В.Т. Пашуто. Даниил Галицкий. Часть 3

III

Даниил сблизился с Мстиславом - крупным русским князем. Он женился на его дочери Анне. А весной 1219 г. он обратился к Мстиславу с просьбой помочь ему отвоевать отчину у Лешко. Но Удалой ответил: "Сыну! За первую любовь (договор. - В. П .) не могу на нь востати а налези собе други".

Даниил Романович порвал отношения с поляками и отправил против них свои полки под началом Василька Гавриловича и Семёна Олуевича; они разгромили польские гарнизоны, пошали их до реки Вепря, захватив много пленных.

К Даниилу перешли Берестьейщина и забужские волости (Берестье, Угровеск, Верещин, Столпье, Комов и "вся Украина").

Видя полный юрах своей политики, Лешко поспешно отправил послов к Андрею II. Он предложил ему организовать новый совместный поход на Галичину на условиях, более выгодных для венгров, нежели для поляков. Андрей II, для которого, по меткому замечанию одного венгерского историка, захват Галичины стал idee fixe, охотно согласился на предложение Лешко.

Летом 1219 г. соединённые венгерско-польские силы отправились в шестой поход на Югозападную Русь. Успеху врагов немало способствовала измена бояр, в результате которой без боя был сдан Перемышль, а "люди Судиславли", также без сопротивления, передали венгро-полякам Городок. Во главе войск Даниила были Мирослав, Дмитр тысяцкий и Глеб Зеремеевич. Последний, как потом выяснилось, оказался предателем.

После упорных боёв Даниилу пришлось оставить Галич. Было решено, что Мстислав поедет в степь набирать половцев, хан которых - Котян - доводился ему тестем, а Даниил будет у себя на Волыни формировать новое войско.

Так, в конце 1219 г. Галич попал в руки венгров и Колом ан был вновь водворён в нём. Во главе большого венгерского гарнизона стоял воевода Фильний, по сообщению летописца, гордый и самонадеянный человек. Он спешно принялся готовить поход на Волынь, так как понимал, что пока там княжит Даниил, положение оккупантов не может быть даже относительно прочным.

Даниил энергично набирал войско, при этом он впервые прибег к помощи Литвы. Литва в то время переживала разложение родового строя и многочисленные литовские "князья" воевали между собой. С помощью части литовских племенных вождей Даниил выбил поляков из Западной Волыни. Отношения между Галицко-Волынским княжеством и Литовской землёй становятся всё теснее и дружественнее.

Собрав венгерские полки и дружины союзных королю бояр - Судислава, Лазаря и др., - Фильний выступил против Даниила. По дороге его встретил Мстислав, с половецкой ратью и разгромил в кровопролитном бою. Сам Фильний попал в плен и сумел бежать лишь благодаря помощи изменника - боярина Жирослава. Мстислав с половцами и Демьян во главе даниилова войска подошли к Галичу, где сидел Коломан. Узнав о приближении русских войск, горожане восстали. Венгры пытались выбраться из города, но горожане избивали их, ловили верёвками их лошадей. Окружённые со всех сторон, лишённые воды, интервенты сложили оружие.

Мощная поддержка горожан и крестьянства обеспечила победу князьям: по всей стране поднялось народное восстание против захватчиков, в ходе которого "вси бо Угре (венгры. - В. П .) и Ляхове убьени быша, а инии яти быша, а инии бегающе по земле истопоша, друзии же смерды избьени быша". В 1221 г. была одержана блестящая победа. Удалой опять стал княжить в Галиче. Пленный Коломан был отправлен в Торческ. Король, занятый сложной борьбой со знатью, был не в силах помочь ему. Лешко Белый, напуганный успехами князей, поспешил заключить союз с Даниилом и даже помог последнему воссоединить земли белзские и червенские.

В 1223 г. татары совершили свой первый набег на Русь. И Мстислав и Даниил были активными участниками битвы на Калке. 18-летний Даниил первый начал битву с татарами и опрокинул их авангард. Копьём он был ранен в грудь, но не оставил поля боя, "бе бо дерз и храбор", - говорит о нём очевидец. Лишь по окончании кровопролитной сечи Даниил добрался до ручья, где, наконец, промыл свои раны, а затем отправился в отчину. Мстислав с дружиной также возвратился к себе в Галич.

Вскоре, однако, Удалой, поддавшись интригам бояр и поддерживавшего их Александра Белзского, старого врага Даниила, связанного с поляками, у которого Даниил отнял Белз. поссорился с Даниилом и даже заключил договор с королём Андреем II. [40]

По этому договору, Венгрия обязывалась не вмешиваться в галицкие дела при жизни Мстислава, но за это третий сын короля, Андрей, должен был получить в жёны дочь Мстислава, город Перемышль в держание и по смерти князя Галицкого занять его место.

Даниил Романович, отлично понимавший, что этот договор - дело рук венгерских агентов, добился встречи с погорячившимся Мстиславом в гор. Перемиле, где полюбовно договорился с ним (1225 г.). Увидев, что поссорить Мстислава с Даниилом не удалось, королевич Андрей, по приказу отца, начат стягивать в Перемышль венгерские полки; сюда же, покидая Удалого, тайно стали собираться и провенгерские бояре; по секретному уговору, в Перемышль пришла и польская рать, присланная Лешко и руководимая воеводой Пакославом.

Выбрав удобный момент, соединённые силы врага неожиданно вторглись во владения Мстислава, начав седьмой по счёту поход на Галич. Они без труда овладели городом Звенигородом, сданным Судиславом, затем заняли города Теребовль и Тихомль, разоряя и грабя сёла вокруг них.

Ополчение гор. Кременца дало отпор захватчикам и вынудило их отступить к Звенигороду. Здесь враги стали накапливать силы для новых ударов. Мстислав Удалой срочно отправил посла во Владимир к несправедливо обиженному им Даниилу с просьбой: "не отступай от мене". Даниил велел передать: "Имам правду в сердци своемь" - и приказал пешкам; выступать на помощь Удалому. В первой же крупной битве русские наголову разгромили иноземцев и "гнаша по них до станов королевых, секуще и".

Видя провал всего дела, королевич Андрей, по словам летописца, "смятеся умом и пойде из земли борзо". Романовичи советовали Мстиславу отрядить погоню за ним, но бояре, в частности Судислав, отговорили Мстислава от этого, "бе бо имеашеть лесть во сердци своемь, не хотяше бо пагубы королеви, имеаше бо в немь надежду велику". Королевичу Андрею удалось добраться до венгерской границы. Видя, что им больше делать в Галичине нечего, Даниил и Василько возвратились на Волынь.

Однако князь Мстислав попрежнему оставался беспомощным орудием в руках бояр, которые направляли и после этого политику галицкой земли и распоряжались вечем. Они в конце концов добились того, что больной и уставший от интриг Мстислав отдал и дочь и Галич Андрею, а сам удалился в конце 1227 г. в гор. Торческ.

В это время Даниил укреплял свои волынские земли: строил города, вежи и башни. Он присоединил к своим владениям Луцк и с боем занял Черторыйск, захваченный пинскими князьями.

В 1227 г., когда умер князь Лешко Краковский, Даниил Романович, помогая его брату Конраду Мазовецкому занять краковский стол, совершил вместе с ним поход в глубь Польши до гор. Калиша (летописец отмечает, что со времён (Владимира I ни один из князей русских в тех краях не бывал) и занял его после упорного боя. Тыл был обеспечен.

Рубрика: Статьи.