И. Г. Коновалова. Северное Причерноморье в арабской географической литературе XIII - XIV веков. Часть 3
Наименование "Черное море" впервые в арабской географической литературе употребляется в сочинении Абу-л-Фиды, а также в космографии его современника и земляка Шамс ад-дина Мухаммада ад-Димашки. По своему происхождению это наименование, по всей вероятности, является арабской калькой турецкого гидронима Karadeniz, вошедшего в употребление в XIII веке29 . О хорошем знакомстве Абу-л-Фиды с турецкой топонимикой Причерноморья говорят приводимые им турецкие наименования причерноморских городов Малой Азии - Стамбула, Синопа, Самсуна, Трабзона, а также Северного и Северо-Западного Причерноморья (ал-Азак, ал-Кирим, ат-Таман, Сару-Карман, Акджа-Карман, Сакджа).
Абу-л-Фида почти не пользуется традиционным для арабо-персидской географии наименованием Черного моря Ниташ и приводит его как анахронизм, служивший, как он полагает, для обозначения Черного моря в древности. Этот факт мог быть известен Абу-л-Фиде, по всей вероятности, из статьи в словаре Йакута или непосредственно из сочинения ал-Бирунй, на которого ссылается Иакут. Еще одно приводимое Абу-л-Фидой наименование Черного моря - "Армянское море" - встречается в сочинении автора начала X в. Ибн Русте. Абу-л-Фиде это наименование было известно, скорее всего, из историографической традиции, а в его время уже вышло из употребления и потому показалось географу сомнительным. Приводя это название, Абу-л-Фида добавляет обычную арабскую формулу, произносимую при сомнении в достоверности известия. Наконец, в основном тексте своего сочинения Абу-л-Фида приводит еще одно название Черного моря - "Хазарское"; оно, несомненно, также было заимствовано им из традиционной арабской географической номенклатуры, поскольку фигурирует в "Упорядочении стран" лишь однажды, в цитате из сочинения Ибн Са'ида30 .
В сочинении Абу-л-Фиды имеется множество сообщений о городах Северного Причерноморья. Приводимые им данные о городах этого региона основаны на сведениях, полученных географом от современных ему мусульманских информаторов. О том, что Абу-л-Фида в характеристике Северного Причерноморья опирался на мусульманские источники и не использовал сведения европейских мореплавателей, говорит топонимика - преимущественно тюркская - его известий, касающихся причерноморских городов.
Сведения Абу-л-Фиды о городах Крымского полуострова по полноте превосходят описания населенных пунктов Крыма, оставленные европейскими и арабскими путешественниками XIII - XIV веков. В "Рассказе о северной части Земли" имеется общее описание крымских городов: "Ал-Кирим - это название области, которая охватывает около сорока городов. Самые известные из них - Сулгат, Судак и ал-Кафа. (Наименование) "ал-Кирим" иногда применяется и по отношению к Сулгату. Сулгат, ал-Кафа и Судак (расположены таким образом, что) образуют треугольник. Сулгат находится к северо-западу от ал-Кафы, а от Судака - к северо-востоку; ал-Кафа лежит по направлению к востоку от Судака. Все эти три города располагаются на расстоянии в один день пути друг от друга. Сару Карман лежит по направлению к западу от этих трех городов. Между Сару Карманом и Судаком около пяти дней (пути)". Кроме того, Абу-л-Фида дает характеристики отдельных городов Крымского полуострова, основанные, как и приведенное выше сообщение, на устных свидетельствах. Ему было известно, что административно-политическим центром золотоордынских владений в Крыму был город Солхат: "Сулгат - это город (именуемый также) ал-Кирим. Ал-Кирим - название области, но оно применяется и к Сулгату, так что, когда говорят "ал-Кирим", подразумевают не что иное, как Сулгат. Сулгат расположен на расстоянии половины дня (пути) от моря". Сообщение о Судаке включает не только современные данные, но и материалы, заимствованные у Ибн Са'ида: "Судак находится у подножья горы, на каменистой земле. Это обнесенный стеной город, жители которого исповедуют ислам. Он стоит на берегу моря ал-Кирим и является торговым портом, соперничающим с (городом) ал-Кафа. Напротив Судака на противоположном берегу моря лежит город Самсун. [99]
Согласно Ибн Са'иду, жители Судака принадлежат к разным народам и вероисповеданиям, но господствующее положение занимают христиане. Город расположен на море Ниташ, плывя по которому купцы могут достичь канала ал-Кустантинийа". Как видно, Абу-л-Фида почти полностью процитировал сообщение Ибн Са'ида о Судаке, опустив лишь данные о маршруте плавания "Судак - Синоп". Вместо этого он включил в сообщение сведения о маршруте "Судак-Самсун", отметив в другом месте своего сочинения, что Синоп был связан с другим крымским портом - Херсонесом31 .
Кроме того, в сообщении Абу-л-Фиды засвидетельствованы изменения в религиозном составе жителей Судака: если в XIII в., согласно Ибн Са'иду, среди городского населения преобладали христиане, то во времена Абу-л-Фиды Судак приобрел облик мусульманского города. Этому способствовал разрушительный поход, предпринятый в августе 1322 г. по указанию Узбек-хана Кара-Булатом. Все христианские церкви в городе были разбиты и закрыты. Весной 1327 г. наместник Узбека Толактемир разрушил городскую цитадель и несколько церквей. Судя по сообщению посетившего Судак в первой трети XIV в. Ибн Баттуты, город был типичным мусульманским центром: путешественник отметил, что город населяли тюрки и незначительное число зависимых от них греческих ремесленников32 .
Еще одни город на южном побережье Крымского полуострова - Кафа - был хорошо известен современникам Абу-л-Фиды. Египетские энциклопедисты Рукн ад-дин Байбарс и ан-Нувайри упоминали о Кафе в связи с походами ордынцев на города Крыма в конце XIII - начале XIV веков33 . Абу-л-Фида отметил значение города как торгового центра, связанного прямым морским маршрутом с Трапезундом: "Город ал-Кафа находится на равнине, на берегу моря ал-Кирим и является торговым портом. На противоположном берегу (моря) напротив ал-Кафы лежит город Трабзун. Ал-Кафа окружена стеной из необожженных кирпичей. Ал-Кафа расположена к востоку от Судака. К северу и востоку от ал-Кафы простирается пустынная степь ал-Кибджак"34 . Под "степью кипчаков" Абу-л-Фида подразумевает степные пространства Крыма, находившиеся под властью монгольских правителей Золотой Орды, но населенные кочевниками, пришедшими в Северное Причерноморье еще в домонгольское время.
Абу-л-Фиде был известен и город Херсонес: "Сару Карман лежит к востоку от Акджа Кармана. Это городок меньший по размеру, чем Акджа Карман. Между Сару Карманом и (городом) ал-Кирим, называемым также Сулгат, около пяти дней (пути). Напротив Сару Кармана на другом берегу (моря) стоит город Синуб"35 . Сообщение о Херсонесе лишний раз говорит о том, что основными информаторами Абу-л-Фиды о городах Крыма были лица, совершавшие путешествия в Золотую Орду. Наименование города было известно Абу-л-Фиде в его тюрском варианте, происходящем от слов сары ("желтый") и керман ("крепость").
Наконец, еще одним портовым городом Крыма, о котором сообщает Абу-л-Фида, была Керчь: "Ал-Карш - небольшой городок, расположенный между (городами) ал-Кафа и ал-Азак, у входа в море ал-Азак. Напротив ал-Карш на другом берегу (пролива) лежит (город) ат-Таман. Ал-Карш находится на северо-западном берегу этого моря, почти на полпути между (городами) ал-Азак и ал-Кирим, ближе к ал-Кирим. Жители ал-Карш - неверные кибджаки"36 .
Абу-л-Фида располагал сведениями не только о портовых городах Крыма, но и о населенных пунктах, лежащих в глубине полуострова. К таковым, помимо уже упомянутого Солхата, относился город Кырк-Ер, нынешний Чуфут-Кале, остатки которого находятся близ Бахчисарая. На протяжении XIII в. городом владели местные аланские князьки. В 698/1298 - 1299 г. город был разрушен в ходе карательной экспедиции Ногая в Крым и, утратив былую автономию, вошел в состав Золотой Орды37 .
Сообщение Абу-л-Фиды о Кырк-Ере относится ко времени автономного существования города под властью местных аланских князей. "Киркри - [100] непокорная и неприступная крепость, находящаяся на горе, куда никто не может подняться. В центре этой горы есть плато, где жители (этой) страны укрываются (во время опасности). Киркри стоит на некотором расстоянии от моря. Жители Киркри принадлежат к народности, называемой ас. Рядом с городом имеется огромная гора, поднимающаяся до неба и называемая Джа-тар-Таг. Ее видно с судов, плавающих по морю ал-Кирим. Киркри находится к северу от Сару Кармана, и между ними около одного дня пути".
Абу-л-Фида также поясняет значение приводимого им тюркского названия города - "сорок мужчин". Очевидно, он просто повторяет слова своего информатора, не имея возможности проверить их точность. По замечанию Бартольда, приводимому Абу-л-Фидой значению названия города ("Сорок мужчин") соответствует не форма Киркри, как пишет географ, а Кирк-эр. Это же наименование истолковывается также как Кир-ор ("Сорок могил"), а на монетах встречается лишь чтение Кирк-ер ("Сорок мест")38 .
Примечания
29. MEHREN A. F. Cosmographie de Chems-ed-din Abou Abdallah Mohammed ed-Dimichqui: Texte arabe. Leipzig. 1923, p. 133, 139, 143, 145, 220; MORDTMANN J. H. Kara deni. - Enzyklopaedie des Islam. Bd. II, p. 781 - 783.
30. ЙАКУТ. Му'джам ал-булдан. Т. 1. Вып. 4. Бейрут. 1955, с. 500 (на араб, яз.); БЕЙЛИС В. М. У. соч., с. 28; Geographie d'Aboulfeda. Texte arabe, p. 203.
31. Ср. замечание Рубрука о том, что между Херсонесом и Солдайей (Судаком) имелось "сорок замков" (ПЛАНО КАРПИНИ ДЖ. История монгалов. - РУБРУК ГДЕ. Ук. соч. 3-е изд., с. 91; Geographie d'Aboulfeda: Texte arabe, p. 39, 200, 215.
32. БАРТОЛЬД В. В. Сочинения. Т. III, с. 490; Voyagesd'lbn Batoutah. - Texte arabe, accompagnie d'une traduction par C. Defrimery et B. R. Sanguinetti. T. II. Paris. 1854, p. 414 - 416.
33. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1: Извлечения из сочинений арабских. СПб. 1884, с. 88 - 89, 111 - 112, 140, 162.
34. Geographie d'Aboulfeda: Texte arabe, p. 215.
35. Ibid.
36. Ibid, p. 217.
37. Geographie d'Aboulfeda. T. II. Premiere partie, p. 319, N 2; ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Ук. соч., с. 89, 112; ЕГОРОВ В. Л. Ук. соч., с. 88.
38. Geographie d'Aboulfeda: Texte arabe, p. 214, 215; БАРТОЛЬД В. В. Сочинения. Т. III. М. 1965, с. 368.
Рубрика: Статьи.