В.Т. Пашуто. Даниил Галицкий. Часть 5

V

Однако недолго пришлось Даниилу пользоваться плодами победы. С востока уже двигались несчётные татарские орды, они опустошили земли Рязанскую, Владимирскую, Суздальскую. К началу 1240 г. пали города Переяславль и Чернигов. Овладев Черниговщиной, татары двинулись на Киев. Оборону Киева держал тысяцкий Дмитр, поставленный туда князем [42] Даниилом. Геройски бились киевляне; даже враг признал это: воевода Дмитр был пощажён Бату за отвагу.

В начале 1241 г. татары грозной тучей прошли Юговосточную Волынь и Галичину, разорив такие цветущие города, как Владимир, Галич, Колодежен и др. Но они не смогли всё же занять Северозападную Волынь; уцелел и город Холм, построенный Даниилом. Из Волыни и Галиции татары двинулись в Западную Европу. Героическое сопротивление русских городов ослабило силы татар. Их поход на Западную Европу не увенчался успехам.

Хотя ни одно из государств, соседствовавших с Галицко-Волынской Русью, не было готово к отпору татарам, все они, однако, были непрочь поживиться за счёт пострадавших русских земель. Даниил Романович принял это в расчёт. Активно вмешиваясь в политику Австрии, немецкого ордена, Польши, благодаря своей успешной дипломатической и вооружённой борьбе он сумел не только заставить западных врагов отказаться от своих захватнических планов по отношению к галицко-волынским землям, но и добиться того, что "кровавая грязь" монгольского ига миновала их.

Даниил спешно занялся восстановлением городов, пострадавших от татарского нашествия, призывал ремесленников из других земель, самолично "уставлял" земли, создал кадры нового городового войска. Он достиг того, что бояре, сперва вступившие в соглашение с татарами, вынуждены были вернуть ему всё награбленное. Бояре, нещадно грабившие население "и быстъ мятежь велик в земле и грабежь от них", - записал современник, не были, силой, способной долго руководить политикой русских земель: они нуждались в княжеской власти, которая одна была в состоянии "защищать их от внешнего врага и друг от друга"1 . Всеми проведёнными мероприятиями Даниил укрепил свою власть. А она была ему нужна, так как король Бела IV уже готовился поправить дела в своей стране за счёт очередного ограбления или захвата галицко-волынских земель.

В княжении Даниила и Василька Романовичей середина 40-х годов XIII в. была самым трудным периодом. Вся жизнь их проходила в походах. Летом 1245 г. король Бела IV вместе с Ростиславом Михайловичем, ставшим его зятем, и всеми боярами-изменниками решил сокрушить, наконец, мощь уцелевшей от татарского ига Галицко-Волынской земли. Помощь им оказала и Польша в лице вдовы князя Лешко, опекунши Болеслава Стыдливого. Интересно отметить, что часть польской знати и простых воинов, не желая выступать против Даниила, перешла на его сторону, другая часть во главе с воеводой Творьяном сражалась на стороне венгров.

Соединённые силы врагов, выступив из Венгрии, осадили город Ярослав, однажды уже видевший их осаду. С налёта город взять не удалось. Тогда враги направились к Перемышлю, овладели им, пополнили своё вооружение, осадные приспособления, набрали дополнительное войско и возвратились под Ярослав. Горожане сперва вели бои на подступах к городу, затем укрылись за его стенами. Решив провести длительную осаду, Ростислав приказал строить осадные сооружения. Тем временем Даниил и Василько собрали всенародное ополчение из городовых полков и пеших отрядов смердов. Помощь князьям обещали литовский князь Миндовг и польский князь Конрад Мазовецкий.

Враги, узнав о приближении войск Романовичей, оставили небольшие пешие силы под Ярославом, а основные рыцарские конные дружины во главе с воеводой Фильнием и Ростиславом двинулись навстречу русским. Даниил с гласными силами ударил на венгерские полки, а Василько атаковал польскую рать Творьяна. Одного сильного удара войск Василько было достаточно, чтобы обратить польскую рать в паническое бегство. Сам воевода Творьян попал в плен к Васильке.

Даниил между тем яростно напал на венгерских рыцарей. Удары русских воинов были столь сильны, что после недолгой, по очень кровопролитной сечи Ростислав и Фильний бежали. Даниил захватил хоругвь Фильния и в ярости изорвал её в клочья. Едва спасшийся от плена Ростислав скрылся в Венгрию. Но воевода Фильний по дороге был пленён отрядом дворского Андрея, а затем казнён по приказу Даниила. Остатки польско-венгерских войск сложили оружие. Город Ярослав был освобождён, осадные укрепления сожжены. В это время подошла польско-литовская помощь, но в ней уже не было надобности.

Рубрика: Статьи.