В. Ф. Семенов. Венгерская Золотая булла 1222 года. Часть 4

4

Золотая булла поднимала значение венгерского рыцарства, закладывая юридические основы его социально-политических привилегий. «В Золотой булле servientes добились таких прав, которые ранее принадлежали одним магнатам», — правильно подытоживает борьбу 1222 г. «История венгерского народа»58. Одновременно булла оформляла привилегии и магнатства. По существу Золотая булла 1222 г. и была выражением политического компромисса, заключенного между двумя прослойками дворянства: высшего — знати — и низшего — рыцарства. Феодальный характер буллы 1222 г. ясен и для буржуазных исследователей. Анализируя Хартию 1222 г., Шайу в своем труде писал: «Она [Золотая булла] не уничтожила феодального режима, который уже до этого существовал в Венгрии, она даже не задержала его развития. . .» 59.

Однако окончательное превращение обоих слоев венгерского феодального дворянства в закрытую привилегированную корпорацию произошло все же не сразу. Прошло еще несколько столетий общественного и политического развития Венгрии, когда наконец венгерский господствующий класс феодалов окончательно оформился как единый привилегированный класс, противостоявший массе бесправного закрепощенного и полузакрепощенного крестьянства и массе городского населения. Последующее венгерское законодательство, ссылающееся обычно на текст Золотой буллы 1222 г., свидетельствует об этом процессе углубления социальных противоречий и о резком разделении венгерского общества на антагонистические классы. Уже второе издание Золотой буллы 1231 г. ясно обнаруживает эту тенденцию.

Подобно Иоанну Безземельному в Англии, не желавшему выполнять статьи Великой хартии вольностей, Андрей II также стремился уклониться от выполнения нанизанных ему Золотой буллой обязательств. Папа Гонорий III всецело поддерживал короля в этом намерении, объявив, что булла является «нарушением справедливости, разрушением мира, ослаблением мощи короля...»60. Папа освободил короля от [95] данного им с 1222 г. обещания и пригрозил отлучением тем, кто захотел бы силой принудить короля к осуществлению статей Золотой буллы. Встревоженная выступлением рыцарства знать на короткое время сплотилась вокруг короля и с своей стороны противилась проведению в жизнь ряда постановлений буллы. Период 1222—1224 гг. был временем настоящего всевластия знати. Вновь назначенный в качестве главного министра Дионис, сын Апода, продолжал снова политику взимания многочисленных налогов, как будто Золотой буллы и не издавалось. Знать продолжала по-прежнему захватывать коронные земли, используя затруднения короля. Процесс закрепощения простых йобагионов — castrenses — продолжался и вызывал ответное движение как йобагионов, становившихся «новыми крепостными», так и «старых крепостных», закрепощенных ранее и подвергавшихся теперь усиленной эксплуатации. В период 1222—1224 гг. в стране происходило особенно много крестьянских побегов, имели место нарушения права собственности, разрозненные местные восстания и всякого рода местные столкновения крестьян с землевладельцами, что нашло свое отражение в особенном увеличении числа судебных дел для этого периода 61. Ненавистных сборщиков налогов население на местах часто убивало, расправляясь с ними самосудом 62.

Авторитет короля Андрея II не мог, естественно, усиливаться в этих условиях. Значительная часть королевства управлялась «молодым королем», принцем Белой, который, кроме Хорватии с Далмацией, получил в управление также Трансильванию. К концу 20-х годов к нему перешли еще некоторые земли. Под контролем Андрея II оставалась в конце концов совсем незначительная территория. Дионис вынужден был уйти в отставку.

Опираясь на восточных ишпанов и на рыцарство, Бела повел в 1229— 1230 гг. довольно крутую политику возвращения в казну всех подаренных его отцом знати королевских имений. Самый термин «дарение навеки» (donatio in perpetuum) был объявлен Белой «ложным и недействительным». Таким образом, Бела сделал попытку ослабить верхушку знати. По это привело лишь к тому, что большинство знати быстро покинуло его и перешло ко двору «старого короля».

Андрей II официально объявил о том, что он снова берет в свои руки управление всем королевством. Снова — в третий раз — к власти пришел ненавистный широким кругам населения Дионис. Страна опять оказалась накануне междоусобной войны. Так как настроение низших «замковых людей», а также и поведение крепостного крестьянского населения внушали обоим королям, знати и высшему духовенству большие опасения, господствующий класс феодалов решил пойти на некоторые уступки недовольным. Епископы поспешили примирить «старого» и «молодого» королей. Папа Иннокентий IV предложил Андрею II подтвердить Золотую буллу, дополнив ее некоторыми новыми статьями.

В 1231 г. была издана вновь Золотая булла, состоявшая теперь уже из 35 статей и санкционированная церковью. По сравнению с текстом Золотой буллы 1222 г. текст Золотой буллы 1231 г. еще сильнее обнаруживает компромисс между знатью и рыцарством, а высшему духовенству предоставляется еще более значительное, чем это было в 1222 г., участие в политической жизни. В ряде статей булла 1231 г. уточняла и конкретизировала права servientes regis, упоминая в некоторых статьях и простых йобагионов. Так были уточнены в статье 15 новой буллы военные [96] обязанности servientes, касавшиеся заграничных походов. Военная служба вне Венгрии целиком перелагалась на ишпанов (с их гарнизонами из jobbagiones castri), наемников (stipendiarii) и тех, кто получил крупные пожалования (amplas possessiones). Вновь подтверждалось свободное состояние всех jobbasrioiies castri (ст. 27), население комитатов освобождалось от строительных и оконных работ на короля (ст. 28), из королевских налогов обязательным оставалась лишь одна двадцатина (ст. 29). Сарацинам и евреям запрещалось занятие всех государственных должностей, включая и право собирания налогов, что фактически означало вообще отмену старой системы налогов, собиравшихся посредством откупщиков-иностранцев (ст. 31).

Но и знать по булле 1231 г. получала важную уступку. Все земельные дарения, которые от нее пытался отобрать Бела, были полностью оставлены за нею. «Все, что нами или сыновьями нашими было конфисковано без суда, начиная с XVII года нашего царствования [т. е. с 1222 г.], должно быть полностью восстановлено» (ст. 5).

Как уже указывалось выше, Золотой буллой 1231 г. признавалась громадная политическая роль за церковью. Церковь в лице прелатов получила право участия в сеймах (ст. 2). Последняя статья (31-я по тексту 1222 г. и 35-я по тексту 1231 г.) была изменена в том смысле, что в качестве гарантий соблюдения хартий королем устанавливалось уже не восстание подданных, а церковное отлучение (vinculum excommunitionis). Тем самым церковь превращалась в высшего арбитра в споре короля с его подданными. Политическое усиление высшего духовенства означало фактически также аристократизацию Золотой буллы. Епископы и прочие прелаты были прямыми союзниками светских магнатов.

Золотая булла 1222 г., подтвержденная королем в 1231 г. в новой редакции, имела большое значение для оформления феодально-сословных прав и привилегий дворянского сословия в Венгрии. Движение 1222 г., начавшееся как движение венгерского рыцарства против олигархии знати, привело к уступкам со стороны ишпанов рыцарям важных социальных и политических прав, что привело к включению последних в состав сословия феодалов в качестве младших, «меньших» знатных (nobiles minores). Политический компромисс 1222 г. был повторен и усилен в 1231 г., причем права церкви были также увеличены. Последующие события в развитии феодальной Венгрии XIV—XVI вв. еще теснее сплотили знать и рыцарство в одно общее феодально-привилегированное сословие, которому противостояла масса бесправного крепостного крестьянства и лишенных политического влияния горожан.


Комментарии

58. А Magyar nep toertenete… , о. 44.

59. E. Sayons Histoire generale des Hongrois, p. 120.

60. B. Homan. Geschichte des ungarischen Mittelalters, Bd. II, S. 86.

61. B. Homan. Geschichte des ungarischen Mittelalters, Bd. II, S. 88-89.

62. E. Sayons Histoire generale des Hongrois, p. 122.

Рубрика: Статьи.