М. Л. Абрамсон. Положение крестьянства и крестьянские движения в южной Италии в XII-XIII веках. Часть 5
В XII – XIII веках шла непрерывная борьба между крестьянами и феодалами, вызванная сопротивлением утрачивающих свою свободу крестьян закрепощению и стремлением крестьян, уже попавших в зависимость, добиться установления феодальной ренты на низком уровне и получения, хотя бы гарантии (в виде договоров) от произвола вотчинника. Нередко крестьянские движения принимали характер выступлений против государства, деятельно помогавшего закрепощению крестьян, а также способствовавшего их разорению тяжелыми налогами.
Сопротивление крестьян принимало, в зависимости от конкретных условий места и времени, различную форму. Иногда крестьяне бежали от своих сеньеров – светских и духовных, а также с земель королевского домена. Выше уже отмечалось, насколько частыми были в эту эпоху побеги крестьян. Эти побеги не смогли прекратить даже энергичные меры, принятые государством.
Иногда крестьяне пытались обратиться в суд, жалуясь на нарушение вотчинником обычая, повышение им повинностей или лишение крестьян издавна принадлежавших последним вольностей. Разумеется, в королевский суд могли обращаться только свободные крестьяне, но и этом случае решение суда обычно было не в пользу крестьян.
Часто имели дело открытые крестьянские восстания, которые носили местный характер и были направлены против сеньера данной вотчины. Но иногда эти восстания принимали более широкий размах и обращались своим острием против феодального государства, причем в некоторых случаях возникала коалиция между крестьянскими и городскими движениями, а изредка баронская оппозиция стремилась возглавить и использовать борьбу народных масс в своих интересах.
Наличие общины, которая была в средние века «единственным очагом народной свободы и жизни»83, усиливало сопротивление крестьян. В Сицилийском королевстве крестьянская община играла особенно активную роль, ибо сельское население селилось большей частью не в открытых местностях, а, из-за постоянной опасности набегов и войн, в укрепленных пунктах (поэтому такого рода поселения чаще назывались не casales и villae, castra или castella). Так, хронист Петр Диакон отмечает, что в 1107 г. сельские жители, жившие на земле монастыря Монте-Кассино, вследствие постоянной угрозы нападений со стороны графов Аквино переселились из деревень в укрепления (castra)84. В последующий период мы действительно встречаем в хрониках указания на то, что зависимые от Монте-Кассино крестьяне живут в крепостях. Это, конечно, усиливало стойкость сопротивления сицилийских общин во время их столкновений с вотчинником и облегчало организацию совместных действий.
Несмотря на то, что хроники или полностью обходят молчанием народные движения или говорят о них чрезвычайно скупо, зачастую изображая их в искаженном виде (что объясняется принадлежностью хронистов к высшим слоям общества и их враждебном отношением к народным массам), тщательный подбор всех упоминаний о проявлениях народного [65] недовольства или даже о вспышках восстаний дает вам возможность представить хотя бы в общих чертах картину борьбы крестьян с феодалами и феодальным государством.
Примером борьбы крестьян с сеньерами могут служить упоминаемые в многочисленных хрониках Монте-Кассино столкновения зависимых вилланов с монастырем. Эти местные выступления выливались иногда в сравнительно крупные восстания.
Скрытое недовольство крестьян проявилось в начале XII века в следующем эпизоде: в эо время графы Аквино постоянно нападали на владения Монте-Кассино. Петр Диакон, останавливаясь на стычках между монастырем и графами, сообщает, что в 1108 г. графы Аквино напали на крепость Терамо, принадлежавшую монастырю; им удалось захватить (на время) крепость благодаря измене крестьян («rusticorum proditione»)85, очевидно, жителей Терамо.
Излагая история монастыря Монте-Кассино, Петр Диакон пишет о крестьянских волнениях, происходивших на землях монастыря, начиная с 1115 г. Он сообщает: «Люди община Сан-Джермано часто вели себя беспокойно и мятежно по отношению к нашему аббату»; поэтому «благоразумные люди» ночью захватили возвышенность около Сан-Джермано и построили на ней башню, чтобы держать в страхе мятежников; подобные же укрепления были сооружены на территории ещё четырех общин (в том числе Потекорво)86. Следовательно, аббату внушали опасения жители не только Сан-Джермано, но и других крестьянских общин. Меры, предпринятые монастырем, не помогли. Через несколько лет крестьяне Сан-Джермано захватили и разрушили башню около их поселения. Вскоре движение разрослось. В 1123 г. «крестьяне Сан-Анджело в Тодиче, которые всегда были главой и виновниками всех беспорядков, происходивших в этой местности, присоединив к себе тех, кто населял крепость св. Виктора, устроили заговор против того же аббата и взаимно обязали себя узами клятвы, что они никогда не будут соблюдать верности монастырю и аббату Кассино, если последний не захочет способствовать облегчению (их положения) и не сделает того, что им угодно». Аббат собрал войско, захватил и опустошил местность, в которой они жили, заставил их смириться и в виде наказания «исторгнул у них немалое количество денег»87. Но в 1137 г. «вся земля, за исключением крепости Кассино, отказалась от верности аббату и братьям», причем снова возглавили движение крестьяне Сан-Анджело. Они напали на монастырь. Восстание приняло большой размах, и два человека, один из которых – держатель манса (mansionarius Bertulfus), были направлены восставшими к германскому императору Лотарю. Мятежников ловили по всей южной Италии и посылали для расправы в Монте-Кассино88.
В 1180 г. «люди» Сан-Джермано сделали попытку мирным путем добиться от монастыря уступок: они отправились к Вильгельму II, находившемуся в Мессине, и просили его дать им «привилегию против монастыря». По-видимому, речь идет о каких-либо вольностях. «Но они ничего не добились», - отмечает хроника89.
Следующая вспышка волнений произошла в период борьбы за Сицилию и южную Италию между Генрихом VI Гогенштауфеном и Танкредом. Междоусобицы создали благоприятную обстановку для выступления [66] крестьян против сеньеров, ибо последние не имели возможности обратиться за помощью к государству. В то время как Монте-Кассино поддержал Генриха VI, мятежный Сан-Анджело принял сторону Танкреда. Анналы Монте-Кассино, написанные известным монахом, сообщают, что в 1192 г. «крепость Сан-Анждело, упорствую в обычной неверности, враждебно сопротивлялась (аббатству)». Сан-Анджело рассылал по лесам враждебных людей, которые устраивали засады и приносили добычу жителям крепости90. Эти нападения, несомненно, были формой класовой борьбы против экплоататоров. Крестьянская война продолжалась долго. Риккард из Сан-Джермано пишет, что «жители крепости Сан-Анджело в Тодиче творили неисчислимые злодеяния в земле св. Бенедикта», между прочим, сожгли принадлежащее монастырю укрепление Пиньятаро. Риккард упоминает о наемниках (serventes), находившихся у восставших на жаловании и участвовавших в военных действиях. В джижении, возможно, участвовала не только основная масса крестьянства, но и зажиточные элементы – верхушка крестьянства и даже мелкие вотчинники (также жившие в укреплениях), по каким-либо причинам недовольные монастырем, которые давали средства на ведение войны. У монастыря не хватало сил справиться с мятежниками. Лишь в 1196 г., благодаря предательству, аббату удалось «вернуть верности монастырю» Сан-Анджело и две другие крепости, участвовавшие в восстании: Фрактаро и Кастельнуово. Вожди волнений, которых Риккард перечисляет и называет «виновниками войн пожаров, неизмеримых бедствий», были подвергнуты суровому наказанию. Чтобы окончательно сломить силу сопротивления Сан-Анджело, аббат приказывал уничтожить укрепления вокруг него – разрушить стены и засыпать рвы91. Тем не менее, через три года, в 1199 г., Риккард из Сан-Джермано снова отмечает, что аббат вернул монастырю господство над Сан-Анджело92. Следовательно, в 1196 г. движение все же не было полностью подавлено, несмотря на энергичные меры, принятые монастырем.
Известно, что крестьяне Сан-Анджело в процессе этой борьбы, на отдельных её этапах, добивались некоторых успехов. В 1113 г. они получили от монастыря в держание земли и леса в местности Табуленла93. В 1190 г. монастырь заключил важный для крестьян договор с общиной Сан-Анджело (и одновременно – договор с общиной Понтекорво, тоже иногда участвовавшей в движении). Содержание этого договора нами излагалось. Впрочем, его заключение не успокоило крестьян: именно к 90-м годам XII века относятся самые сильные волнения.
Отдельные выступления крестьян имели место и в XIII веке. В 1209 г. подняла мятеж Рокка-де-Бантра, которая до того времени подчинялась Монте-Кассино, и жители94, воспользовавшись тем, что управляющий «людьми» крепости племянник аббата выехал в деревню, не пустили его обратно95.
Наконец, отметим яркий эпизод, относящийся к царствованию Фридриха II и касающийся, возможно, того же Сан-Анджело, который постоянно руководил волнениями в XII веке, а в XIII веке разросся и [67] превратился в Читта-Сан-Анджело (civitas Sancti Angeli). В 1239 г. Фридрих II одобряет поведение юстициария Абруццо, который «должным образом поступил с жителями укрепления (castri), называемого Читта-Сан-Анджело», а именно – разрушил стены этого населенного пункта, сжег, постоялые дворы и дома и изгнал многих жителей, а остальные подверг жестоким казням (повесил, четвертовал). Фридрих II приказывает, чтобы «это место навеки опутсело»96. Нам неизвестны причины такой суровой кары; Фридрих II неясно пишет о проявленном жителями коварстве. Может быть, здесь имело место восстание против налогового гнета и системы всевозможных фискальных вымогательств, установленной Фридрихом II.
Приказ Фридриха II относительно полного разрушения Читта-Сан-Анджело был приведен в исполнение. В марте 1240 г. в ответ на запрос юстициария Абруццо, куда поместить изгнанных жителей, Фридрих II пишет: «Мы приказываем, чтобы ты разместил их на территории области Сан-Анджело, составив из них три деревни там, где это окажется наиболее удобным и выгодным для нашей курии»97. Таким образом, жители уничтоженного укрепления были превращены в крепостных крестьян королевского домена; ранее Фридрих II издал закон о закрепощении членов той городской общины, которая попытается вернуть себе самоуправление98, а в данном случае речь идет, по-видимому, о более тяжком преступлении против центральной власти. Социальный состав восставших не совсем ясен ввиду скудности источников, но вполне возможно, что в числе восставших были и крестьяне, также жившие в укреплениях (тем более, что Сан-Анджело может быть уже знакомым нам castrum S. Angeli).
Комментарии
83. К. Маркс и Ф. Энегльс. Соч., т. XXVII, стр. 680.
84. Chronica mon. Casinensis, auctore Petro Diacono. Monumenta Germaniae historica. Scriptores, VII, p. 775 (Далее сокращенно MGH, SS).
85. MGH, SS, VII, p. 777
86. Ibid., p. 789.
87. MGH, SS, VII, p. 803.
88. Ibid., p. 815.
89. Ibid., XIX, p. 312 Annales Casinenses.
90. MGH, SS, XIX, p. 316.
91. MGH, SS, XIX, p. 329. Ryccardi de S. Germano notarii chronica.
92. Ibid., p. 331.
93. MGH, SS, VII, p. 787.
94. В Рокка-де-Бантра жили вилланы, об этом сивдетельствует согласие монастыря на то, чтобы крестьяне Сан-Анджело подчинялись тем же обычаям, которые существовали в Рокка-де-Бантра (Gattola, Acc., p. 383).
95. MGH, SS, XIX, p. 334.
96. H-B V, p. 565.
97. Ibid., p. 827.
98. H-B IV, p. 53 – 54. Мельф. конст. L. I, tit. 50.
Текст воспроизведен по изданию: Положение крестьянства и крестьянские движения в южной Италии в XII-XIII вв. // Средние века, Вып. 3. 1951
© текст - Абрамсон М. Л. 1951
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Средние века. 1951