В.Т. Пашуто. Даниил Галицкий. Часть 4

IV

Засилье венгров и бояр угнетало галицкую землю; горожане, крестьяне, купцы, даже часть бояр хотели видеть у себя князем Даниила. Однажды, когда Судислав, правивший в Галиче именам Коломана, отправился с войском усмирять восставшее население Понизья, галичане отправили послов к Даниилу, велев передать князю: "Судислав шёл есть во Понизье, а королевич в Галичи остал; и пойди барже".

Даниил спешно отрядил Демьяна с войском в Понизье против Судислава, а сам с ополчением пришёл под Галич и "обседе" город "в силе тяжче". Меж тем разбитый в Понизье Судислав, с остатками войска, проник в Галич. Однако ничто не могло спасти его. В лагере врагов началось разложение. Часть населения покинула город и, перебравшись через Днестр, перешла на сторону Даниила.

Видя безнадёжность обороны, венгры капитулировали, Королевич Андрей был отпущен Даниилом в Венгрию, с ним решил уехать и Судислав Бернатович, не ждавший пощады. Когда он под охраной венгров проходил по городу, горожане бросали в него каменьями и кричали: "Изыде из града мятежниче земли". Так, с помощью горожан, Даниил занял галицкий княжеский стол. Но до окончательной победы было ещё далеко.

Боярство всячески пыталось устранить Даниила. К этому времени на арену выступила ещё одна группа бояр, из восточных окраин Галичины, которая, пользуясь непрерывной войной в центре, прочно обосновалась в районах Бакоты, Межибожья, Болохова. Эта группа тоже была настроена резко враждебно против деятельности Даниила. Венгерская агентура организовала ряд заговоров против Даниила, в них участвовали бояре из семьи Молибожевичей, боярин Филипп, князь Александр и иные. Но все заговоры были своевременно раскрыты. Бояре пытались запугать Даниила уходом от него. Они стали внезапно покидать его и отъезжать в горную "страну Перемышльскую", бывшую в их руках; там, видимо, находился Судислав Бернатович. Кончилось это тем, что у Даниила из былой боярской дружины остались лишь 18 отроков; зато с ним был тысяцкий Демьян с войскам горожан, сотский Микула, вскоре подошёл Мирослав. Но боярам и тут не удалось одолеть Даниила, сломить его волю.

Даниил собрал галицкое вече и призвал народ идти на мятежных бояр. Собрав войско, Даниил выступил на Перемышль и принудил бояр к бегству. Вскоре ему пришлось вновь столкнуться [41] с венгерским вмешательством. В 1231 г. старый король Андрей вместе с сыновьями Белою и Андреем и с помощью боярской эмиграции собрал очередной поход против отчины Даниила. На этот раз они осадили приграничный гор. Ярослав. Город упорно оборонялся. Однако стоявший во главе обороны Давид Вышитич, сторонник Судислава, вопреки воле городового полка и его командира Василия Гавриловича открыл ворота врагу.

Овладев гор. Ярославом и воспользовавшись тем, что силы Даниила находились ещё в Галичине, венгры двинулись в глубь Волыни и даже подошли к гор. Владимиру. Красавец-город поразил врагов. Старый король признался, что подобного города не "изобретох ни в Немечскых странах". Осаждать гор. Владимир захватчики не посмели, так как с востока приближался Даниил Романович. Не приняв боя, враги очистили Волынь, отойдя в Галичину.

Таким образом к зиме 1232 г. восстановилось прежнее положение: Волынью владел Даниил, Галичина была в руках венгров, которые ещё не раз совершали неудачные попытки нападения на Волынь.

Осенью 1233 г., подготовив полки, князь Даниил сам перешёл в наступление и после нескольких стычек подошёл к Галичу. Семь недель князь держал город в осаде, ожидая, пока станет лёд на Днестре. В стане врагов началась борьба. Группа бояр, дорожа своим имуществом - "Доброслав, и Глеб и инии бояре мнози", - и считая сопротивление при данных условиях бесполезным, перешла на сторону Даниила; многие горожане также перебрались в его лагерь. Зимой 1234 г. в городе умер королевич Андрей. Венгерский гарнизон потребовал сдачи. Боярин Семьюнко Чёрный вынужден был передать город Даниилу.

Но и после этого борьба в княжестве не прекратилась. К руководству оппозиционным боярством выдвинулась новые лица, вроде бояр Григория Васильевича и Доброслава. Свою борьбу за власть в княжестве они связали с именем черниговского князя Михаила, который воевал против союзника Даниила, Владимира Киевского, и решил ввязаться в борьбу за галицкий стол.

1234 - 1235 годы проходят в напряжённой войне Романовичей с Михаилом. На стороне последнего выступил новый венгерский король, "варвар"1 Бела IV, который выдвигал сына Михаила - Ростислава - в качестве приемлемого для Венгрии кандидата в галицкие князья; за Михаила ратовала группа бояр, руководимая боярами Молибожевичами, а также многочисленные окраинные князья и боярство Восточной Гали чины.

В это время удар по Волыни с тыла нанесли немцы, поддержанные недальновидным Конрадом Мазовецким. Они захватили крупнейший торговый центр Дорогичин. Это был старинный русский город, основанный ещё Владимиром. Рыцари-храмовники, руководимые Германом Балком, думали прочно обосноваться на Волыни.

Князь Даниил отлично понял, что угроза со стороны крестоносных грабителей, "рыцарей-болванов", особенно опасна. Он собрал большое войско и направил против них первый удар. Князь сказал войску: "Не лепо есть держати нашея отчины тепличам2, рекомым Соломоничам", - и обрушился на них "в силе тежце". Весной 1237 г. рыцарская банда была наголову разгромлена, а руководитель её Бруно попал в плен к русским. Город Дорогочин был возвращён Руси. Одновременно галицкий князь заключил союзный договор с главою возникавшего Литовского государства Миндовгом, который энергичным ударом в тыл полякам принудил Конрада Мазовецкого уважать границы дружественной Литве Волыни.

Между тем Ростислав Михайлович, захвативший с помощью венгров Галич и Перемышль, решил помочь немцам и выступил против Литвы, двинув свои войска к Западному Бугу. Но тыл Ростислава, проводившего чуждую народу политику, был на стороне князя Даниила. Даниил принял это во внимание. Узнав о походе Ростислава, он кратчайшим путём направился к Галичу и через три дня был под его стенами.

Князь обратился к горожанам со следующими словами: "О мужи градьстии! Доколе хощете терпети иноплеменьных князей державу?" Горожане в ответ воскликнули: "Се есть держатель наш" и "пустишься яко дети ко отчу, яко пчёлы к матице, яко жажющи воды ко источнику".

Враги Руси - боярин Григорий и епископ Артемий - пытались на вече уговорить народ не впускать Даниила, но тщетно. Понуждаемые восставшим народом, они вышли настречу князю и "реста же с нужою: прииде княже Данило! приими град". Даниил торжественно вступил в Галич и в знак победы утвердил свою хоругвь на немецких воротах. Ростислав Михайлович, узнав "приятье градское", прервал в страхе поход, против Литвы и бежал в Венгрию. Так галицкий народ в союзе с Литвой разгромил немецко-венгерскую интервенцию 1237 года.


1 Архив Маркса и Энгельса. Том V, стр. 287.

2 Templarii - храмовники.


 

Рубрика: Статьи.