеров) против герцога, и в страну вторглись чешские войска, разорившие северо-австрийские земли. Лишь с большим трудом Фридриху удалось подавить восстание, после чего в 1233 г. он совершил ответное вторжение в Чехию. В 1235 г. сложился опасный для Фридриха чешско-венгерский альянс. Союзные войска, возглавляемые венгерским королем Андреем II, дошли до самой Вены, но затем были вынуждены отступить. В начале 1236 г. Фридрих со своей стороны предпринял вторжение в Венгрию55.

Заносчивость, высокомерие герцога сказывались на его отношениях с самыми близкими людьми. Поссорившись с собственной матерью Феодорой Ангелиной, он лишил ее имущества и даже угрожал расправой. Герцогиня бежала в Чехию и нашла приют при дворе короля Вацлава I; жена его Кунигунда была дочерью короля Филиппа Швабского и византийской принцессы Ирины Ангелины, которая приходилась Феодоре двоюродной сестрой. Из Чехии Феодора отправилась к императору Фридриху II с жалобами на своего сына и просьбой помочь ей вернуться в Австрию56.

В то же самое время к императору с разных сторон во множестве поступали другие жалобы на герцога не только от правителей соседних государств, но и от многих австрийских дворян, городов и церковных иерархов. Император призвал герцога на суд и в 1235 - начале 1236 г. трижды назначал дни для рассмотрения выдвинутых против Фридриха обвинений. Тот, однако, проигнорировал все требования императора, и тогда в июне 1236 г. был объявлен им вне закона с лишением всех владений в Австрии и Штирии. По этому поводу император издал специальный манифест, где свел воедино все пункты обвинений против герцога57.


Примечания

35. Continuatio Sancrucensis II a. 1234 - 1266, p. 643.

36. Continuatio Praedicatorum Vindobonensium, p. 727.

37. MIKA N. Walka о spadek po Babenbergach 1246 - 1278. Racibyrz. 2008, s. 51 - 53.

38. Vetera Monumenta Historica Hungarian! sacram illustrantia maximam partem nondum edita ex tabulariis vaticanis. T. 1. Romae. 1859, p. 205.

39. LECHNER K. Op. cit., S. 298.

40. ПСРЛ. Т. 2, стб. 837.

41. Там же, стб. 836 - 837.

42. ВОЙТОВИЧ Л. В. Король Данило Романович: політик і полководець. В кн.: Доба короля Данила в науці, мистецтві, літературі. Львів. 2008, с. 79 - 82. ЕГО ЖЕ. Союз галицьких Романовичів з Австрією та Чехією у XIII ст. - Проблеми слов'янознавства. Вип. 56. Львів. 2007.

43. О пребывании Феодоры Ангелины в Австрии см.: Regesten zur Geschichte der Markgrafen und Herzoge Oesterreiches aus dem Hause Babenberg. Wien. 1850, N 137, 207 (1226 г.); N 182, 151 (1246 г.); MEIER H. Gertrud Herzogin von Osterreich und Steiermark. - Zeitschrift des historischen Vereins fur Steiermark. Graz. 1927.

44. Continuatio Mellicensis a. 1124 - 1564 (MGH. SS. T. 9, p. 506).

45. Continuatio Admuntensis a. 1140 - 1250 (ibid., p. 590).

46. Lexikon des Mittelalters. Bd. 5. Munchen-Zurich. 1991. Sp. 1900.

47. SCHEIBELREITER G. Die Babenberger. Wien-Koln-Weimar. 2010, S. 278.

48. SCHWENNIKE D. Europaische Stammtafeln. Neue Folge. Bd. I. 1. Frankfurt-am-Main. 1998, Taf. 39, 85; THIELE A. Erzahlende genealogische Stammtafeln zur europaischen Geschichte. Bd. 1. Tbd. 1. Frankfurt-am-Main. 1993, Taf. 116, 204.

49. STURDZA M.D. Dictionnaire historique et genealogique des Grandes Families de Grece, d'Albanie et de Constantinople. Paris. 1999, p. 208.

50. О Евфросинии Галицкой подробнее см.: Древняя Русь: вопросы медиевистики, 2010, N 1.

51. MIKA N. Op. cit., s. 40.

52. В некоторых изданиях письмо датируется 1230 г. (см.: Codex diplomaticus et epistolaris Moraviae. Т. 2. Olomucii. 1839,. N CCVII, p. 225; Regesta diplomatica nec non epistolaria Bohemiae et Moraviae. T. 1. Prahae. 1855, N 765, p. 358.

53. [Epistola Friderici II imperatoris ad Venceslavum I Boemorum regemj (MGH. Legum sectio IV. T. 2. Hannoverae. 1897, p. 272).

54. ГРУШЕВСЬКИЙ М. С. Ук. соч., с. 53 - 54, примеч. 3; ПАШУТО В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М. 1968, с. 257.

55. LECHNER К. Op. cit, S. 271 - 283.

56. Continuatio Sancrucensis II а. 1234 - 1266 (MGH. SS. Т. 9, p. 638); LECHNER K. Op. cit., S. 281; SCHEIBELREITER G. Op. cit., S. 321.

57. BRUNNER K. Zum ProzeB gegen Herzog Friedrich II. vom 1236. - Mitteilungen des Instituts fur osterreichische Geschichtsforschung, 1970, Bd. 78; HAUSMANN Fr. Keiser Friedrich II. und Osterreich. In: Probleme um Friedrich II. Sigmaringen. 1974.

 

Рубрика: Статьи.