А. Югов. Даниил Галицкий и Александр Невский. Часть 4

IV

Таким образом, непосредственным, живым звеном в союзе Александра и Даниила, Карпатской Руси и Северовосточной, был митрополит Кирилл.

О Кирилле у историков нет двух мнений. "Кирилл - знаменитый миротворец князей и друг отечества". Это определение, данное Карамзиным, принято всеми.

Кирилл, родам галичанин, или волынец, почта сверстник Даниила, был другом его с юности. Одни считают его епископом Холмским, другие оспаривают это. Но единодушно мнение о том, что в митрополиты его выдвинули Даниил и Василько2 . И. уже с 1230 г. Кирилл в летописях именуется "митрополит Галичский, Киевский и всея Руси", хотя на поставленной у патриарха он ещё не был.

В 1228 г. Кирилл пытался, хотя и безуспешно, помирить пинских князей с князем Даниилом: "В лето 6736 (1228 г. - А. Ю.) приехал Кирилл митрополит мир сотворить и не смог"3 .

Однако Кириллу удалось примирить Даниила с Владимиром Рюриковичем Киевским. В 1230 г. он из Киева поехал в Суздаль и помирил Ярослава Всеволодича с южнорусскими князьями. Дипломатическая деятельность Кирилла не ограничивалась переговорами с русскими князьями.

После Ярославской победы Даниила над венграми (17 августа 1245 г.) и почётной встречи, оказанной ему, вопреки ожиданиям, Батыем, король венгерский Бэла IV стал домогаться брака своей дочери с сыном Даниила, в чём прежде, нарушив обещание, отказал. Он воспользовался проездом Кирилла через Венгрию в Никею, куда посылал его Даниил для поставления в митрополиты, и стал упрашивать Кирилла способствовать браку: "Кирил митрополит был послан Давилом и Васильком на поставление на русскую митрополию, и убедил его король словами многими, и дары обещал, говоря: "Проведу тебя в Греки с великою честью, если сотворит Даниил со мной мир". Он же ответил: "Поклянися клятвою, что не переменишь слова своего, тогда поеду и приведу его" (Даниила. - А. Ю.) 4 .

С такой уверенностью мог говорить лишь человек, занимавший особое положение при Данииле5 . Вернувшись из Никеи, Кирилл сказал Даниилу Галицкому: "У тебя есть намеренье - возми же дочь его сыну своему в жёны". А брат Василько сказал Даниилу: "Иди к нему, потому что и он христианин".

Кирилл сопровождал Даниила и в Изволин, где произошло венчание Льва: "Даниил пошёл, взяв сына своего Льва и митрополита (Кирилла. - А. Ю.), и пришёл к


1 Лаврентьевская летопись, стр. 204. 1846.

2 Это произошло вслед за тем, как угровесский "пискуп" Асаф "скочи на стол митрополич" (см. Галицко-Волынскую летопись под 1223 годом).

3 Галицко-Волынская летопись под 1228 г.

4 Галицко-Волынская летопись по Ипатьевскому списку под 1250 годом. Дано в переводе автора (год в Ипатьевской летописи указан неверно, надо - 1245).

5 Проф. Е. Голубимский в своей книге "Кирилл III" высказал даже предположение, что Кирилл был поставлен в митрополиты из простых монахов.


[103]

королю в Изволил и взял дщерь его сыну своему в жену"1 .

Кирилл сопровождал Даниила и в то время, когда последнему пришлось скрываться от Батыя, пославшего двух ханов, чтобы схватить галицкого князя. "Даниил запер Холм (сильнейшую, выстроенную им крепость. - А. Ю.) и поехал к брату своему Васильку, взяв с собою Кирилла Митрополита"2 . Этот же самый Кирилл и явился как бы "легатом" Даниила Галицкого при Александре Невском. Лучший выбор трудно было сделать. Выдающийся дипломат, преданный отечеству и своему князю, будучи иерархом церкви - к тому же верховным, - Кирилл пользовался неприкосновенностью у татар. Как митрополит "Галицкий, Киевский и всея Руси", Кирилл мог, по прямым обязанностям своим, объезжать подчинённые ему епархии, т. е. всю тогдашнюю Русь - от Карпат до Волги. И татары должны были примериться с этим.

Что представлял собой Андрей Ярославич, зять Даниила и брат Александра? Прежде всего он был доблестным борцом за Русскую землю и против немцев и против татар, верным соратником брата своего Александра в ливонских войнах. Это он, Андрей, во главе понизовых войск взял Псков, когда было убито 70 знатнейших "братьев" Ордена, когда орденских наместников в оковах привели в Новгород. С татарами, как свидетельствует летопись, у него была "битва великая".

К великому хану, в Каракорум, Андрей ездил вместе с Александром Невским.

"Степенная книга" даёт следующую характеристику Андрею, попутно одобрительно отзываясь о взаимоотношениях братьев: "Великий князь Александр опять поехал в Орду, к новому царю Сартаку. Славный же град Владимир и всю Суздальскую землю поручил брату своему, князю Андрею. Он же (Андрей Ярославич. - А. Ю.), хотя и преизбыточествовал благородством и храбростью, но, однако, на управленье державою смотрел, как на междуделье, и предавался охоте на зверей, и внимал советникам младоумным; а от них было многое настроенье и оскуденье в людях и пагуба именью"3 . По одному из "Житий Александра Невского"4 , умирающий Ярослав Всеволодич определяет своего сына Андрея как "споспешного", т. е. помощного, устремляющегося на помощь, споспешествующего. И, действительно, летописи и "Житии Александра Невского" показывают нам Андрея Ярославича всегда и всюду как постоянного соратника его великого брата.

После поражения в битве с татарами Андрей бежал в Швецию, не без ведома Александра, через его вотчину - Переяславль-Залесский и его княжение - Новгород. Из летописей мы узнаём, что в 1255 г. Александр великими дарами выхлопотал брату своему прощение и разрешение вернуться на родину. Он встретил Андрея "с великой любовью".

Подводя итог летописным сообщениям, проф. Экземплярский говорит: "В 1256 г. Андрей воротился на Русь и с любовью был принят Александром, который хотел дать ему Суздаль, но не решался этого сделать без воли разгневанного на Андрея хана"5 . И уже в 1257 г. Александр и Андрей опять вместе, как вместе били тевтонов и ездили вместе в Монголию, едут в Золотую Орду.

Непонятно, как могли некоторые из историков (даже С. М. Соловьёв) поверить догадкам Татищева, который без всяких оснований предположил, будто причиной нашествия Неврюя на землю Суздальскую явилась жалоба Александра на Андрея.. Между тем в свете приведённых фактов и их синхроничности становится явным, что татары разгадали угрозу, таившуюся в союзе Карпатской Русл и Новгородско-Суздальской, Александра и Даниила, и ответили на это нашествием на зятя Даниила - Андрея - и на самого Даниила. Нашествие Неврюя было особенно опустошительным для отчины Александра (Переяславля-Залесского). Татары пожгли города и сёла, опустошили землю, увели много пленных. Была убита невестка Александра, жена другого брата, Ярослава Ярославича.

Причиной появления версии о ссоре между братьями было невнимание к последовательности событий (1250 - 1252).

Следует заметить, что когда состоялся брак Андрея Ярославича и Даниловны, то Василько, брат Даниила, был уже женат на двоюродной сестре Александра Невского - Олене.

Но ещё и до этого свойства между домами Александра и Даниила родство между ними было столь близкой степени, что препятствовало браку Василька Романовича и Олёны Суздальской. По крайней мере, начиная переговоры с Даниилом Галицким, папа Иннокентий IV поспешил особой буллой признать законным брак Василька. Очевидно, со стороны русского духовенства были препятствия к этому браку. Не говоря уже о том, что Александр Невский и Даниил Галицкий оба были Мономаховичи, между "ими было следующее родство: одна из дочерей Мстислава Удалого была


1 Ипатьевская летопись под 1250 г.: "Оттуда же Данил пойде, поемь сына своего лва и митрополита, иде к королеви во Изволин".

2 "Данил же затворив Холм, еха ко брату си Василькови, пойма с собою Курила митрополита" (Галицко-Волынская летопись под 1243 годом).

3 Степенная книга. Т. I, стр. 367. Дано в переводе.

4 См. Исследование Мансийки под этим наименованием.

5 Экземплярский А., проф. "Великие и удельные князья Северной Руси", стр. 27. СПБ. 1889.


[104]

матерью Александра Невского, а другая Мстиславовна стала женой Даниила. Иначе говоря, мать Александра Невского и жена Даниила Галицкого были родные сестры. Значит, дочь Даниила, выданная замуж за Андрея Ярославича, была со своим женихом в родстве, и очень даже близком: мать жениха была родной сестрой матери невесты. В этой степени родства, по законам русской церкви, брак не допускался. А между тем венчал сам митрополит Кирилл!

За новым браком, ещё более роднившим Александра и Даниила, очевидно, крылась серьёзная побудительная причина политического порядка. Брак Андрея, несомненно, свидетельствовал о политическом сближении Новгорода и Владимира на Клязьме с Галичем. Любопытно, что с того момента, как митрополит Кирилл повенчал Даниловну и Ярославича, летописи отмечают, что он неотступно находился при Александре, как прежде при Данииле: в 1251 г. он был в Новгороде, в 1252 - 1259 гг. - во Владимире и вообще - в Ростовской земле1 . Кирилл митрополит выступил с Александром Невским даже и в финляндский поход и сопровождал его до Копорья (1256).

Вернёмся, однако, к дальнейшим событиям, которые развернулись после сближения Александра Невского и Даниила Галицкого, после "Неврюевой и Куремсиной рати".

Рубрика: Статьи.