В.Т. Пашуто. Даниил Галицкий. Часть 6

VI

Вскоре после победы под Ярославом Даниил поехал в Орду, с которой и прежде поддерживал дипломатические отношения. Эти отношения в большой мере определяло положение Галицко-Волынского княжества, а оно и после нашествия продолжало стоять на уровне западноевропейских государств, играло роль форпоста Европы против татар. Переговоры Даниила с Ордой были явлением крупного значения; князь представлял собой человека, хорошо осведомленного обо всех делах Западной Европы, крупного полководца с мировой славой.

Содержание соглашения Даниила с Бату нам неизвестно. Но мы знаем, что хан сперва претендовал на власть над Галичем (о Волыни вопрос и не ставился); кончились же переговоры, видимо, тем, что Даниил уступил Орде район земель волоховских на границе с Киевщиной и был признан военным союзником.


1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XVI. Ч. 1-я, стр. 446.


Этот дипломатический успех, спасший Галицко-Волынский край от хозяйничания баскаческих банд, позволил ещё более [43] окрепнуть Югозападной Руси, сделал ее оплотом всех антитатарских сил к бесконечно повысил авторитет Даниила в международных делах. "Бысть же ведомо странам приход его, всим, ис татар, яко бог спасл есть его", - записал летописец.

Сразу же по возвращении Даниила из Орды началось паломничество представителей западных государств, напуганных татарским погромом. Первым обратился к Даниилу король Бела IV, который, по словам летописца, боялся Даниила, так как он "был бе в Татарех, победою победи Ростилава и Угры его". Даниил принимал деятельное участие в международной политике, а его сыну Роману довелось даже на некоторое время стать правителем Австрии, так как его женой была Гертруда Баденбергская (1252). Отношения Даниила с Польшей, с князьями Мазовецкими (Конрад, Болеслав) оставались дружественными.

Попрежнему тесными были и отношения с Литвой. Глава Литовской земли князь Миндовг, отражая неоднократные нападения немецких псов-рыцарей, основавших на славянских землях в Пруссии и Ливонии феодальные колонии, находил широкую поддержку в русских силах. Миндовг освоил русские земли в бассейне Немана (с главным городом Новгородком) и, опираясь на них, извёл борьбу с немцами, защищая, как и Даниил, дело славянства. Войшелк, сын Миндовга, принял православие и жил в Холме. Один из сыновей Даниила был зятем Миндовга.

Следствием того, что положение Даниила укрепилось, можно считать и то, что папа Иннокентий IV неоднократно слал послов к Даниилу с предложением королевского титула. В 1253 г. галицкий князь принял королевскую корону, дававшую ему ряд политических выгод в сношениях с соседями, однако без всяких обязательств с русской стороны, если не считать обязательства снабжать папу информацией о намерениях татар.

Всё перечисленное способствовало, с другой стороны, тому, что татары не могли особенно тревожить владений Даниила. Когда же один из руководителей татарских орд, Куремса, пытался напасть на окраины галицких земель в районе Бакоты, Кременца, то Даниил не только выбил его из пределов Галичины, но и сам, несмотря на преклонные годы и слабеющее зрение, в течение 1255 - 1256 гг. несколькими походами разгромил области Болохова, Межибожья и Побожья, вошедшие в сферу татарских интересов. Это привело к ухудшению отношений с Ордой и вызвало ответный поход ханского воеводы Бурундая в 1257 году. Бурундай, правда, ставил своей целью не столько завоевание Галицко-Волынской земли, сколько демонстрацию татарской силы и ликвидацию союза Даниила с Литвой, а затем и с Польшей; он хотел заставить князя Галицкого теснее примкнуть к политике, проводимой Ордой. Это ему отчасти и удалось; но и после нашествия Бурундая Галицко-Волынская Русь ещё долгие годы оставалась независимой, отбивая нападения всех врагов.

В 1264 г. князь Даниил умер. Летописец горько сетует по поводу кончины этого выдающегося русского князя. Галицко-волынское княжение перешло в руки его верного друга и боевого товарища - брата Василько.

Историческое значение князя Даниила Романовича состоит в том, что он в труднейших условиях враждебного окружения, ведя непрерывную борьбу с непокорным боярством, ставшим, по существу, агентурой врагов южнорусской независимости, сумел объединить земли Галицко-Волынской Руси и отбить все вылазки врагов и с запада и с востока. Князь Даниил отдавал себе отчёт в том, что главная сила на Руси - народ и только с его помощью можно одолеть любого врага. Этим и объясняются его победы.

При князе Данииле Галицко-Волынская Русь продолжала с ещё большим блеском занимать видное место в ряду передовых государств Европы. Её города вызывали восхищение иностранцев, её армии ходили до Троппау и Риги, до Пресбурга и Калита, а "русский бой" приобрёл широкую заслуженную славу.

Несмотря на ряд заимствований с Запада основы русской народности оставались нетронутыми; законы, культура, религия, литература (летопись, песня) продолжали, оставаться русскими. Князь Даниил сам свято соблюдал обычаи, поощрял торговлю и ремесло, способствуя консолидации русской народности перед лицом враждебного окружения.

Объединение южнорусских земель Даниилом надолго продлило существование Галицко-Волынской Руси. Опорный пункт вашего народа на западе, она отражала натиск врагов и прикрывала собою крепнувшую Москву.

Прошло семь веков. Как и встарь, враги наседают на нашу родину. Они захватили отчину наших народов - Молдавию и Украину и другие территории. В великом единении бьются советские бойцы от берегов Невы, омытых кровью славных воинов Александра Невского, до черноморских вод, хранящих память о походах смердов данииловых против исконных врагов независимости русской - немецких, венгерских и иных захватчиков. Поднявший меч на Русь от меча погибнет - этот принцип освящён традицией нашей страны. Гитлера и его приспешников ожидает участь рыцарей немецких, посечённых и потопленных дружинами Александра Невского, участь баронов венгерских, перебитых полками Даниила Галицкого.

Рубрика: Статьи.