Песнь о крестовом походе против альбигойцев. Лесса 207
Лесса 207
После продолжительных боев французы снижают осаду Тулузы и уходят
|
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
55
60
65
70
75
80
85
90
95
100
105
110
115
120
125
130 |
Земля четыре дня подряд вкушала мир и лад,
На пятый — грянула гроза, являя свой надсад, Посевы ветер сотрясал, и ливень лил с высот. И те, кто город охранял, ушли под кров и свод, Всего лишь небольшой дозор оставив у ворот. Когда разверзлись небеса, обрушив дождь и град, Решили рыцари Креста, точа проклятий яд, Что город все-таки возьмут, поскольку путь их свят, И рассчитали, что они тулузцев победят. Ужель французы и попы в Тулузу путь найдут? Набив угольями горшки, взяв фитили и трут, Враги сумели разложить у городских оград Костры из виноградных лоз, что хорошо горят. Увидев пламя и пожар, почуяв дым и чад, Тревогу поднял в тот же миг сторожевой отряд; В смятенье жители пришли, раздался шум, набат. Свое оружие схватив, пустился стар и млад Бежать к воротам городским, дабы отбить налет. Заполнив стены и валы, как тучи — небосвод, Взялись тулузцы за мечи, свой не щадя живот. Их жены камни им несли и подавали дрот, Взывая к Деве пресвятой, чтоб та спасла их род. На бой поднялся весь народ, жестокой сече рад. |
Когда же вышли из ворот тулузцы все подряд,
Они попали в западню, в засаду из засад. Смешались рыцарей ряды, им был на сотни счет, И в сяк разил и нападал, пустив оружье в ход. Кого же выберет Господь, кому успех пошлет? Там вы увидеть бы могли камней смертельный лёт, Немало порванных кольчуг и рассеченных лат, И то, как копья и клинки и ранят, и язвят. И небо в сутолоке стрел такой имело вид, Как будто дождик моросил сквозь сотню мелких сит. Смерть ждет в воротах Монтолью, в долине страх царит, Там нет пощады никому, там сталь о сталь звенит. Завеса дыма и огня, которой гуще нет, Над полем брани пролегла, пыль застилает свет. А в стане рыцарей Креста труба бойцов зовет, И всяк седлает скакуна и острый меч берет, И вот посланцы христиан к Тулузе путь стремят И скачут, ярости полны, в броне до самых пят. Земля трепещет и дрожит от топота копыт, «Монфор, Бретань и Суассон!» — клич к небесам летит. Но люди в городе храбры. О, их сердец гранит Ничем нельзя поколебать! И страх не бременит Их души! Раз и навсегда отринув страха гнет, Тулузцы чувствуют восторг, их ратный пыл растет. Встречая грозного врага, бойцы стеной стоят, Готовясь встретить и сломить клинков и копий ряд. Кричат тулузцы: «Грянул бой! Вновь путь твой прям и свят, Тулуза! Снова ты сильна, вновь час побед грядет!» — И славят рыцарей и знать, опору и оплот, Всех тех, кто поднял чести стяг и высоко несет. Даль чистым золотом полна, простор серебрян, сед, И многих стягов и гербов разнообразный цвет, И ветр, вздымающий шелка, и шелк, что ветром взвит, И то, как панцири блестят, и то, как рог трубит, — Все укрепляет ратный дух и сердце веселит. Повсюду схватка началась, повсюду бой кипит, Секирой, пикой, топором крушит врага файдит, Дреколье взял простолюдин, взял рыцарь меч и щит, И вот сверкающая сталь уж на куски сечет И снаряжение, и плоть. И вот уж кровь из-под Дублетов, наручей, кольчуг сплошным потоком льет.
|
||
Ступни, лодыжки, части тел кусками прочь летят,
Потеет кровью вся земля, поля кровоточат. Бойцов враждующих сторон друг к другу так влечет, Что каждый недруга разит, где только ни найдет, Меча не будет под рукой — зубами загрызет. Здесь изрубают на куски, в лицо и грудь разят И смертью недругам своим со всех сторон грозят. Тулузцы ярости полны. Они врага теснят, Везде имеют перевес и гонят вспять, назад, И — рассекая те ряды, верша свой правый суд — Сражают насмерть чужаков, иных же в плен влекут. Тогда лишь завершился бой, когда погас закат, И я скажу, что с той поры, как был Господь распят, Таких ожесточенных битв не видел смертный взгляд, Подобных не было и нет, я повторю стократ. И горе Бог послал одним, скажу не наугад, Другим же радость даровал, венец земных наград. В долину пала тишина. И слышно стало тут, Как те, кто рану получил, свершая ратный труд, Кричат: «О Господи, спаси!» — и тех к себе зовут, Кто может облегчить недуг, который жгуч и лют. Так протекло немало дней, и было не внаклад Тулузцам тяготы сносить и, ставя ряд преград, Ждать новой вылазки врага, атаки вражьих орд. Меж тем французы и попы, из коих каждый горд, В Нарбоннском замке на совет сошлись ввиду невзгод. «Сеньоры, — молвил Ги Монфор, — уже который год Во славу Господа Христа мы льем и кровь, и пот, И многим в схватке умереть уже настал черед. Клянусь, ни небо, ни земля не стоят сих утрат, И если прежде на врага страх наводил мой брат, То ныне битву продолжать рискнет лишь сумасброд». «Сеньоры, — молвил Амори, — о том и речь идет, Что кровь убитого отца о мести вопиет И отступление мое в сяк бегством назовет. Как имя доброе спасти? Как избежать клевет? Я, за отца не отомстив, нарушу свой обет И делу Церкви причиню непоправимый вред». «О граф, — рек доблестный Ален, — позвольте дать совет: Решившись город осаждать, мы не избегнем бед, Ведь ныне к тем, кто был гоним, приходят дни побед1. |
||
Осаду жители снесут без горя и забот,
У них есть хлеб, вино, зерно, дары земных щедрот, Дрова на случай холодов и подъяремный скот; Сердца их радостью полны, а нас тоска гнетет. Уж город был у нас в руках! Каков же результат? Тот, кто победу упустил, вернет себе навряд Добро, утраченное им. Так люди говорят». «Столь велика моя печаль, — сказал Фолькет-прелат, — Что верю: Бог меня отверг, узрел я смерть и ад». И так, досады не тая, баронам рек легат: «Теперь осаду мы прервем, и нам не возразят2, Поскольку будущей весной, когда земля цветет, Мы, войско новое собрав, вернемся в сей феод3. Сын короля, на диво всем, возглавит сей поход! Тогда и травы, и цветы, зеленый лист и плод...4 <...> Но примет воду за нектар их пересохший рот. Быть пусту городу сему! Тулузцев кара ждет; Клянусь, от копий и мечей ничто их не спасет». И вот точь-в-точь на Яков день5, едва настал рассвет И был сиянием небес весь Божий мир согрет, Ушли посланцы христиан, свернув на старый след. Ушли французы, бросив всё, ведь грянул час расплат, Пришлось оставить чужакам вблизи тулузских врат И честь, и славу, и коней, и скарб, и жизни цвет Их графа, коему они служили столько лет; Лишь меч и тело взять смогли, но плоть живую — нет, Сеньора своего6.
|
1 ...ныне к тем, кто был гоним, приходят дни побед. — После разгрома в 1213 г. для жителей Тулузы начался период оккупации. Теперь защитники города восторжествовали над своими врагами.
2 Теперь осаду мы прервем, и нам не возразят... — Причиной снятия осады явилось поражение крестоносцев и отказ многих сеньоров-южан признать Амори де Монфора своим сюзереном. (В Альби признать Амори отказался даже тамошний епископ, чем заслужил порицание Папы Гонория Ш.) Вдобавок немало крестоносцев приняли решение покинуть войско.
3 ...будущей весной ~ Мы, войско новое собрав, вернемся в сей феод. — Амори де Мон- фор и кардинал-легат возложили на епископов Тулузы, Тарба и Комменжа, отбывавших вместе с вдовой Симона де Монфора в Иль-де-Франс, задачу раздобыть денег и навербовать новых крестоносцев. Поддерживая чаяния Амори де Монфора, Гонорий Ш в августе, а затем в сентябре, разослал соответствующие буллы прелатам, королю Франции и его сыну. Хронист Пьер из Во-де-Сернея упоминает о специальных папских индульгенциях. Известно, что, составляя в сентябре 1218 г. завещание, Ингеборга (ок. 1175—1236), королева Франции (с 1193 г.), завещала 40 ливров на нужды войска, отправлявшегося в альбигойские земли.
4 Тогда и травы, и цветы, зеленый лист и плод... — Далее в тексте следует лакуна. Судя по следующему стиху, кардинал высказал надежду, что крестоносное воинство преодолеет трудности, в том числе голод и жажду.
5 Яков день. — Праздник св. Иакова отмечается католиками 25 июля.
6 Лишь меч и тело взять смогли ~ Сеньора своего. — Останки Монфора доставили в Каркассонн, однако не полностью. Гильом де Пюилоранс пишет, что труп Монфора решили сохранить по французскому обычаю (он заключался в том, что тело долго вываривали, чтобы мясо отделилось от костей, затем хоронили плоть рядом с местом гибели, а кости везли к месту погребения). Останки Монфора похоронили в приделе собора Сен-Назер в Каркассонне. В 1224 г. по приказу Амори де Монфора останки извлекли и перевезли в церковь приорства От-Брюйер, возле Шеврёза. Церковь эта была основана в 1112 г. королем Людовиком VI и тогдашним сеньором Монфора.
Рубрика: Альбигойцы.