А. Югов. Даниил Галицкий и Александр Невский. Часть 2

II

Пора покончить с распространёнными ошибочными взглядами в нашей исторической литературе, будто Александр Невский был только данником татар и вся мудрость" его политики на Востоке состояла в том, что он подавлял повсюду народные восстания против ханов, как несвоевременные, да, "идя по следам отцовским, передавал много золота и серебра в Орду на выкуп пленных"4 .

Чтобы возить золото и серебро в Орду, особых способностей не требовалось. А победитель Биргера и тевтонов был, как признано всеми, великим политиком и полководцем. Так же, как Даниил Галицкий, Александр был страшен татарам. Страшен и воинской силой сваей и умелой внешней политикой на Западе после разгрома шведов и рыцарей.

Батый, сказавший об Александре, что "нет подобного этому князю", не мог не знать, что такого же мнения об Александре и папа римский Иннокентий III, присылавший к Невскому своих послов с предложением ему короны в случае, если Александр пойдёт на унию. Знал Батый, что вскоре после своего разгрома и шведы и рижский магистр умолили Александра о мире: "Что зашли мы мечом, Воть, Лугу, Псков, Летголу, от того от всего отступаемся", и что Александр даровал им мир. Знал Батый, что в 1245 г. Александр уничтожил войска вторгшихся кунигасов Миндовга у Торопца,


1 Галицко-Волынская летопись под годом 6743 (т. е. 1235). "Соломоничами" именовали русских тамплиеров, как рыцарей "храма Соломонова".

2 См. Галицко-Волынскую и Густынскую летописи. "Данило з Болеславом, королём польским, вечный мир створиша и крест себе целоваша, обещающеся един другому единодушно на неприятелей помогати" (Густынская летопись, стр. 543. Изд. Академии наук. 1843).

3 Грот К., проф. "Из истории Угрии и славянства в XII в. (1141 - 1173 гг.)".

4 Соловьёв С., "История", Т. III, стр. 192.


[101]

у озера Жизца. Словом, на Западе Александр разделался с врагами надолго. Тыл его был обеспечен и только что одержанными победами и искусной дипломатией. Батый имел полное представление о военной мощи Александра. Когда после смерти отца своего Ярослава Всеволодича Александр прибыл во Владимир "в силе тяжцей", весть о его прибытии быстро разнеслась до устья Волга, и "жёны моавитские" - татарки - пугали детей своих; "Молчи, Александр едет!"1 .

Александр Ярославич не ограничивался выкупом русских пленных у Орды и дипломатией с татарами: он готовился вооружённой рукой свергнуть татарское иго, "иссушавшее и самую душу народную". Его союз с Даниилом был одним из этапов подготовки к решительной борьбе с татарами. Дважды рука Александра управляла восстанием против татар и оба раза успешно.

Рубрика: Статьи.