Б. Р. Зориктуев. Монголы и лесные народы (события 1207 и 1217 гг.). Часть 2
Этноним байт отождествим с названием народности байт, живущей в настоящее время на северо-западе Монголии в районе Убса-Нура. Не исключено, что в начале XIII в. кочевья байтов, оказавшиеся в числе покоренных Джучи племен, были расположены перед входом на Саяно-Алтийское нагорье, на водоразделе Селенги и южносибирских рек. Это предположение вполне согласуется с сообщением Рашид-ад-дина о том, что юрты одной из ветвей байтов находились на р. Селенге21.
В письменных источниках не указаны места обитания племен тенлек, тоелес и тас. Однако надо иметь в виду, что в конце XIX в. и в настоящее время среди тувинцев и алтайцев были и имеются сеоки телек, тоелес и тас22. Этнографами подмечена большая устойчивость этнонимов во времени у населения Сяно-Алтая вследствие значительной недоступности и изоляции этой горной системы в прошлом. Учитывая это обстоятельство, можно утверждать, что эти термины восходят к этнонимам "Сокровенного сказания" и были известны в Саяно-Алтае в начале XIII века.
В литературе скудны данные о племени бачжиги. Верояно, прав Г. Е. Грумм- Гржимайло, полагавший, что этноним бачжиги сопоставим с байджигит - названием одного из кара-кирейских родов на северо-западе Монголии. О каракиреях, в состав которых входили байджигиты, известно, что они населяли Северо-Западную Монголию во второй половине XIX в. и были частью тюркского племени кыргыз23. Поскольку нет дополнительных сведений, можно считать, что байджигиты также имели тюркское происхождение и входили в состав кыргызского государства, охватывавшего в IX-Х веках Северо-Западную Монголию. После ухода основной массы кыргызов на Енисей байджигиты могли остаться на своей прежней родине, а в 1207 г. оказаться на пути отряда Джучи и быть завоеванными им.
Итак, содержащиеся в параграфе 239 "Сокровенного сказания" топонимы и этнические названия показывают направление пути войска Джучи. Он пролегал по Северо-Западной Монголии, Юго-Восточной Туве и далее вниз по Енисею, где были приведены к покорности обитавшие там племена. Этот вывод целиком совпадает с данными китайского источника "Шэн ву цин чжэн лу", который, судя по всем параметрам, был написан в XIII веке. В нем указано, что поход монголов во главе с Джучи был направлен на покорение енисейских народов24.
Решение о посылке войска в Северо-Западную Монголию и Саяно-Алтай логически вытекало из отношений, которые сложились у Чингисхана с западно- монгольскими племенами до 1207 г., и той политики, в соответствии с которой он мощь только что созданного им государства направил на завоевание других народов. В 1201 и 1202 годы Чингисхан, борясь за объединение монгольских племен под своей властью, нанес несколько поражений крупной, возглавляемой Джамухой, противоборствующей группировке, состоявшей из более чем десяти племен. Часть разбитых племен успела спастись бегством: ойраты во главе с Худуха-беки, относившиеся в оппозиции к числу наиболее могущественных племен, ушли в долину Шихшита, меркиты двинулись к Селенге, тайджиуты - вниз по Онону и т. д.25.
В 1207 г., чтобы окончательно покорить ойратов и заодно другие западно- монгольские племена, Чингисхан послал в направлении Шихшита войско под командованием своего старшего сына Джучи. По выполнении этого задания Джучи, преследуя цель расширения зоны господства монголов, должен был дойти до Енисея, продвинуться вниз по этой реке [122] и подчинить обитавшие там лесные тюркские племена, что и было им сделано.
Что касается племен Баргуджин-Токума, то с ними, по данным "Сбор-кика летописей", правящая монгольская династия поддерживала давнюю традицию мира и родства. Вступая в отношения "анда-худа", обе стороны становились названными братьями, свойственниками, равноправными партнерами; мужская часть населения Баргуджин-Токума получала, кроме того, право нести службу в войсках и личной гвардии Чингисхана. Тут уместно привести слова самого Чингисхана и характеризующие его отношение к Баргуджин-Токуму: "Каждый мальчик, родившийся в местности Баргуджин-Токум... будет мужественным и отважным, сведущим и сметливым (от природы) без наставлений и выучки. И каждая девочка, которая там родится, будет хороша и прекрасна лицом без убранства, причесывания (машат) и румян и будет безмерно искусна, проворна и добродетельна". В период возвышения Чингисхана племена Баргуджин-Токума добровольно признали его власть. Это делало ненужной отправку туда воинского отряда, поэтому Чингисхан ограничился засылкой послов к баргутам - ведущему и наиболее крупному племени, по названию которого другие обитатели Баргуджин-Токума тоже назывались баргутами. Около 1201 г., когда Чингисхану подчинились кунгираты, в Баргуджин-Токум в качестве послов прибыли братья Турукаджар-багатур и Сартак-багатур из племени элджигин. Прибыв туда, они "в силу ярлыка Чингисхана... подчинили племя баргут". Получив от главы баргутов Кадан-Айин подтверждение о признании власти Чингисхана, Турукаджар и Сартак заключили с ним дружественный союз. Они поклялись друг другу в верности, говоря: "Мы будем как один род (уруг) и братьями друг другу". Приведенный материал с большой долей вероятности дает основание предположить, что в самом начале XIII в. племена Баргуджин-Токума вошли в состав складывавшегося монгольского государства. Вероятно, именно в таком контексте следует понимать сообщение Рашид-ад-дина, что Чингисхан по справедливости назначил баргутов в свою страну26. Что касается бытующей и поныне точки зрения о нашествии монголов в Баргуджин-Токум и их жестоком обращении с местным населением, то она, в свете изложенных фактов, выглядит безосновательной.
Но тем не менее, если вторжения войска Джучи в Баргуджин-Токум не было, то о каких же тогда бурятах идет речь в "Сокровенном сказании"? Для того чтобы разобраться в этом сложном вопросе, необходимо привести текст летописи: "В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к лесным народам... Прежде всех явился с выражением покорности ойратский Худуха-беки. Явившись, он стал провожатым у Чжочия... и ввел в Шихшит. Подчинив ойратов, бурятов, бархунов, урсутов, хабханасов и тубасов, Чжочи подступил к тумен- киргизам"27. Данный отрывок совершенно четко показывает, что Джучи со своим войском вошел в Шихшит, а затем подступил к кыргызам, то есть к Хакасско-Минусинской котловине. Другими словами, он прошел по долине р. Шихшита, а затем по территории Тувы, покорив по пути ойратов, хабханасов, тубасов и другие племена, но, надо полагать, только не бурят, потому что тех ни в Шихшите, ни в Туве никогда не было. Вначале мы предполагали, что термин буряты мог появиться в "Сокровенном сказании" в результате искажения первоначального слова при переписках и переводах летописи. Такое, нам казалось, могло случиться в эпоху китайской династии Мин (1368-1644гг.), потому что в это время, как принято считать, летопись была затранскрибирована китайскими иероглифами и переведена на китайский язык28. Мы полагали вполне приемлемой гипотезу, что войском Джучи могли быть покорены не буряты, которые в то время не представляли собой сформировавшийся этнос и, главное, никогда не жили на Енисее, а какое-то другое племя с похожим названием. Мне представлялось, что им могло быть монгольское племя бурут, которое, как свидетельствует летописный материал, относилось к числу непримиримых противников Чингисхана и входило во враждовавшую с ним группу племен во главе с Джамухой29. В источниках[123] не сообщается, куда ушли буруты после разгрома оппозиции. Но вполне возможно, что они вместе с ойратами переместились к Шихшиту, где в 1207 г. окончательно подчинились Чингисхану. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в настоящее время буруты рассеяно живут на северо-западе Монголии среди байтов, дэрбэтов, торгоутов, хотонов, а также алтайцев и хакасов. Такую гипотезу, что термин бурят является поздним включением в текст "Сокровенного сказания", мы высказали в своих работах.
Однако обращение к трудам Потанина и военного топографа П. Орлова вынудило внести в предложенную гипотезу соответствующие коррективы. Со слов северо- западных монголов и в ходе собственных изысканий эти исследователи выяснили, что в водораздельном хребте, отделяющем систему Верхнего Енисея от западных притоков Селенги, находится гора Улан-Тай, с которой стекает р. Тельгир. Один из притоков этой реки, протекающей недалеко от рек Шибир и Шихшит, называется Бурят30. Выше уже отмечалось, что в 239 параграфе "Сокровенного сказания" перечисляются не только покоренные Джучи племена, но и указываются названия местностей, где он проходил со своим отрядом. Становится очевидным, что монголы в ходе военной экспедиции 1207 г. были на р. Бурят, название которой авторы (или автор) "Сокровенного сказания" ошибочно приняли за этноним и в таком качестве ввели в летопись. В дальнейшем это привело к тому, что и поздние монгольские летописцы, в значительной мере черпавшие материал для своих произведений из "Сокровенного сказания", и тем более современные исследователи также стали считать слово Бурят этнонимом, названием народности бурят.
Самым существенным следствием неверной интерпретации гидронима Бурят явилось закрепление в историко-этнографической литературе ошибочного представления о существовании в XIII в. этнонима бурят и, соответственно, бурятской народности, героически сражавшейся с полчищами Чингисхана. Вопрос об этимологии этнонима бурят нами рассмотрен в специальной статье. Суть его сводится к следующему. В ойратских, тибетских, русских и других письменных источниках XVII-XVIII вв. в качестве общего наименования основных племен Предбайкалья упоминается термин бурат. Данный факт свидетельствует о том, что слово бурат, устойчиво бытовавшее по меньшей мере до середины XVIII в., было названием существовавшего там племенного союза и праформой известного ныне этнонима бурят (по-бурятски буряад). В этой связи важно, что в настоящее время ойраты Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая и некоторые группы населения Западной Монголии бурят по-прежнему называют их старым именем бурат. В основе названия бурат (стало быть и современной его формы бурят) лежит монгольское слово бураа ("лес"), которое с суффиксом -д, обозначающим групповую совокупность людей, означает "люди леса". Термин бурат адекватен понятию "лесные племена", которым степные монголы называли население у Байкала. После проведения в 1727г. русско- монгольской границы и окончательного закрепления Предбайкалья и Забайкалья в составе России стала складываться бурятская народность. В новых условиях название бурат трансформировалось в окончательную форму бурят, которая в качестве названия единой народности объединила все население по обе стороны Байкала.
После того, каж Джучи покорил племена Тувы и подошел к Хакасско-Минусинской котловине, к нему с выражением покорности явились кыргызские князья Еди-Инал, Алдиер и Олебек-дигин, хотя до этого они неоднократно отказывали выполнить требования Чингисхана подчиниться монголам31.
Примечания
21. РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч. Т. 1, кн. 1, с. 175.
22. ПОТАПОВ Л. П. Ук. соч., с. 186; САВИНОВ Д. Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л. 1984, с. 49; ПОТАНИН Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV. СПб. 1883, с. 1.
23. ГРУММ-ГРЖИМАЙЛО Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. 2. Л. 1926, с.417.
24. КАФАРОВ П. Ук. соч., с. 91.
25. РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч. Т. 1, кн. 2, с. 121, 122; КОЗИН С. А. Ук. соч., ? 144.
26. РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч., Т. 1, кн. 2, с. 264, 166, 117.
27. КОЗИН С. А. Ук. соч., ? 239.
28. БИРА Ш. "Сокровенное сказание монголов" - великий исторический и письменный памятник. Улан-Батор. 1990, с. 2.
29. РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч. Т. 1, кн. 2, с. 88.
30. ПОТАНИН Г.Н. Ук. соч. Вып. 1. СПб. 1881, с. 271; Топографическое описание пути, пройденного на Северо-Западной Монголии в 1879г. штабс-капитаном корпуса военных топографом П. Орловым. Вып. III. СПб. 1883, с. 225-226.
31. КОЗИН С. А. Ук. соч.; РАШИД-АД-ДИН. Ук. соч. Т. 1, кн. 1, с. 122, 123, 150, 151.
Рубрика: Статьи.