Песнь о крестовом походе против альбигойцев. Лесса 1

 

Гильем из Туделы начинает песнь о бедствиях ,  ожидающих Альбигойский край

 

 

 

 

5

 

 

 

 

10

 

 

 

 

15

 

 

 

 

20

 

 

 

 

25

 

Во имя Отца, Сына и Святого Духа

Тут начал книгу1  мэтр Гильем, приятную для слуха.

Он клирик был из Туделы, знал грамоту неплохо;

Ему всегда была чужда мирская суматоха.

Хотя в монашестве Гильем был рад и хлеба крохам,

Но Монтобанский монастырь он вспоминал со вздохом,

Прожив в тиши двенадцать лет. Увы! По звездным знакам2

Гильем узнал, что в сем краю жизнь завершится крахом.

Все те, кто вере изменял, умрут и станут прахом,

Огонь богатство горожан сметет единым махом,

И будет горожанам мила одна рубаха,

И рыцари в изгнанье уйдут отсель из страха,

В заботе и печали по свету мыкать лихо...

И вот из Монтобана Гильем уехал тихо3

И к графу Бодуэну4 — храни, Исусе, графа! —

Он в Брюникель приехал, сам нищ, как божья птаха.

Сент-Антоненский монастырь стал домом для монаха;5

Ему мирволил мэтр Тесин;6 и дружбой без огреха

Дарил сеньор де Пуатье7 в залог его успеха.

Гильем сложил и записал всю эту песнь8 без спеха,

Хоть в ней была заключена для прочих дел помеха,

Ведь он трудился день-деньской и даже спал вполуха.

Узнайте ж, люди! Эта песнь — больших событий веха;

Гильема тяжкие труды не стоили б ореха,

Когда бы вы, как в балаган, пришли сюда для смеха.

Глупец, кто этот добрый стих сравнит с докучной мухой!

Ведь тот, кто книгой был тяжел, ей стал и повитухой...

А тот, кто этих строк не зрел или чье ухо глухо,

Не сложит мнения о ней.

 

 

1  ...начал книгу... — В оригинале: «Начинается песнь...» («Comensa la cansos...»). В лессе 9 (ст. 23) автор, клирик Гильем, уточняет, что начал «складывать песнь» в 1210 г.  в Монтобане. Завершил свою работу он, скорее всего, в 1213 г.

2  Звездные знаки. — В оригинале — geomancia (геомантия), один из древнейших способов прорицания, пришедший в Европу с арабского Востока и основанный на толковании расположения точек на песке, камешков, брошенных на плоскость, и т. п. Известны два окситанских трактата нач. XIV в., посвященные данному способу прорицания (см.: Contini G. Un poemetto provenzale di argomento geomantico. Fribourg, 1940 (Collectanea Friburgensia. Fasc. 36. N.S. 27); Poeme sur les signes geomantiques en ancien provencal / Publ. par Th. Ebneter. Lausanne, 1955).

3  ...из Монтобана Гильем уехал тихо... — Предположительно летом или осенью1211 г., когда Монтобану стала угрожать армия Монфора, Гильем переехал в Брюникель, пожалованный Бодуэну Раймоном VI.

Граф Бодуэн (ок. 1165—1214) — младший сын графа Тулузского Раймона V (1134—1194) и Констанции Французской (1128—1176), сестры короля Людовика VH; брат Раймона VI. Воспитывался во Франции, куда удалилась его мать, расставшись с Раймоном V. Считая, что брат обошелся с ним несправедливо, не выделив ему апанажа (т. е. части домена или доходов, выделявшейся феодальным сувереном своим младшим братьям или сыновьям), он в 1211 г., во время обороны замка Монферран, вступил в переговоры с Монфором и перешел на его сторону (см.: лесса 74, ст. 20— 28); участвовал в битве при Мюре (см.: лесса 139, ст. 52). 17 февраля 1214 г., попав в засаду, был захвачен людьми графа Тулузского и препровожден в Монтобан, где прибывший в город Раймон VI приказал повесить предателя. Автор «Песни», которому граф оказывал покровительство, ни словом не намекает на его печальный конец, из чего делается вывод, что писать Гильем закончил до 1214 г.

5  ...Сент-Антоненский монастырь стал домом для монаха... — Имеется в виду бенедиктинский монастырь, основанный в VHI в. на слиянии рек Аверон и Боннет, куда, по преданию, прибыла лодка с останками святого мученика Антония. Впоследствии вокруг вырос одноименный город. Летом 1212 г. Монфор захватил Сент антонен и передал его во владение графу Бодуэну, который способствовал назначению Гильема каноником в тамошний монастырь.

6  Мэтр Тесин — каноник из Генуи, затем епископ Агда (с 1215 г.); в 1209 г. вместе с папским нотарием Милоном был отправлен Иннокентием Ш легатом на юг Франции; после смерти Милона (в декабре 1209 г.) занял его место.

7  Сеньор де Пуатье — Жауфре де Пуатье, которого автор «Песни» называет воспитателем юного Раймона VII (см.: лесса 38, ст. 11); перешел на сторону французов в одно время с графом Бодуэном. Говоря о том, что сеньор де Пуатье дарил его «дружбой без огреха», Гильем намекает, что Жауфре оказывал ему покровительство.

8  Песнь. — Гильем называет свое сочинение «песнь», тем самым утверждая, что, оно, подобно французскому героическому эпосу, предназначалось не только для декламации, но и для песенного исполнения.

Рубрика: Альбигойцы.