В.Т. Пашуто. Даниил Галицкий. Часть 1

I

Княжество Галицко-Волынское занимало территорию, шедшую от северовосточных склонов Карпат, располагалось в бассейне рек Днестра, Прута, Верхнего Сана, простиралось на юге до Чёрного моря и Дуная, а на севере охватывало верхнее и среднее течение Западного Буга, Стыри, Горыни и верховьев Припяти.

Галицко-Волынская земля была одной из богатейших частей Руси. Через всю территорию этого княжества издревле проходил второй путь - "из варяг в греки": Балтийское море - Висла - Западный Буг - Днестр - Чёрное море. Вдоль него расположились крупные города: Галич, Владимир, Дорогичин и др. По этому пути Юго-западная Русь торговала с Торном и Данцигом на севере, а на юге её торговые ладьи ходили от устья Днестра к Дунаю в гор. Галац (Малый Галич), где на них погружали греческие и иные товары. Выйдя в Чёрное море, суда направлялись либо в Византию либо в Судак и Херсон, а с уменьшением роли последнего - в Чембалу (Балаклава), Каламиту (Инкерман), Феодоро (Манчун) или же, поднимаясь по Днепру, плыли в Киев. Крупнейшие торговые колонии на Чёрном море - Кафа и Тана - направляли по описанной речной системе свои товары через Белгород на Львов и далее - в Северозападную Европу1 .

Широкая русская колонизация прибрежий рек Днестра, Прута и Серета (с выходом к устью Дуная и в Чёрное море) создала тут многие города: Дрествин, Черн, Белгород, Романовторг и др. Несколько позже русские насельники освоили низовья Западного Буга (Подляшская земля) на севере и возвели там такие города, как Берестье, Дорогичин, Каменец, Вельск, позднее Холм.

Обширная водная система (более 4800 рек) на Волыни и в Полесье (территория Туровского, Пинского и Киевского княжеств) привела к процветанию широкой поречной торговли внутри княжества. На галицком увозе2 можно было видеть суда, груженые греческим словиром, винами, пряностями, шелками, венгерским стеклом, серебром, мрамором, чешским оловом, французским скарлатом (сукно красного цвета), польскими "златыми шеломами и сулицами и щитами", воспетыми ещё в "Слове о полку Игореве", и другими венецианскими, болгарскими и прочими товарами. Не случайно археологи говорят нам об обилии греческих, англо-саксонских, чешских, татарских, куфических и прочих монет на Волыни и в Галиции. Половцы пригоняли табуны коней; лучшие "актазы" кочевников и "фари" венгров попадали к князьям и боярам. Обратно суда уходили, наполненные солью, мёдом, хлебом, произведениями ремесла и т. п. По суше эти товары отправлялись на Пешт (Буду), Остригон, Прагу через (Краков), Троппау, Бреславль, Эрфурт, Регенсбург и многие другие города. Постоянное пребывание в Галицко-Волынском княжестве купцов киевских и новгородских разумеется само-собой.

К XIII в., с засорением торгового пути по Днепру, западный путь "в греки" стал главным. Не только греческие, но и русские товары направлялись в Крым и Тану и распространялись отсюда далее, минуя Киев. Так, находясь на пересечении многочисленных водных и сухих путей, шедших во всех направлениях, Галицко-Волынское княжество тесно вплеталось в международную торговую систему.

В былинах Галицко-Волынская Русь не случайно выступает перед нами как страна сказочных богатств. В ней процветали земледелие, бортничество, охота, которая при обилии разнообразнейшего зверя приносила немалый доход князьям (в определённых местах было установлено "ловчее"), рыболовство (сотни галицких рыболовов промышляли на Днестре). Коломыйской, удечской, перемышльской солью Галицко-Волынское княжество снабжало Киевщину, а также и западных соседей. Торговля солью приносила крупный доход князьям; с коломыйской соли доход получал сам князь Даниил.


1 Фактическую аргументацию приводимых положений см. в нашей работе "Галицко-Волынское княжество времён Даниила Романовича". "Учёные записки" Ленинградского университета N 67. Вып. 7-й. 1941.

2 Место причала и выгрузки судов.


[37] В XIII в. в Югозападной Руси господствовало земледелие интенсивного характера, правда, со значительными остатками подсечного хозяйства. В неурожайные годы Галицко-Волынская Русь снабжала хлебом соседей, например ятвягов. Летопись ещё в XI в. отметает широко развитое скотоводство; обилие разных видов скота подтверждено археологией и для XIII века.

К этому же времени достигло большого развития ремесленное производство, снабжавшееся железом с берегов Гнилопяти и Тетерева и отчасти рудами и свинцом из рудников городка Родно, на границе Трансильвания. Крупнейшими центрами ремесла были Холм, Львов, Владимир.

Широко было развито судостроение: в 20-х годах XIII в. сотни судов одновременно выходили в море. Большого размаха достигло и градостроительство; имена таких городовиков, как "муж хитрый" Олекса, сохранены нам летописью. Блестящее развитие получила также архитектура; замечательные храмы и дома художественно отделывались галицким белым и холмским зелёным камнем. Искусные мастера по золоту украшали эти постройки изнутри. При Данииле летописью отмечен такой мастер - Авдей.

Развитие ремесла стимулировало развитие торговли и денежного обращения. Преследуемые врагами у себя на родине, перебирались в Галичину купцы армянские. Свободно владея восточными языками, они успешно вели посредническую торговлю и осели в таких городах, как Луцк, Львов, позднее Могилёв на Днестре, Каменец-Подольск. Еврейские купцы передвинулись на Волынь. В XIII в. мы их встречаем в гор. Владимире.

После татарского нашествия масса ремесленного люда из восточных русских и иностранных земель, по приглашению Даниила, переселилась в Галицко-Волынскую Русь. Известно, что в 1243 г. Даниил договорился с ханом Бату и последний дал разрешение на переселение сотни семейств караимов из Крыма в Галич для продолжения торговли. Экономические связи галицко-волынских земель с международным рынком установились весьма рано.

Всё это вело к тому, что разложение родоплеменных отношений и возникновение феодализма произошли здесь раньше, чем: в ряде других областей Руси. Рост экономической мощи боярства сопровождался ослаблением княжеской власти; следствие неудач народных движений и их подавления, оно проявилось уже во времена Осмомысла. Естественно, что когда князья Роман, а затем его сын Даниил начали укреплять княжескую власть и её военные силы, опираясь на ремесленно-торговые и крестьянские слои (смерды - "пешци") населения, они столкнулись с местным боярством. Сила его непрестанно возрастала, так как боярство накапливало земельные владения и вело торговлю.

Отдаление ремесла от сельского хозяйства при выгодном географическом и сырьевом положении края сравнительно быстро увеличило торгово-ремесленный слой населения, и в XIII в. он сыграл видную роль в борьбе с иноземной интервенцией. Следствием роста городов явилось пробуждение вечевой деятельности главных городов; их Бечевые решения были обязательны для всей зависимой от них территории. Княжеская власть, в данном случае Даниил, чья боярская дружина в силу изложенных причин была малочисленной и ненадёжной, начала борьбу с непокорным боярством, при этом князь опирался именно на возросшее значение городов и на нараставшую силу протеста смердов против бояр, которые грабили их и захватывали общинные земли.

Наиболее крепкая экономически часть боярства, которая владела целыми областями с городами, не желая уступать своих прав и владений, повела ожесточённую борьбу с князем и силами, его поддерживавшими. В ходе борьбы эта часть боярства привлекла в свой лагерь иноземных захватчиков-немцев, венгров, татар и иных.

Наконец, отметим укрепление при Романе и Данииле княжеского административного аппарата. Когда в 1242 - 1243 гг. крестьяне восстали против засилья бояр, то князь Даниил отправил своего чиновника, "печатника" Кирилла, который "исписал" боярские провинности и "утишил" землю, распространив на неё княжескую юрисдикцию (подобно тому, как это делал князь Всеволод на северовостоке); следствием этих мер была широкая поддержка, полученная княжеской властью от смердов, в борьбе с боярской крамолой и интервенцией. Князь Даниил лично "уставлял" земли в Бакоте, долго бывшие в хищных руках бояр. Возросло значение таких лиц княжеской администрации, как дворский, тысяцкий, сотский.

Рубрика: Статьи.