А. Югов. Даниил Галицкий и Александр Невский. Часть 5

V

В Орде на смену умершему Сартаку пришёл брат Батыя - Берке. Он консолидировал силы всех орд, за исключением персидской орды хана Хулагу. Ханы Большой орды, по существу, были марионетками в руках Берке.

В 1257 г. на Руси была проведена татарами перепись населения. В эту зиму приехали численники и изочли "всю землю Суздальскую и Рязанскую и Мюромьскую и ставиша десятники, и сотники, и тысящники, и темники... Толико не чтоша игуменов, чарньцев, попов, крилошан"2 . И поехали в Поволжский улус "князи вси" и "поехаша в татары Александр и Андрей".

Однако это был очередной дипломатический шаг Александра. Александр и Даниил, освободив себе руки на Западе и мечам и договором, готовились предпринять новую попытку свергнуть татарское иго.

Даниил Галицкий, разгромив венгров под Ярославом 17 августа 1245 г.3 , развил исключительную внешнеполитическую активность для того, чтобы обезопасить свой тыл на Западе в предстоящей войне с татарами. Даниил не отклонил в 1246 г. предложения короля венгерского Бэлы IV породниться. В Германии с 1250 г. - смута; тевтоны обессилели. Даниил женит своего сына на дочери Миндовга, а сам, овдовев, женится на племяннице Миндовга. Однако с Миндовгом приходится быть настороже: он рвётся и на юг, и к Смоленску, и к Полоцку. Необходимо было укрепить союз со знаменитыми литовскими князьями - Викингом, Эдивидом и Тевтивилом. Из многочисленных племянниц литовского самодержца женой Даниила, не случайно, конечно, становится родная сестра Тевтивила и Эдивида - врагов Миндовга. Сын Миндовга, знаменитый Войшелк, жил "в великой любви" с юным Даниловичем, зятем своим, Шварном 4 .

Однако перешедший из православия в католичество Миндовг продолжал вести переговоры с рижским магистром и вскоре получил королевскую корону от папы Иннокентия IV (1252).

Разбив в 1251 - 1253 гг. Тевтоно-ливонский орден и победоносно вторгшись на территорию немецкой империи, Даниил перешёл в наступление на татар. В это же время он возобновляет переговоры с папой о крестовом походе против татар.

"Данило же воевал с Куремсою и никогда не боялся Куремсы", - говорит Ипатьевская летопись5 . Татары страшатся Даниила. "Как ты пойдёшь на Галич? - говорит хан Куремса Изяславу Владимировичу, которого татары хотят поставить вместо Даниила. - Данило князь лют! Если отымет у тебя живот, тогда кто тебе поможет?"6 .

Наконец, заключив с Миндовгом военный союз, Даниил разгромил ханов и погнал их к Киеву. "И прислал Миндовг к Даниилу: "Пришлю к тебе Романа и Новгородцев (из Новгородка), лишь бы ты шёл ко Возвяглю, оттуда и к Киеву", и назначили соединиться в Возвягле"7 . Однако Миндовг вместо договорённой помощи предательски ударил в тылы Даниила. Блистательно начатый поход был сорван.

Александр тоже готовился к свержению татарского ига. В Новгороде находились посольства и "гости" - купцы из Швеции и из Риги - для подписания мирного и торгового договоров.

В 1258 г. -разгневанный Берке смещает Куремсу, и вскоре "злой и нечестивый" Бурундай идёт со множеством полков своих на Литву. Миндовг поплатился за своё вероломство! Даниилу Бурундай предъявил ультиматум: "Или ты - мирник или война!" Князю Галицкому снова пришлось сменить меч на дипломатию. Бурундай получил задание вызвать Даниила для переговоров и схватить его, но самоотверженный Василько едет к Бурундаю вместо брата.


1 Надо полагать, что Кирилл бывал с Невским и в Орде, ибо в 1262 г. там была учреждена русская епархия.

2 Лаврентьевская летопись, стр. 203.

3 Кстати, в учебнике русской истории под редакцией А. Панкратовой указана неправильно дата Ярославской победы - 1249 год.

4 После смерти Миндовга его сын Войшелк передал великое княжение Литвы сыну Даниила, своему зятю Шварну Даниловичу.

5 Галицко-Волынская летопись под 1260 годом.

6 Там же, под 1255 годом.

7 Там же, под 1258 г. (в переводе). Подлинник: "Присла Миндовг к Данилу: "Пришлю к тебе Романа и Новгородца, абы пошёл ко Возвяглю, оттуда и к Кыеву"; и срече срок во Възвягле".


[105]

Таким же Васильком для Александра был и Андрей Ярославич, когда Суздальская земля сделала попытку в 1252 г. свергнуть татарское иго.

На обратном пути из Литвы, проходя земли "мирника", Бурундай истребовал от Даниила срыть крепости. Пришлось принять ультиматум, ибо татарская многосоттысячная армия была уже внутри страны. Силы противников были несоизмеримы. Однако Даниилу удалось сохранить сильнейшую из выстроенных им крепостей - Холм. Несмотря на это ослушание, татары не решились на войну против Даниила.

Тем временем Александр Ярославич окончательно переносит свою резиденцию из Новгорода во Владимир-Суздальский. В 1258 - 1259 гг. он "поеха с честью в свою отчину", затем ненадолго - опять в Новгород и снова - в землю Ростовско-Суздальскую: "поеха в Володимерь"1 .

Это похоже на "инспектирование" всех своих земель перед какими-то важными событиями. И всё это делается с благословения митрополита Кирилла (Галицкого)-. Вся поездка, по свидетельству летописи, исполнена какой-то особой, суровой торжественности: Александр поклоняется праху своих предков, принимает благословение Кирилла. В древней Руси так готовились князья к битве.

И действительно, ещё в бытность Александра в Ростовско-Суздальской земле снова, как десять лет назад, по всем восточным княжествам подымается согласованное, одновременное восстание народа против татар - событие, всё ещё не достаточно оценённое, особенно во взаимосвязи со сближением Даниила и Александра, Карпатской и Великой Руси.

"В лето 6770 (1262 г. - А . Ю.) изгнали поганых изо всех городов, не стерпев насилия их... выгнали из Ростова, из Володимеря, из Суждаля, из Ярославля"2 . А татар было много: и десятники, и сотники, и тысячники, и десятитысячники были поставлены ханом Барке в 1257 году.

И опять-таки в этом видна направляющая рука Александра Ярославича. И весьма знаменательно, что по градам и весям от имени самого Невского читались грамоты, "что татар бита"3 . И восстание 1262 г. снова "совпадает" с весьма благоприятной для него ситуацией, сложившейся в Орде. Даже и теперь, через семьсот лет, нетрудно заметить, что внешнеполитическая обстановка снова позволяла добиться, как и в 1252 г., большой "ослабы" в татарском давлении на Русь.

Следующие обстоятельства способствовали восстанию 1262 г.: 1) армия Бурундая - отборная и многочисленная - находилась ещё на Западе, и Даниил Галицкий, избегнув войны и сохранив крепость Холм, по-прежнему не был покорён. И если принять здесь для Бурундая 1261 год по Ипатьевской летописи, а не 1260 год по "Хроньологïи" Грушевского, то получается опять полное совпадение 4 . Так или иначе, выходит, что Александр снова поддержал Даниила. Выступления их против татар опять совпала ют; 2) "рижане" и шведы в это время добились от Александра мира, и в 1263 г. был уже подписан торговый договор; 3) и именно в 1262 г., который был годам победоносного восстания в землях Александра, борьба между Золотой Ордой и Персидской, между ханом Берке и ханом Хулагу, перешла в открытую войну.

Об этой междоусобной войне среди татар галицкий летописец под 1266 г. говорит: "Бысть мятежь велик в самех Татарах: избиша сами промежи собою безчисленное множество акь песок морьскы".

Автор "Хронологии галицко-волынских событий", ссылаясь на Галицкую летопись, пишет: "Летописец, очевидно, разумеет тут который-то из эпизодов борьбы Берке с Хулагу, которая тянулась в годы 1262 - 1266"5 .

Второй раз мы видим Александра Невского как гениального политика и вождя!

И о Данииле летописные данные6 позволяют утверждать, что несмотря на срытие крепостей. Даниил не прекратил упорной борьбы против татар. Не теряя времени, он в том же году (1261 - 1262) созвал съезд подвластных ему князей русских совместно с польскими князьями в Тернаве и заключил военный союз против всех врагов.

Александру Невскому восстание 1262 г. было вменено в тяжкую вину Берке-ханом. Когда Александр приехал в Орду, его там, но существу, арестовали (летопись прямо говорит об этом) и продержали шесть месяцев (по "Житию", а по другим источникам, - около года). Затем, сделав вид, что удовлетворились, наконец, его объяснениями, невидимому... отравили.

"В лето 1262 г., - повествует I Новгородская летопись, - пошёл князь Олександр в Татары и задержал его Барка, не пустил в Русь, и зимовал (Александр. - А. Ю.) в Татарах и разболелся".

Полная аналогия со смертью отца его Ярослава, которого, по всеобщему свидетельству летописей и папского легата Карпини, бывшего в Большой Орде вместе с Ярославом Всеволодичем, и, ,по мнению всех историков, отравила, угощая вином, старая ханша Туракина.


1 Лаврентьевская летопись, стр. 475- 476. Изд. АН СССР.

2 Лаврентьевская летопись и продолжение Суздальской под 1262 годом.

3 Карамзин Н. "История государства российского". Т. IV, примечание на стр. 63.

4 Польские источники дату похода Бурумдая переносят позднее, чем Грушевский.

6 "Хронольогия подiй Галицько-Волинськой лiтописи". Записка наукового товариства имени Шевченка. Кн. III, стр. 45. 1901.

7 Ипатьевская летопись, Густынская.


[106]

"Злобе бо их и льсти несть конца: Ярослава, великого князя Суждальекого зелием умориша"1 , - говорит галицкий летописец. О насильственной, "нужной", смерти отца Александра Невского, Ярослава Всеволодича, говорится и в продолжении Суздальской летописи: "Того же лета преставися Ярослав в Татарех нужною смертью" (30 сентября 1246 г.)2 .

Иоанн де Плано Карпини, посланный к татарам, пишет об этом отравления так: "В это время умер Ярослав, великий герцог Солдаль, которое Герцогство находится в Руссии. Мать императора, как будто оказывая ему честь, позвала его к себе " подливала из своих "рук; возвратись же к себе в ставку тотчас занемог и умер в седмый день, и все тело его удивительным образом посинело"3 .

Тогда же, как сообщает папский легат, уже была предпринята попытка отравить и Александра Невского. "Мать императора без ведома бывших там его людей поспешно отправила гонца в Руссию к его (Ярослава. - А. Ю.) сыну Александру, чтобы тот явился к ней, так как она хочет подарить ему землю отца. Тот не пожелал поехать, а остался, и тем временем она посылала грамоты, чтобы он явился для получения земли своего отца. Однако все верили, что, если он явится, она умертвит его, или даже подвергнет вечному плену"4 .

Из летописи мы знаем, что Ярославу в Большой Орде пришлось принять великое "томление" (мучение, истязание)5 , так же как сыну его Александру у Берке.

Если юный Александр в год умерщвления Ярослава в Монголии, ещё ничем себя против татар не проявивший, был уже для них страшен, если в далёком Каракоруме от него уже тогда задумали избавиться При помощи яда, тем более это становится вероятным,, когда в 1263 г. он был задержан в Орде сразу после большого народного восстания в его княжествах и по поводу этого восстания. На этот раз нельзя было сослаться на Андрея Ярославича и на то, что он сам в это время, дескать, был у татар.

В 1262 г. Александр занимал великокняжеский владимирский стол и лично находился во Владимире.

Умер Александр Невский в расцвете своих сил и мощи духовной, 43 лет от роду. Во всех редакциях "Жития" говорится, что силою он был Самсон. Кончина его последовала через несколько дней по выезде из Орды (так же, как отца его Ярослава). "В лето 1263. Пришёл князь Александр из Татар сильно больной, осенью, " пришёл в Городец (недалеко от Орды. - А. Ю.) и 14 ноября... той же ночи и скончался". Смерть была весьма мучительной. Александр просил, чтобы дружину не смотрела на него.

Всего на один год пережита Александра Даниил Галицкий и Андрей Ярославич.

После смерти Невского в обход законных прав Андрея Ярославича татары выдали ярлык на великое княжение младшему брату Ярославу Ярославичу. Ханы боялись вверить великое княжение "споспешнику" Александра, зятю Даниила Галицкого, человеку, уже рискнувшему однажды вступить в открытый бой с татарской силой.


1 Ипатьевская летопись под 1250 годом.

2 Воскресенская летопись, стр. 156; Софийская летопись. Т. I, стр. 265.

3 Плано Карпини "Путешествие к Татарам", перевод Языкова.

4 См. Новгородская I, Софийская I летописи и "Жития Александра".

5 См. "Материалы для словаря древнерусского языка" акад. И. И. Срезневского.

Рубрика: Статьи.